Алматы. 12 ноября. Kazakhstan Today - В октябре рынок новых автомобилей продемонстрировал некоторый рост продаж к предыдущему месяцу, передает агентство со ссылкой на обзор рынка новых легковых автомобилей консалтинговой компании "Qncepto".
"Объем сбыта составил 1575 автомобилей против 1474 в сентябре 2009 года. Однако на фоне показателя октября 2008 года (3004 реализованных автомобилей) прирост к сентябрю на 6,9% представляется скромным поводом для оптимизма. Тем более, что обеспечен он был ростом доли государственных закупок", - сообщает "Qncepto".
В горизонте 10 месяцев с начала года рынок сократился на 54,8% к аналогичному периоду 2008 года. В январе - октябре текущего года на территории РК официальными дилерами было продано 14 247 новых автомобилей.
Как сообщает "Qncepto", основной вклад в прирост октябрьских продаж внесли 4 марки. Кратный рост за счет продажи партии автомобилей Jetta и Santana китайской сборки в рамках госзакупок показал Volkswagen, до сих пор демонстрировавший крайне депрессивную динамику: продажи бренда в январе - октябре 2009 года сократились почти в 4 раза (до 487 автомобилей против 1877 в январе - октябре 2008 года).
"Поставка автомобилей в адрес ДВД Алматы и агрессивные скидки позволяют наращивать показатели дилеру Mitsubishi - продажи в октябре составили 226 единиц. В сентябре было продано 177 автомобилей этой марки", - отмечается в обзоре.
Кроме того, рывок совершил и российский УАЗ, закрывший октябрь с результатом 167 автомобилей, или на 30,5% выше уровня сентябрьских продаж. Успешные продажи Grand Vitara обусловили фактическое удвоение объема проданных автомобилей Suzuki в октябре - 60 единиц против 31 в сентябре 2009 года.
"Тем не менее, позитивная месячная динамика названных марок никак не изменила расклада сил в тройке лидеров казахстанского рынка по итогам 10 месяцев с начала года. Число покупателей российской "Лады", занимающей первую строчку, достигло отметки 2969. Дилеры Toyota, второго по популярности бренда, продали 2484 автомобиля. Продажи УАЗа, третьего по объемам сбыта, составили в данный период 1847 автомобилей", - сообщает "Qncepto".
На четвертой позиции расположился Mitsubishi (1633 автомобиля в январе - октябре 2009 года), сместивший узбекский UZ-Daewoo (1107 автомобилей) на пятое место. Шестую строку c результатом 547 реализованных авто занял Nissan. На одну ступень в январе - октябре 2009 года поднялся Chevrolet, чьи продажи составили 542 автомобиля. Восьмым в TOP-10 отечественного рынка фигурирует Hyundai - несмотря на ослабление прошлогодней позиции за 10 месяцев текущего года было продано 532 автомобиля. И, наконец, замыкают десятку лидеров "побратимы" Volkswagen (487 автомобилей) и Skoda (434 автомобиля).
Десятку наиболее востребованных в Казахстане моделей поделили между собой российские марки, японские Toyota и Mitsubishi, плюс узбекский Daewoo. Самые продаваемые с начала 2009 года автомобили принадлежат "старому" семейству моделей УАЗ (1768 единиц). Второе и третье место - за АвтоВАЗовской "семеркой" и казахстанской "Нивой 4х4" - 1058 и 766 реализованных автомобилей соответственно.
676 проданных Daewoo Nexia обеспечили автомобилю 4-е место на казахстанской арене.
Пятая по популярности модель в республике - Toyota Corolla (497 автомобилей). С несущественным отрывом за ней следует бестселлер Toyota Land Cruiser Prado - 494 авто в январе - октябре. На седьмой позиции также внедорожник - Mitsubishi Outlander II XL, который обрел 474 покупателя. Lada Priora с результатом 412 авто на восьмом месте. В активе Toyota Land Cruiser 200, одного из пяти внедорожников, вошедших в десятку моделей-лидеров, 407 проданных автомобилей и 9-е место. Замыкает десятку фаворитов Lada Samara (400 автомобилей).
По информации консалтинговой компании, примечательно, что сокращение потребительского спроса не сказалось на традиционном предпочтении казахстанцами внедорожной техники. Более того, в январе - октябре текущего года доля всех видов внедорожников возросла до 47,35% (42,95% в январе - октябре 2008 года). Причем основной прирост обеспечен укреплением позиций средних и тяжелых (полноразмерных) внедорожников.
"Гольф-класс (C), второй по популярности, незначительно уступил другим сегментам: 23,81% за 10 месяцев 2009 года против 25,13% в тот же период 2008 года. Близкая динамика наблюдалась в малом классе (B) - снижение с 13,92% до 11,61%, и в сегменте бизнес-класса (E) - сокращение доли с 6,99% до 4,63%. Вклад среднего класса (D), категории легких коммерческих автомобилей (LCV), а также пикапов несколько увеличился: c 3,25% до 4,44%, с 2,96% до 3,38% и с 1,16% до 1,7% соответственно", - сообщает "Qncepto".
Характерной приметой 10 кризисных месяцев стало расширение почти в 2,5 раза узкого сегмента автомобилей премиум-класса. Его доля в январе - октябре 2009 года составила 0,69% против 0,28% в аналогичный период 2008 года.
Как отмечает консалтинговая компания, на дистанции 10 месяцев продолжается "размывание" долей крупнейших дилеров в пользу игроков второго плана. Наиболее заметная потеря рыночной доли коснулась "Тойота Центр Жетысу": по отношению к аналогичному периоду минувшего года компания потеряла 4% из 11%.
Приблизительно равное снижение рыночного вклада постигло и две крупнейшие дилерские группы. Доля КМК "Астана Моторс" составила 18%. Лидер - группа компаний "БИПЭК АВТО" - контролирует 37% рынка. В январе - октябре 2008 года эти цифры составляли 22% и 42% соответственно.
Стоит отметить, что с ослаблением позиций КМК "Астана Моторс" ее статус сравнялся с рыночным положением "Меркур Авто". Доля "Меркура" также равна сегодня 18% (против 20% в 2008 году).
Компанией, заметно усилившей свое присутствие на рынке благодаря сбыту автомобилей "УАЗ", следует назвать "Вираж". Ее доля в январе - октябре 2009 года увеличилась с 1% до 5%.
"Основной интригой ноября - декабря текущего года остаются прогнозы относительно будущего влияния режима Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси на картину логистики поставок и ценовую политику дилеров. Либерализация таможенных отношений между странами - участниками союза, вероятнее всего, вызовет существенное изменение ландшафта казахстанского рынка в пользу официальных дилеров и ослабит давление импорта "секонд-хэнда" из дальнего зарубежья", - считают аналитики "Qncepto".
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.