04.02.2013, 10:53 2694

Казпотребнадзор требует отказаться от повышения тарифов на электроэнергию, пока средства от них идут в карман собственников компаний

Почти все средства, полученные энергокомпаниями в результате повышения тарифов, пошли на выплаты дивидендов их учредителям. В совокупности эта цифра составила более 2 млрд тенге (более $13 млн). В свою очередь на мероприятия, связанные с модернизацией, было затрачено всего 24,9 млн тенге ($166 тыс.), то есть в 80 раз меньше, чем на выплаты дивидендов акционерам!

Алматы. 4 февраля. Kazakhstan Today - Казпотребнадзор требует отказаться от повышения тарифов на электроэнергию, пока средства от них идут в карман собственников компаний, передает Kazakhstan Today.

"После того как глава Агентства по защите конкуренции (АЗК) официально подтвердил, что средства от повышения тарифов идут в карман собственникам энергокомпаний, а не на обновление мощностей, дальнейший их рост без совершенствования модели контроля над модернизацией не имеет никакого смысла. В связи с этим "Казпотребнадзор" призывает правительство заморозить Программу поэтапного повышения цен на электроэнергию до 2015 года", - заявили в Казпотребнадзоре.

По информации общественников, "текущая схема взаимодействия Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) с профильными компаниями является абсолютно непрозрачной, тем самым создается база для коррупционных правонарушений. В свою очередь общество в лице местных представительных органов, общественных организаций и СМИ не задействовано в контроле средств, предусмотренных на модернизацию".

Для повышения эффективности Казпотребнадзор предлагает использовать следующую схему: АРЕМ + энергокомпании + маслихат + общественный контроль (НПО и СМИ) = СПРАВЕДЛИВЫЕ ТАРИФЫ.

"Напомним, глава АЗК Болатбек Куандыков заявил, что почти все средства, полученные энергокомпаниями в результате повышения тарифов, пошли на выплаты дивидендов их учредителям. В совокупности эта цифра составила более 2 млрд тенге (более $13 млн). В свою очередь на мероприятия, связанные с модернизацией, было затрачено всего 24,9 млн тенге ($166 тыс.), то есть в 80 раз меньше, чем на выплаты дивидендов акционерам! Фактически акционеры обогащаются за счет обычных граждан, в том числе пенсионеров, инвалидов, врачей, учителей и т.д.", - говорится в сообщении.

Казпотребнадзор отмечает, что еще в октябре 2012 года совместно с исследовательским агентством "Рейтинг.kz" составлен рейтинг стоимости коммунальных тарифов в крупнейших городах Казахстана. В исследовании отмечалось: "Средний рост цен на электричество почти в 2 раза превышает рост цен на другие коммунальные услуги. Это косвенно свидетельствует о фактах лоббирования интересов энергетических компаний уполномоченными органами, в частности, Агентством по регулированию естественных монополий, акиматами и маслихатами".

По результатам исследования среди прочего были сделаны следующие выводы: значительной частью коммунальных предприятий страны владеют частные лица, рассматривающие эти активы исключительно как источник обогащения; действующие механизмы контроля над расходованием средств на модернизацию ЖКХ показывают свою крайнюю неэффективность.

ОО "Казпотребнадзор" предложил ряд своих рекомендаций для исправления ситуации с неудовлетворительными темпами модернизации мощностей. Создать реальные механизмы гражданского контроля над процессом модернизации существующей инфраструктуры и строительства новых мощностей. Для повышения прозрачности создать специализированный сайт, на котором будет размещаться информация о выполнении каждой компанией своих обязательств по модернизации. Обязать все компании, оказывающие коммунальные услуги, перед повышением тарифа публиковать в популярной газете (тираж не менее 30 тыс. экземпляров) подробную мотивировку повышения с приведением конкретных числовых показателей, а также отчет о выполнении ранее запланированной модернизации, проведенной с момента последнего повышения тарифа. Совместно с финансовой полицией активизировать работу по выявлению случаев завышения проектной стоимости модернизации, стоимости сырья, а также пресечения "откатов".

Предусмотреть принцип, согласно которому рост потерь за время владения предприятием, оказывающим коммунальные услуги, не учитывается при обосновании необходимости повышения тарифов. К примеру, если на момент покупки предприятия нынешним собственником в 2001 году его потери составляли 5%, а сейчас они достигают 20%. Разница потерь (15%), достигнутая в результате бездействия собственника, не может закладываться в тариф. Рассмотреть возможность выделения средств из Национального фонда для выкупа и модернизации наиболее проблемных мощностей. При этом выкуп должен осуществляться по той же стоимости, по которой предприятие было приватизировано, с учетом компенсации в соответствии с уровнем инфляции и произошедшим износом/модернизацией мощностей. Предприятия, подвергающиеся выкупу, не должны вновь передаваться в частую собственность.

Разработать и внедрить принцип "соответствия роста цен темпам обновления мощностей". Суть этого принципа должна заключаться в том, чтобы повышение тарифов производилось только для тех компаний, темпы работы по модернизации которых соответствуют предусмотренным планам. Остальные компании должны подвергаться принудительному выкупу в пользу государства по цене, за которую они ранее были приватизированы, с учетом инфляции и текущего состояния, пояснили в Казпотребнадзоре.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?