17.04.2007, 10:14 493

Приложение к пресс-релизу от 17.04.2007 г.


Участники пресс-конференции сообщили, что:

официальное сообщение: "Слухи о кончине ГКП "Алматыжер" - сильно преувеличены",

несмотря на то, что несколько дней назад ведущие строительные компании во главе с г-ном Райимбеком Баталовым выступили в защиту обездоленного прокуратурой РГП "Алматыжер".

Однако цель нашей пресс-конференции не высказывание возмущения деятельностью застройщиков, явно теряющих инициативу и госструктуру, всегда поддерживающую аппетиты строительного бизнеса, такое возмущение уже было высказано и общественностью, и политическими партиями, и журналистами.

Цель сегодняшней пресс-конференции - убедить жителей южной столицы, что с незаконной деятельностью ГКП "Алматыжер" бороться не только можно, но и нужно.

Мы хотим показать, что незаконная деятельность "Алматыжер" не может быть пресечена только одной прокуратурой.

Общественность города должна принять в пресечении такой деятельности самое прямое участие.

Говоря об участии общественности в борьбе против "Алматыжер", мы имеем в виду только правовые методы борьбы.

Борьба правовыми методами уже принесла свои плоды.

Сначала было принято постановление Конституционного совета Республики Казахстан, в котором недвусмысленно говорилось о неконституционности практики изъятия собственности для так называемых государственных надобностей.

После опубликования постановления Конституционного совета от 1 июля 2005 года любому человеку стало ясно, что приведение законодательства в соответствие с Конституцией ударит и по коррумпированным чиновникам, и по карманам строительных корпораций, которые будут лишены возможности диктовать населению свои условия.

Это обязательное для исполнения постановление игнорировалось почти два года.

Все это время строительным монстрам удавалось лоббировать проволочки и торпедирование любых законов, направленных на приведение законодательства в сфере изъятия земель в соответствие с Конституцией.

Но длительная каждодневная работа многих людей именно в правовом поле сдвинула дело с мертвой точки.

Пресс-конференция строительных корпораций в защиту "Алматыжер", проведенная накануне принятия закона о внесении изменений в Земельный кодекс, более походит на агонию.

Стало ясно: соответствие законодательства в сфере земельных отношений Конституции может существенно снизить сверхдоходы в строительном бизнесе.

Маски сброшены: для застройщиков "Алматыжер" - это инструмент.

А инструмент всегда послушен руке мастера, особенно если эта рука его ласкает и лелеет. Инструмент всегда отвечает взаимностью своему мастеру.

Изменения в законодательстве, против которых де-факто выступил единый фронт застройщиков, могут причинить существенный вред их лучшему другу - КГП "Алматыжер" - буферной зоне между возмущенным населением и довольными застройщиками, зоне, одним из элементов которой до 25 декабря 2006 года являлись суды.

Сегодня ситуация меняется очень быстро. Когда большинство судей стали на практике применять постановление Верховного суда, то оказалось, что с юридической стороны деятельность РГП "Алматыжер", всегда стоящего на страже интересов кормильцев-застройщиков, не может выдержать даже доброжелательной критики. Все больше и больше исковых материалов не проходят самый элементарный "фэйс-контроль" и возвращаются на доработку.

Возможно, реакция застройщиков в защиту РГП "Алматыжер" связана с тем, что рождение близнеца этой структуры не за горами.

Вместе с тем мы понимаем, что механическая замена одного посредника на другого не приведет к изменению ситуации в сфере земельных отношений.

Сегодня одна из основных задач общественности не допустить претворения в жизнь лозунга: " Король умер. Да здравствует король!". Лозунга, столь необходимого застройщикам.

Партия законности и права "Адилет" одной из первых вступила в борьбу с нечистоплотным строительным бизнесом и высказалась о необходимости не только ликвидации посреднической структуры РГП "Алматыжер", но и о системном изменении законодательства в этой сфере.

Мы благодарны членам партии "Адилет", которые с января этого года неоднократно высказывали свое профессиональное мнение - мнение юристов об этой проблеме.

В январе этого года партия законности и права "Адилет", кандидаты юридических наук и профессора предложили прекратить деятельность "Алматыжер".

Партия законности и права "Адилет" предлагает решать проблемы алматинских земель законодательно и, как это ни странно, радикально.

Ведущие ученые-юристы подготовили поправки в Земельный кодекс.

Они одними из первых предложили прекратить практику изъятия земель в пользу частного капитала с использованием имени и авторитета государства.

Деятельность государственной компании-посредника - ГКП "Алматыжер", существующей на проценты застройщиков и защищающей интересы тех, кто сносит, а не тех, кого сносят, наносила и до сих пор наносит непоправимый ущерб имиджу нашей страны.

Каждый житель нашего города, который не сдался на милость административного ресурса и продолжал борьбу за свои права, внес свою лепту в победу над мощной силой, порождающей коррупционные правоотношения.

Противоправность деятельности РГП "Алматыжер" достигла такого уровня, что потребовалось вмешательство и Совета безопасности, и Генеральной прокуратуры, и прокуратуры г. Алматы.

Сегодня под влиянием усилившегося противостояния в обществе постановление, регулирующее деятельность РГП "Алматыжер", отменено тем, кто его подписал.

Но мы, юристы, экономисты и общественность, не можем праздновать победу, потому что эта победа может стать нашим величайшим поражением, если мы опустим руки и начнем упиваться собственной значимостью.

До полной и окончательной победы еще очень далеко. Да и сил для продвижения соответствующих Конституции законопроектов в сфере земельных правоотношений (финансов) у нас по сравнению с объединенным фронтом строительных корпораций недостаточно.

Значит, остается только одно: убедить (заставить) народных избранников всех уровней уважать нас, своих избирателей.

Сегодня, как мы полагаем, необходимо сделать следующие шаги:

1. Опубликовать проекты всех изменений в Земельный кодекс для всеобщего обсуждения. Вопросы изъятия земли касаются каждого из нас.

2. Мы имеем право знать не только о том, какие изменения предложены депутатами, но и о том, кем конкретно эти изменения предложены.

3. Мы имеем право знать, кто из депутатов и за что голосовал. Выборы не за горами. И если кто-то голосовал за интересы строительных монстров, то народ должен знать своих "героев".

Пока мы платим налоги, депутаты обязаны считаться с нашей волей и нашим мнением.

Из этого следует немаловажный вывод: до приведения Земельного кодекса в соответствие с Конституцией, до приведения других нормативных актов в сфере земельных отношений в соответствие с Конституцией ни о каких процедурах в сфере изъятия земли не может быть и речи.

В нашем городе деятельность ГКП "Алматыжер" приостановлена, но не прекращена.

По нашим сведениям, в недрах акимата г. Алматы родилась "забавная" идея "убедить" депутатов маслихата, как всегда, с воодушевлением и единогласно принять новое постановление, развязывающее руки противоправной деятельности ГКП "Алматыжер".

Говорят, что проект такого правового "шедевра" уже подготовлен.

Депутатам, среди которых немало выходцев из строительного бизнеса, остается только проголосовать за предоставление КГП "Алматыжер" или его близнецу исключительных полномочий по отобранию собственности у жителей города Алматы и по уничтожению его исторического центра и неповторимого облика.

Алматы охраняется святостью похороненных здесь людей, святость которых признается людьми всех конфессий, но смогут ли эти святые защитить нас, если мы позволим строительным монстрам, "Алматыжер" или его близнецам уничтожить дух нашего города?

Хотя уничтожению должны подлежать безграмотная градостроительная политика, помноженная на немереные аппетиты строительных корпораций, и поддержка этих аппетитов со стороны городских властей и ГКП "Алматыжер", а не исторический облик нашего города, потеряв который мы уничтожим дух города-мечты.

Известный краевед В. Проскурин в своем очерке, написанном десять лет назад и не потерявшем актуальности в наши дни, говорит: "В Алма-Ате сносят десятки исторических кварталов, при этом отцы города все рассуждают о сохранности памятников истории и культуры".

Сегодня, активно содействуя полному уничтожению центральной части нашего города, построенной в начале прошлого столетия, руководители ГКП "Алматыжер" утверждают, что никто не должен мешать им превращать Алматы в "замечательный мегаполис... и радоваться тому, как мы цветем и расцветаем... оставить нашим детям не сухое ветхое жилье, а красивые дома".

Мы не знаем, какие дома оставляют своим детям руководители ГКП "Алматыжер", но те, кто стреляет в прошлое из пистолета, получает ответ из будущего. Но уже из пушки.

Ни мы, ни наши дети, в отличие от РГП "Алматыжер", не хотим получить такой ответ.

Но так и произойдет, если мы с вами не потребуем от акимата и маслихата ознакомить полтора миллиона горожан с правовыми изысками - постановлением в сфере земельных правоотношений и градостроительства.

Мы уверены, что проект такого постановления должен не только четко согласовываться с Конституцией, Земельным кодексом и законодательством в области архитектуры, но и пройти общественную и антикоррупционную экспертизу, должен быть широко обсужден и получить одобрение жителей города.

Такой документ в любом случае не может быть принят до тех пор, пока законодательство в сфере земельных правоотношений и компенсаций не будет соответствовать Конституции.

Мы уверены, что документ, затрагивающий интересы стольких людей, должен и может быть принят только после его одобрения жителями Алматы.

Мы, жители Алматы, также должны иметь право знать, кто и почему из наших городских депутатов голосовал за нормативный акт, который предоставляет огромные права строительному бизнесу и игнорирует права простого человека.

Мы должны иметь право спросить у каждого депутата:

· Господин депутат, почему Вы с таким трепетом относитесь к интересам тех, чьи доходы сопоставимы с доходами от незаконного оборота оружия, наркотиков. порнографии и торговли людьми?

· Как получилось, что поддержали тех, кто действует против интересов Ваших избирателей?

· Господин депутат, а нет ли в Ваших действиях коррупционной составляющей?

· Объясните, пожалуйста, Вашим избирателям, почему Вы уверены, что то, что усиливает права собственников земельных участков и квартир, то, что идет на пользу простому человеку, не обремененному собственностью в строительных компаниях и многомиллионными счетами в банках, будет мешать работе по получению сверхдоходов владельцев компаний?

Сегодня вопрос стоит крайне остро: "Чьи интересы имеют приоритет: нескольких строительных монстроподобных компаний или интересы большинства населения?"

Чем пожертвовать: потерей нескольких долларов в виде выплат строительных компаний по банковским процентам на фоне доходности строительного бизнеса (по разным оценкам) от 100 до 300% годовых или стабильностью в обществе и социальным согласием? Этот выбор должны сделать народные избранники.

Мы полагаем, что, когда прозрачность в голосовании по этим вопросам станет явью, тем, кто хочет лоббировать интересы строительного бизнеса, будет тяжело выбирать между прикормом от строительных компаний и верностью своим избирателям.

Во всяком случае, все станет на свои места и позиции определятся совершенно четко.

Сегодня известно, что в Земельный кодекс вносится около 19 поправок, в том числе и такие, которые изменяют ситуацию в этой сфере общественных отношений не в пользу строительного бизнеса, привыкшего, что мир вертится вокруг него.

Понятно, что для того, чтобы удержать на прежнем уровне свои сверхдоходы, строительные компании будут повышать цены, но одним из видов борьбы с ценовым сговором является так называемый потребительский бойкот.

В этом случае продукция таких компаний просто не приобретается населением и компания разоряется.

Если строительные компании и посредники типа "Алматыжер" продолжат свою фактически антинародную деятельность, то потребительский бойкот окажется действенней любых увещеваний и мер прокурорского реагирования.

Рентабельность в 20 - 30% в цивилизованных странах считается сверхприбылью и облагается повышенными налогами. Менеджеры компаний с таким уровнем рентабельности во всем мире считаются финансовыми гениями.

Цифры, которые за последнее время были озвучены журналистами изданий, неравнодушными к судьбам своих сограждан и не состоящими на прокорме у строительного капитала, показывают, что резервы для снижения цен на рынке недвижимости есть.

Ссылки на то, что подорожание земли ведет к огромному скачку цен на недвижимость, - миф.

Журналисты газеты "Республика" привели простые расчеты, которые "показывают, что при удорожании одного метра земли вдвое - с 500 до 1000 долларов - себестоимость одного метра общей площади 20-этажного здания с застройкой половины территории дорожает всего лишь на 50 долларов".

Наличие в стране предприятий типа ГКП "Алматыжер", чья деятельность подчинена исключительно интересам застройщиков и, по мнению прокуратуры, создающая среду для коррупции, существенно снижает возможность реализации программы президента о доступном жилье.

Предложенная правительством стоимость одного квадратного метра жилья в 350 долларов США приемлема для большинства, но недоступна для многих.

Причин тому много. И много об этом говорилось.

По заявлению руководителей РГП "Алматыжер", застройщикам вменяется обязанность за свой счет возводить и реконструировать инфраструктуру, объекты социальной направленности и многое другое. Все возведенное передается городу, так застройщики помогают своему городу расцветать.

Но ведь все это тяжелым бременем ложится на цены на жилье.

Эксперты газеты "Жилищное строительство Казахстана", чье мнение было опубликовано в СМИ, показали, что, прекратив такую практику, можно существенно снизить стоимость квадратного метра.

Строительные компании ведут сети к участкам сами, а после завершения строительства и сдачи дома в эксплуатацию передают их в коммунальную собственность города безвозмездно.

Все расходы, связанные с прокладкой коммуникаций, застройщики обычно вносят в конечную стоимость квадратного метра.

Выходит, что жилье может обходиться покупателям дешевле.

Когда стоимость наружных коммуникаций входит в стоимость жилья, каждый собственник новой квартиры является и собственником сетей, то есть он имеет право требовать получение дивидендов за их использование.

Но при передаче в городское коммунальное хозяйство согласия этих собственников, как всегда, никто не спрашивает, нарушая их права.

Если стоимость наружных сетей, которые передаются в городское коммунальное хозяйство, вошла в стоимость новых квартир, то, получив эти сети, город должен их выкупить у владельцев. А собственник нового жилья должен точно знать, какую часть стоимости его квартиры составляют наружные сети, и самостоятельно решать, оплачивать и ставиться их собственником или нет.

Поэтому еще одним фактором снижения цен на жилье является реальная прозрачность отношений акимата и застройщиков - что их ждет и за что они платят свои деньги.

Прозрачность в строительном бизнесе, деятельность которого неразрывно связана с землей, на которой стоит наш город, - естественная и единственная панацея от непонимания между горожанами и строительными корпорациями.

А верным непониманию защитником строительного бизнеса являются "Алматыжер" и его братья-близнецы.

Именно РГП "Алматыжер" стоит на страже неприкосновенности и закрытости важнейших документов в сфере земельных правоотношений.

Мы, участники пресс-конференции, полностью поддерживаем мнение депутатов, которые считают, что самый закрытый и секретный документ в сфере изъятия земли и иной собственности на ней - "генеральный план" - должен утверждаться открыто и публично. С обязательным учетом общественного мнения.

Мы, граждане Казахстана, имеем право знать, каким рискам - экологическим, природным и техногенным - подвергаемся сами и каким рискам подвергаем наших детей.

Сокрытие от общественности как самого генерального плана, так и его основных частей доходит до абсурда.

Депутат Киселев пояснил, что последний раз правительство утверждало генеральный план Алматы в 2002 году (с изменениями в 2004 году).

Но, по мнению специалистов в этой области, за последние 15 лет генеральный план Алматы кардинально изменялся три раза.

Депутат Киселев считает, что практически каждый аким перекраивал его, что называется, "под себя".

С такой ненормальной ситуацией больше мириться нельзя. Нельзя уже потому, что, пока законы не приведены в соответствие с Конституцией, генеральный план является основанием для изъятия земельных участков и изъятия собственности наших сограждан.

Мы поддерживаем тех депутатов, коллег Киселева, которые считают необходимым в закон "Об архитектуре и градостроительной деятельности" ввести норму о запрете внесения изменений в генеральные планы в течение 5 - 7 лет после их утверждения.

Мы поддерживаем идею законодательного закрепления учета общественного мнения при утверждении генеральных планов.

Генеральные планы должны утверждаться с обязательным учетом мнения специалистов: экологов, архитекторов, медиков, специалистов ЧС, с учетом общественного мнения всех небезразличных граждан нашего города - открыто и публично.

Журналисты, экологи, архитекторы и просто небезразличные горожане утверждают, что без учета общественного мнения никто не имеет права переделывать город, изымая десятки гектаров под частные домовладения, утверждая, что строительство ведется для государственных надобностей.

Орхусская конвенция, признанная Республикой Казахстан, утверждает, что человек имеет право знать, каким экологическим рискам он подвергается, и иметь возможность осознанно реагировать в случае опасности. Неотъемлемым правом каждого гражданина должно стать право не только на информацию, но и на возможность влиять на решения, которые могут отразиться на состоянии окружающей среды и привести к новым рискам для жизни и здоровья жителей местных сообществ. Аналогичные положения закреплены и в Конституции Республики Казахстан, и в других законодательных актах.

Сегодня эксперты - представители ЧС уверены, что "в зонах девятибалльной сейсмичности, к которой относится Алматы (а выше улицы Сатпаева и вдоль русла Алматинки - 10 баллов), строительные нормы и правила (СНиП) предусматривают строительство из расчета не более 300 человек на гектар. Нынешняя же политика инвесторов (застройщиков) в многоэтажном строительстве считает нормой довести эту цифру до 20 тыс. человек на 1 гектар!

По мнению ЧС, Алматы на сегодняшний день стал "весьма уязвим". Кроме разрушительного землетрясения, городу угрожают "вторичные факторы". "У нас плотная застройка, раньше между домами были разрывы, пути эвакуации, места сбора населения при землетрясении, а сейчас этого ничего нет. Этот город сейчас очень уязвим, не столько от землетрясения, сколько от вторичных факторов"

Бездумная и несогласованная с общественностью города градостроительная политика, застройщиков, которая полностью поддерживается и поощряется РГП "Алматыжер", приводит к тому, что Министерство окружающей среды вынуждено заявить о своем отрицательном отношении к вырубке любых зеленых насаждений в Алматы.

На пресс-конференции были также озвучены тезисы совместного обращения Союза защиты предпринимателей и собственников в Совет безопасности РК и Генеральную прокуратуру РК в связи с необходимостью ликвидации предприятия-посредника ГКП "Алматыжер" г. Алматы, как присвоившего функции государственного органа.

Было заявлено, что деятельность КГП "Алматыжер" нарушает указ президента Республики Казахстан от 7 сентября 1999 года №205 "Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций", а также о том, что:

"В соответствии с законом РК от 28 апреля 2000 года №46-II "О внесении дополнения в закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа, признана правонарушением, создающим условия для коррупции. Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, такого рода правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет понижение в должности, увольнение с должности или иное освобождение от выполнения государственных функций либо наложение в установленном законом порядке иного дисциплинарного взыскания".

Было заявлено также и о том, что:

применение акиматом г. Алматы ссылки на ст. 4 ГК РК в отношении постановления акимата города Алматы № 3/780 как на гражданский законодательный акт также невозможно, т. к. согласно пункту 1 статьи 3 ГК РК: "Гражданское законодательство Республики Казахстан состоит из Гражданского кодекса, принятых в соответствии с ним иных законов Республики Казахстан, указов президента Республики Казахстан, имеющих силу закона, постановлений парламента, постановлений сената и мажилиса парламента (законодательных актов), а также указов президента Республики Казахстан, постановлений правительства Республики Казахстан, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1, 2 статьи 1 настоящего кодекса". Тогда как постановление акимата города Алматы является подзаконным нормативным правовым актом.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?