21.08.2009, 16:26 4104

Интервью председателя Агентства РК по делам строительства и ЖКХ Серика Нокина агентству Kazakhstan Today

Астана. 21 августа. Kazakhstan Today - Интервью председателя Агентства РК по делам строительства и ЖКХ Серика Нокина информационному агентству Kazakhstan Today.

Kazakhstan Today: В чем будет заключаться основная деятельность Агентства РК по делам строительства и ЖКХ? Каковы основные цели и задачи на ближайшее будущее?

С. Нокин: Агентство как государственный орган, в компетенции которого аккумулированы вопросы, связанные с архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью, а также жилищные отношения и сфера коммунального хозяйства, в первую очередь должно выработать единую политику в названных сферах. То есть в стране должен действовать свод законов, концепций, положений, правил и инструкций, следовать буквам которых обязаны и компании, и госорганы, и граждане. Естественно, все эти нормативно-правовые акты обязаны в первую очередь защищать права рядового казахстанца, который может, не оглядываясь и ничем не рискуя, строить правоотношения в строительной, жилищной, коммунальной сферах. Это и есть основная задача, поставленная главой государства перед новым агентством, - выработать единую политику в архитектурной, градостроительной, строительной отраслях, а также в сфере жилищных отношений и коммунального хозяйства.

К примеру, недавно правительством принята Концепция модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства РК. В этом документе четко указаны основные направления формирования единой государственной политики в отрасли и механизмы ее реализации. Ведь что сегодня волнует всех нас, когда речь заходит о ЖКХ? Это целый каскад вопросов. Как создать приемлемые условия для развития рынка коммунальных услуг? Как повысить инвестиционную привлекательность коммунального сектора? Где и каким образом применить механизмы государственно-частного партнерства, чтобы от него была стопроцентная отдача? Какие виды стимулирования придумать, чтобы в отрасль пошли частные инвестиции? Когда нужно перейти к эффективной системе использования ресурсосберегающих технологий и от затратной системы тарифообразования к стимулирующей? На все эти животрепещущие вопросы в концепции четко прописаны ответы. То есть отныне всем, кто занят в сфере ЖКХ, нужно четко придерживаться основных направлений данной концепции и использовать рекомендованные механизмы их реализации.

Или же возьмем другую не менее важную сферу деятельности нашего агентства. Я имею в виду строительство. Да, эта отрасль сегодня является одной из системообразующих в государстве. Несмотря на имеющиеся проблемы с дольщиками, ипотекой, заморозкой отдельных строек, здесь трудятся тысячи казахстанцев, создаются сопутствующие производства, отчисляются налоги и т. д. Одна из основных целей агентства - сделать строительную отрасль еще лучше, системно преобразовав ее, усовершенствовав методы государственного регулирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, адаптировав их к современным реалиям. Тут, на наш взгляд, без реформ не обойтись: в коренной перестройке нуждается система государственных нормативов и в области архитектуры, и градостроительства, и строительства. Эти перемены повлекут за собой другие, подтянув за собой остальные сферы. Я имею в виду улучшение проектного дела, совершенствование системы ценообразования в строительной отрасли, развитие жилищного строительства и др.

Kazakhstan Today: Как осуществлено (на каком этапе) распределение штатной численности упраздненного Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и торговли РК?

С. Нокин: В упраздненном комитете, согласно штатной численности, трудился 61 сотрудник. В агентстве в связи с расширением сферы деятельности в "штатке" предусмотрено больше мест - 85. Никто из сотрудников работу не потерял, в данный момент идет процесс реорганизации. Новые сотрудники будут приняты после проведения конкурса по линии агентства по делам государственной службы. Как вы знаете, назначаются лишь политические госслужащие: президентом страны - ответственный секретарь, правительством - заместители председателя агентства.

Kazakhstan Today: Какова будет политика агентства в вопросах госрегулирования в сфере водоснабжения и водоотведения в пределах населенных пунктов, а также в сфере электроснабжения?

С. Нокин: Что касается населенных пунктов, то с 1 февраля текущего года в силу вступил закон, согласно которому вопросы обеспечения водой и канализации относятся к компетенции Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства. Может быть, со временем в этот закон будут внесены коррективы. Дело в том, что в положение функций агентства мы внесли предложение с тем, чтобы водоснабжение и канализацию, относящееся к ЖКХ, отдали нашему агентству. Эти функции никак не могут быть у Комитета по водным ресурсам Минсельхоза, потому что у водников совершенно другие функции. Они занимаются более масштабными вопросами - групповыми водопроводами, каналами, реками и т. д. А внутри городов, по нашему мнению, этим должны будем заниматься именно мы.

В сфере электроснабжения законодательных изменений не потребуется. Не претендуя на полномочия профильного Министерства энергетики, мы будем регулировать отношения, касающиеся, например, электрических сетей. К кому они будут относиться? Как должны регулироваться взаимоотношения услугодателей, энергоснабжающих организаций с потребителями?

То есть агентство будет регулировать сферу взаимоотношений юридических и физических лиц, взаимоотношения между услугодателями, коммунальными предприятиями и потребителями. Их мы и должны объединить в рамках единой политики. Все города должны жить по единым правилам: что является нормой для карагандинцев, также законно и в Астане, и в Алматы, и в Актау, и в Темиртау, и в Павлодаре.

Естественно, все эти новшества требуют финансовой подпитки. Так, в течение пяти лет на развитие водоснабжения предусмотрено 132,9 млрд тенге, на канализацию - 42,9 млрд тенге, на теплоснабжение - 67,9 млрд тенге, на электроснабжение - 25 млрд тенге, на газоснабжение - 7 млрд тенге и на благоустройство - 17,5 млрд тенге. Но уже очевидно, что указанных средств для решения накопившихся проблем в этой сфере недостаточно. В связи с этим мы рассматриваем возможности предоставления через институты развития целевых займов на модернизацию и обновление основных фондов предприятий коммунального сектора.

Kazakhstan Today: На недавнем совещании в Алматы было заявлено, что аварийное жилье будет сноситься, а жильцы переселяться в арендные дома без права приватизации. Будет ли агентство вырабатывать другие варианты этого вопроса?

С. Нокин: До сих пор вопросы аварийного и ветхого жилья толком не рассматривались. Ни один госорган не занимался конкретно судьбой жильцов таких домов. Считалось, что эта проблема - головная боль местных исполнительных органов, которые на самом деле не имели средств в бюджете для сноса аварийного жилья и переселения жильцов.

Что такое аварийное жилье? Оно предполагает 70% износа, то есть в нем просто опасно жить. Продать его сложно, потому что стоимость - нулевая. По нашему мнению, для начала нужно хотя бы знать: сколько в стране аварийных домов? Сколько человек нуждается в улучшении условий проживания? То есть провести элементарный анализ ситуации. Людей, живущих в непростых условиях, было бы целесообразнее поставить в специальную очередь. Но на сегодняшний день законодательно это нигде не закреплено.

В Казахстане существует 2 очереди, по которым государство выделяет жилье. Туда входят малоимущие, социально защищаемые граждане (участники ВОВ, матери-героини, инвалиды и так далее) и работники бюджетных организаций. Мы хотим законодательно отнести людей, живущих в аварийном жилье, к 3-й очереди с оговоркой: без права приватизации. Со временем, когда переселенные жильцы аварийных домов решат свои жилищные проблемы, в освободившееся жилье можно будет переселять граждан из других аварийных домов. Конечно, о широкомасштабном сносе жилья еще речи не идет, мы лишь предлагаем возможные пути решения проблемы, требующей решения.

Сейчас, например, по госпрограмме строятся арендные дома, которые государство отдает внаем. Мы хотим проработать вопрос, чтобы местные исполнительные органы имели право поселять жильцов в эти арендные квартиры, а аварийный дом - снести. Но для их сноса тоже нужны средства.

А сколько домов по стране требуют капитального ремонта? Этой цифры также никто не знает. Какой механизм придумать, чтобы у него (акимата. - Прим. агентства) появилась возможность выделять деньги для капремонта? Один из вариантов - жилищные пособия. Например: в таком ремонте нуждается частный дом, находящийся в личной собственности. Естественно, бюджетные деньги на эти цели не потратишь, потому что нет такой статьи в бюджетном законодательстве. Но можно было бы помочь, выделив владельцу жилищное пособие. Этот вопрос также пока обсуждается.

Kazakhstan Today: Недавно на заседании правительства премьер-министр Казахстана Карим Масимов поручил вашему агентству в том числе выяснить причины удорожания проектов по программе "100 школ, 100 больниц". Есть какие-либо данные?

С. Нокин: Эти данные уже были озвучены заместителем премьер-министра Ерболом Орынбаевым. Так, с 2007 по 2009 годы запланировано строительство 223 школ, из них 106 по программе "100 школ". Сданы в эксплуатацию за 2007 - 2008 годы 112 школ, в том числе 46 в рамках проекта. На сегодня ведется строительство 111 объектов, из них 60 по программе. Ожидается ввести в эксплуатацию в текущем году 63 школы, из которых 44 в рамках программы.

Как вы знаете, специальная рабочая группа изучала причины создавшейся ситуации с выездом на место. К примеру, удорожание 16 школ происходит с приведением в соответствие проектно-сметной документации, 3 школы выпали из графика, и часть средств была передана в республиканский бюджет, удорожание 8 школ передано в РБК, по 13 школам предложения на удорожание не подтвердились документально. Таким образом, в республике проблемными в той или иной степени являются 39 школ, в том числе по проекту "100 школ" - 16 объектов.

Основное количество проблемных объектов приходится на Южно-Казахстанскую область. Там ведется строительство 34 школ по трансфертам из республиканского бюджета. Из 13 школ, на которые область просила в связи с удорожанием 4 млрд 103 млн тенге, договорились о 962 млн тенге. По остальным 17 объектам еще нет заключения экспертизы, и общее удорожание не превысит 1 млрд 800 млн тенге.

Основной причиной удорожания строительства объектов здравоохранения в рамках программы "100 больниц" является доработка проектно-сметной документации (ПСД). Таких объектов насчитывается 38 с бюджетом 26,6 млрд тенге на 2010 год. То есть, когда деньги закладывались в бюджет, соответствующие документы в полном объеме не разрабатывались. Их дорабатывали уже по ходу строительства.

На сегодняшний день в республике запланировано строительство 130 объектов здравоохранения, из них 103 в рамках программы "100 больниц". Сдано в эксплуатацию - 6 объектов. В текущем году ведется строительство 86 объектов, в том числе по программе - 63 объекта. Ожидается ввести в эксплуатацию в 2009 году 22 объекта, из них 11 - в рамках программы.

Вторая причина удорожания связана с долгостроем. В строительство, которое затягивается на несколько лет, первоначально закладываются очень маленькие суммы. С учетом корректировки цен и происходит объективное удорожание.

Третья объективная причина - это перенос сроков реализации проектов, которые обеспечены документами. Происходит так называемое устарение ПСД.

В связи с возникшими проблемными вопросами премьер-министр Карим Масимов дал ряд поручений в рамках реализации проекта "100 школ, 100 больниц". Как вы знаете, в течение этой недели из постановления правительства от 19 августа 2002 года под №918 будут исключены нормы, позволяющие регулярно проводить корректировку проектно-сметной документации (ПСД) при изменении месячного расчетного показателя.

Нашему агентству премьер-министр поручил не утверждать изменения в ПСД без согласования с администраторами республиканских бюджетных программ. Также совместно с Минэкономики и бюджетного планирования нам поручено с учетом указанных подходов рассмотреть вопросы, связанные с реализацией проектов в рамках программы "100 школ, 100 больниц" в Южно-Казахстанской области.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?