Антимонопольное законодательство РК не в полной мере обеспечивает защиту интересов добросовестных субъектов рынка - Есенбаев
Алматы. 13 августа. "Казахстан Сегодня" - Действующее антимонопольное законодательство Казахстана не в полной мере обеспечивает защиту интересов добросовестных субъектов рынка. Об этом сегодня в ходе "круглого стола", на котором обсуждался проект закона "О конкуренции", сообщил председатель Агентства по защите конкуренции (АЗК) Мажит Есенбаев, передает корреспондент агентства.
"Действующее антимонопольное законодательство не в состоянии эффективно повлиять на процесс демонополизации в отраслях экономики, не в полной мере обеспечивает защиту интересов добросовестных субъектов рынка", - сказал М. Есенбаев.
Он также отметил, что "в результате непонимания и игнорирования действующего законодательства ежегодно увеличивается количество нарушений... например, ежегодно наблюдается повсеместное повышение субъектами рынка цен на ГСМ в период посевной и уборочной, цен на уголь в период отопительного сезона".
Как сообщалось ранее, АЗК передало в финполицию материалы по 64 компаниям, занимающимися розничной реализацией ГСМ, допустившим злоупотребление доминирующим положением и ценовой сговор.
Как сообщает пресс-служба АЗК, в действиях этих компаний "усматриваются признаки антиконкурентных соглашений (согласованных действий)", материалы переданы в финполицию для дальнейшего расследования и принятия процессуального решения.
Межрегиональными инспекциями агентства в связи с резким и повсеместным повышением цен на ГСМ были проведены внеплановые проверки деятельности 32 субъектов крупного предпринимательства, осуществляющих деятельность по производству, поставке и реализации ГСМ, в том числе трех нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, без проведения проверок был проведен анализ деятельности более ста субъектов малого и среднего предпринимательства рынка розничной реализации ГСМ.
"С небольшим интервалом времени, в период с 10 по 20 июля, в большинстве регионов республики также наблюдался рост цен на ГСМ и у других субъектов рынка, занимающихся розничной реализацией ГСМ через АЗС", - отметили в пресс-службе.
"В этой связи территориальными подразделениями агентства был проведен анализ действий субъектов рынка, занимающихся оптовой и розничной реализацией ГСМ, по результатам которого было установлено, что у большинства данных субъектов рынка отсутствовали обоснованные причины для повышения цен на ГСМ, что является прямым признаком антиконкурентных соглашений (согласованных действий) данных субъектов рынка", - сообщили в пресс-службе.
Агентство напоминает, что в соответствии со статьей 7 Закона РК от 7 июля 2006 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" запрещаются и в порядке, установленном законодательством РК, признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), касающиеся установления (поддержания) согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров.
"Результаты анализа рынка ГСМ показывают, что данный рынок монополизирован тремя крупными компаниями: АО ТД "КазМунайГаз", АО ТД "ПетроКазахстан" и ТОО "Гелиос", кроме того, на рынке присутствует большое количество посреднических структур", - отметили в АЗК.
Например, по данным АЗК, нефтедобывающие компании (АО "Разведка и добыча "КазМунайГаз" и АО "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз" осуществляют реализацию своей продукции через аффилированные торговые дома АО ТД "КазМунай Газ" и АО ТД "ПетроКазахстан", которые являются посредническими организациями и осуществляют реализацию ГСМ через других посредников. Маржа у данных торговых домов составляет, в среднем, от 30% до 300%, что приводит к удорожанию ГСМ для конечного потребителя в несколько раз.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна