Москва. 1 апреля. Kazakhstan Today - За два года казахстанский автопром увеличил объемы производства почти в пять раз, передает Kazakhstan Today.
Департамент промышленной политики ЕЭК подготовил обзор "Состояние легковой автомобильной промышленности государств-членов ТС и ЕЭП в 2010 - 2012 годах".
В подготовленном обзоре приведен анализ динамики объемов производства легковых автомобилей в рамках ЕЭП за период 2010 - 2012 годов в разрезе классов автомобилей и производителей. Рассмотрена ситуация с внешней и взаимной торговлей легковыми автомобилями, объемами реализации легковых автомобилей на внутреннем рынке, в том числе новых автомобилей в разрезе марок. Проведен анализ факторов, влияющих на текущее состояние и перспективы развития автомобильных рынков государств-членов Таможенного союза, сообщает пресс-служба ЕЭК.
Так, по данным, приведенным в обзоре, объемы производства легковых автомобилей увеличились во всех странах ТС. В России - на 46,4% в 2011 году (по сравнению с 2010-м) и на 13,3% в 2012 году (по сравнению с 2011-м). В Казахстане - в 2,6 раза и 2,3 раза соответственно, в Беларуси - на 65,5% и 76% соответственно.
Выявленный в ходе анализа существенный рост объемов выпуска в государствах-членах ТС легковых автомобилей директор департамента промышленной политики ЕЭК Владимир Мальцев объясняет разными факторами.
"В Казахстане, ранее не имевшем собственной автомобильной промышленности, активно идет процесс создания собственных автосборочных производств", - отметил он. Однако, по его словам, автосборочные предприятия Казахстана в основном работают с применением технологии крупноузловой сборки с низкой степенью локализации производства.
"В Беларуси производство легковых автомобилей с началом функционирования Единого экономического пространства получило новые возможности для развития, что также сопровождается появлением заинтересованности государства в развитии данной подотрасли. Тем не менее, производство легковых автомобилей в Беларуси продолжает находиться на стадии становления", - подчеркнул В. Мальцев.
В обзоре указано, что в Беларуси в настоящее время функционирует одно автосборочное предприятие по выпуску легковых автомобилей - ЗАО СП "Юнисон", Минский район (промышленная сборка легковых автомобилей "Samand" и легких грузовиков KIA). На заводе "БелДжи" серийный выпуск автомобилей еще не налажен.
В Казахстане в настоящее время функционируют два автосборочных предприятия по выпуску легковых автомобилей - АО "Азия Авто" (Усть-Каменогорск) выпускает 14 моделей легковых автомобилей марок LADA, Chevrolet, Kia, Skoda, а также СП "АгроМашХолдинг Казахстан" (Костанай) с 2011 года выпускает пять моделей SsangYong: Rexton, Kyron, Actyon, Actyon Sports (пикап), New Actyon, с начала осени 2012 года началась сборка УАЗ.
В России в настоящее время функционирует 16 крупных автосборочных предприятий.
Согласно исследованию, основные различия в части государственного регулирования автомобильной промышленности заключаются в требованиях к степени локализации производства, которую необходимо достичь автопроизводителю (в России - 60%, в Беларуси и Казахстане - 30%). При этом, по словам директора департамента, различные требования к необходимости достижения определенного уровня локализации связаны с уровнем развития автомобильной промышленности государств-членов Таможенного союза.
"В России с учетом текущего состояния развития отрасли и наличия существенных резервов рынка сбыта продукции есть возможность требовать от автопроизводителей создания крупных производств с высоким уровнем локализации, что предполагает наличие развитой сети предприятий по выпуску автокомплектующих. В Беларуси и Казахстане, учитывая не столь большой размер рынка сбыта готовой продукции, представляется маловероятной возможность найти инвестора, желающего создать предприятие с производственной мощностью 350 тыс. автомобилей в год и собственным инженерно-конструкторским подразделением", - полагает В. Мальцев.
По его мнению, также представляется затруднительным довести уровень локализации производства до 60%, "так как отечественные предприятия не выпускают необходимую для производства автомобилей номенклатуру продукции, а иностранные производители автокомплектующих не заинтересованы в создании производственных мощностей в Беларуси и Казахстане в силу недостаточности требуемого объема выпуска".
Кроме того, в обзоре отмечается, что за два года существенно увеличился объем экспорта автомобилей в рамках взаимной торговли из России, что означает увеличение вывоза автомобилей, произведенных в России, Беларуси и Казахстане. По словам В. Мальцева, также следует отметить снижение импорта автомобилей в Беларусь в рамках внешней торговли с третьими странами. Директор департамента считает, что существенное влияние на изменение товарной структуры внешней и взаимной торговли легковыми автомобилями оказали меры нормативно-правового регулирования в данной сфере, основными из которых являются повышение ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили старше 3 лет, что создало условия для развития собственных автосборочных предприятий в государствах - членах ТС и ЕЭП и, в первую очередь, в России; вступление России в ВТО, связанное с этим снижение ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили и введение Россией в качестве компенсационной меры утилизационного сбора; унификация Республикой Беларусь с 1 июля 2011 года ставок ввозных таможенных пошлин на бывшие в эксплуатации транспортные средства со ставками, применяемыми в России и Казахстане.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.