23.09.2021, 13:05 590333

Тезисы официального представителя Евразийской экономической комиссии Ии Малкиной на брифинге 22 сентября

Тезисы официального представителя Евразийской экономической комиссии Ии Малкиной на брифинге 22 сентября
Начнем с анонсов.
 
Сегодня министр по промышленности и агропромышленному комплексу Артак Камалян выступит на III Международном форуме "Экология горно-металлургического и нефтедобывающего производства". Форум проходит при поддержке Комиссии. 
 
23 и 27 сентября состоится 2-е заседание совместной рабочей группы между ЕЭК и Правительством Королевства Таиланд. Сопредседателем со стороны Комиссии будет министр по интеграции и макроэкономике Сергей Глазьев. Стороны обсудят торгово-экономическое, инвестиционное сотрудничество и другие темы. 
 
24 сентября в Ереване министр по экономике и финансовой политике Руслан Бекетаев встретится с представителями армянского бизнеса. Планируется рассмотреть вопросы торговли услугами, формирования единого рынка труда и другие. 
 
На 24 сентября намечено совещание министров энергетики государств ЕАЭС. Его проведет министр по энергетике и инфраструктуре Комиссии Темирбек Асанбеков. Планируется обсудить вопросы формирования общего рынка газа Союза.
 
Анонсы ищите на сайте Комиссии.
 
Теперь несколько слов о реализации приоритетов казахстанского председательства. 
 
Напомню, что в начале года президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к главам государств определил приоритеты, стоящие перед Союзом. В план действий по их реализации вошло 84 мероприятия со сроками исполнения 2021-2025 годы. 
 
По итогам первого полугодия выполнено 16 пунктов плана. По 42 пунктам сроки исполнения также наступают в текущем году. 
 
Так, например, в первом полугодии выполнены следующие мероприятия:
 
- утверждена карта развития агроиндустрии ЕАЭС;
 
- актуализирован и размещен на официальном сайте Комиссии перечень совместных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры;
 
- разработан проект Соглашения, направленного на прямое признание в государстве трудоустройства документов об ученых званиях трудящихся, выданных в государствах ЕАЭС и другие.
 
Теперь о документах, которые проходят общественное обсуждение на Правовом портале.
 
До 5 октября продлится обсуждение двух инициатив о снижении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
 
Кыргызская Республика предлагает снизить ставку с 5% до 0% в отношении семенного картофеля сроком на 3 года. По мнению кыргызской стороны, это будет способствовать созданию благоприятных условий для производителей Союза, которые специализируются на выращивании картофеля. 
 
Российская Федерация предлагает обнулить ставки в отношении двигателей турбореактивных для производства гражданских воздушных судов по 31 декабря 2023 года включительно. 
 
В настоящее время пошлина составляет 5% от таможенной стоимости. Такие двигатели используются при производстве российских среднемагистральных самолетов МС-21. 
 
Просим всех заинтересованных лиц направлять свои замечания и предложения в Комиссию.
 
Переходим к значимым решениям.
 
Коллегия ЕЭК по поручению Межправсовета разрабатывает Методику оценки влияния препятствий на взаимную торговлю. Накануне первые наработки в этом направлении представил министр по интеграции и макроэкономике Сергей Глазьев. 
 
Методика является новым документом в сфере оценки влияния барьеров на взаимную торговлю. В качестве пилотной разработки был предложен метод анализа динамических рядов показателей взаимной торговли товарами, подпадающими под действие препятствия. В ходе обсуждения вопроса было решено не ограничиваться одним методом и подготовить подборку различных методов для качественной оценки влияния препятствий на взаимную торговлю. 
 
ЕЭК рассмотрит предложения Казахстана по изменению техрегламента на табачную продукцию в части установления требований к табаку для кальяна. Это решение принято накануне на заседании коллегии.
 
По информации министра Комиссии Гегама Варданяна, кодексом Казахстана "О здоровье народа и системе здравоохранения" установлены требования к табаку для кальяна, которые противоречат техрегламенту ЕАЭС. Тем не менее при обсуждении вопроса коллегия отметила целесообразность актуализации положений союзного техрегламента в интересах защиты жизни и здоровья граждан. 
 
Сегодня председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович провел заседание оперативного комитета высокого уровня по устранению спорных ситуаций. Успешно рассмотрены 3 актуальных для сторон вопроса. 
 
По инициативе кыргызской стороны и по поручению Совета Комиссии (№7 от 8 февраля 2021 года) комитет рассмотрел вопрос об отсутствии на внутреннем рынке Союза единых подходов к контролю за перемещением товаров двойного и военного назначения.
 
В результате обмена мнениями поддержано предложение Михаила Мясниковича инициировать разработку соглашения об общих принципах и механизмах контроля внутри Союза. Это обеспечит более широкий подход к вопросу и позволит сторонам иметь чёткое понимание, в каком случае и как осуществляются проверки. 
 
Михаил Мясникович также подчеркнул, что задача Комиссии и стран - работать над развитием Союза, а не ограничиваться только положениями Договора о ЕАЭС. 
 
Соответствующий доклад будет представлен на заседании Совета Комиссии.
 
По инициативе казахстанской стороны рассмотрен вопрос перемещения из Европы через Беларусь и Россию подкарантинной продукции в Казахстан. По информации казахстанской стороны, имели место сложности с признанием Беларусью фитосанитарных сертификатов, выданных отправителем. В ходе консультаций выяснилось, что проблемные ситуации возникали из-за нарушения отправителями порядка заполнения фитосанитарных сертификатов. В настоящее время проблема разрешена, представители Беларуси предоставили разъяснения по заполнению сертификатов. Планируется, что уполномоченные органы сторон продолжат мониторинг этой ситуации.
 
Также комитет рассмотрел проект Соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок грузов. Напомню, данный проект уже был представлен членам Совета ЕЭК на заседании 14 сентября текущего года. Вместе с тем оставалось несколько принципиальных замечаний, по которым сторонам не удавалось договориться. Сегодня члены комитета и эксперты смогли выработать компромиссные предложения, все замечаний и предложения сторон учтены.
 
На ближайшем заседании коллегии будет рассмотрен вопрос о направлении проекта Соглашения на внутригосударственное согласование. Комиссия рассчитывает до конца текущего года подготовить его для подписания главами государств ЕАЭС. Ожидаем, что к середине 2022 года соглашение может быть ратифицировано странами.
 
Проект соглашения предусматривает установку технического устройства, функционирующего на основе технологии навигационных спутниковых систем, на грузовые контейнеры с товарами, перемещаемыми железнодорожным и автомобильным транспортом в рамках международных перевозок. Документ определяет объекты отслеживания, виды транспорта, которыми они перевозятся, случаи и условия отслеживания перевозок. В частности, объектами отслеживания является подакцизная продукция (алкоголь, табак), санкционные товары, товары, перевозимые под процедурой таможенного транзита и иные объекты, определяемые Комиссией. Во всех странах ЕАЭС уже определены национальные операторы, которые будут отслеживать перевозки, вопросы их взаимодействия будут отражены в отдельном соглашении.
 
Применение электронных навигационных пломб позволит минимизировать различные формы государственного контроля при перемещении товаров и грузов по территории ЕАЭС в третьи страны, а также обеспечить законный оборот товаров в Союзе. Для этого будет осуществляться мониторинг контрольных мероприятий путем обмена информацией между контролирующими органами наших стран.
 
Переходим к аналитике. 
 
Департамент макроэкономической политики Комиссии улучшил прогноз по ВВП Союза. В 2021 году в ЕАЭС ожидается рост ВВП на 4,1% после сокращения на 2,9% в 2020 году. Ранее прогнозировался рост на 3,8%.
 
Экономики Казахстана и России уже достигли допандемического уровня и предположительно вырастут примерно на 4% по итогам текущего года. 
 
В Армении и Кыргызстане восстановление экономической активности займет больше времени и завершится в течение 2022 года, в этих странах в текущем году ожидается рост ВВП на 4% и 3,8% соответственно. 
 
ВВП Беларуси по итогам первого полугодия вырос на 3,3%, однако из-за усиления ограничительных мер со стороны США, ЕС и Великобритании экономический рост во втором полугодии немного замедлится и составит по итогам 2021 года 2,5%.
 
ВВП ЕАЭС в первом полугодии текущего года составил почти 900 млрд долларов США и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 4,5%.
 
Теперь о свежей статистике. 
 
По данным департамента статистики Комиссии, в первом квартале текущего года чистый приток взаимных прямых инвестиций в Союзе составил 663,2 млн долларов США, или 93% к уровню соответствующего квартала прошлого года. Преобладающими инструментами взаимных прямых инвестиций были инвестиции в капитал компаний, в том числе реинвестирование доходов, инвестиции в паи и акции инвестиционных фондов. 
 
В структуре взаимных прямых инвестиций наибольший приток наблюдался в Беларуси (501 млн долларов США) и Казахстане (137 млн долларов США). Основным инвестором по-прежнему остается Россия.
 
Общий объем инвестиций из всех стран мира в I квартале текущего года составил 7,1 млрд долларов США. В их составе доля взаимных инвестиций повысилась до 9%. Такие показатели на фоне значительного снижения объемов взаимных прямых инвестиций в 2020 году можно рассматривать как быстрое восстановление деловой активности в ЕАЭС.
 
Переходим к вашим вопросам. 
 
Интерфакс: Россия и Беларусь договорились до 1 декабря 2022 года подписать договор о едином рынке газа. Будет ли этот процесс синхронизирован с формированием общего рынка газа ЕАЭС? 
 
В соответствии со сроками, утвержденными главами государств ЕАЭС, Международный договор о формировании общего рынка газа также планируется подписать в 2022 году.
 
Вместе с тем обращаю внимание, что в Союзном государстве уровень интеграции является более глубоким и по своей сути означает унификацию газовых рынков стран-участниц, создание идентичных механизмов их регулирования и общей инфраструктуры.
 
Телеканал "Казахстан": Принято ли решение об обязательном использовании приложения "Путешествую без COVID-19"? Будет ли в нем учитываться вакцинация? 
 
Эта тема включена в повестку заседания Совета Комиссии 5 октября. Вице-премьеры стран ЕАЭС рассмотрят вопрос расширения функционала приложения "Путешествую без COVID-19". Предполагается, что в перспективе с его помощью пользователи смогут предоставлять не только результат ПЦР, но и сведения о вакцинации или о перенесенном заболевании. Для этого приложение будет интегрировать данные из национальных информационных систем. Трансграничный обмен персональными данными при этом не предполагается.
 
С одной стороны, это позволит предотвратить распространение коронавирусной инфекции, с другой - поддержать восстановление свободного перемещения граждан ЕАЭС внутри Союза всеми видами транспорта. 
 
Также планируется обсудить вопрос об обязательном использовании приложения "Путешествую без COVID-19" и о его совместимости с казахстанским приложением "ASHYQ".
 
Напомню, что разработчиком "Путешествую без COVID-19" является Фонд цифровых инициатив Евразийского банка развития. На сегодняшний день в приложении получено порядка 1,2 млн результатов ПЦР-тестов. У 845 тыс. пользователей приложение установлено на телефон. К приложению подключено 4025 лабораторий, филиалов лабораторий и точек забора биоматериала.
 
Телеканал "Беларусь 1": В связи с ростом заболеваемости COVID-19 как изменится транспортное сообщение внутри Союза? Как меняются объемы грузо- и пассажироперевозок с начала года?
 
Вопрос о текущей эпидемиологической ситуации в странах Союза будет рассматриваться на очередном заседании Совета руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое запланировано на 27 сентября. Ограничения по-прежнему оказывают существенное влияние на перемещение граждан и грузов. 
 
Объем перевозок грузов в ЕАЭС в январе - июле 2021 года составил 6,7 млрд тонн и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 0,2%. Наибольшее количество грузов было перевезено автомобильным транспортом (4,6 млрд тонн). 
 
Объем перевозок пассажиров при этом составил 10 млрд человек, что на 7,7% меньше, чем в январе - июле прошлого года. Здесь также лидирует автотранспорт - 8,9 млн человек. 
 
Беларусь 1: Насколько успешен проект "Евразийский агроэкспресс" в Китай и какое место в нем отводится Беларуси? 
 
Задача проекта "Евразийский агроэкспресс" - обеспечить ускоренную доставку сельскохозяйственной продукции из Беларуси, Казахстана и России в Китай и Узбекистан. Возможна доставка в том числе замороженной продукции. Для интегрированного управления проектом создана дирекция в форме автономной некоммерческой организации (АНО) "Евразийская Агрологистика". Ее участниками уже стали АО "РЖД Логистика" (Российская Федерация), ООО "Бремино групп" (Республика Беларусь), АО "KTZ Express" (Республика Казахстан), АО "Славтранс-Сервис" (Российская Федерация).
 
В настоящее время прорабатываются вопросы взаимодействия с Китаем, построения логистической цепочки доставки, а также увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции ЕАЭС железнодорожным транспортом. Полноценный запуск проекта состоится после утверждения органами Союза всех необходимых документов.
 
И в заключение напомню, что на следующей неделе стартует 3-й модуль онлайн-курса Комиссии. Наши эксперты из блока промышленности и АПК, а также блока техрегулирования расскажут о проводимых единых или согласованных политик в этих сферах. Ссылка на курс - в комментариях.
 
На этом у меня все.
 
Хорошего дня!
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?