22.11.2008, 16:27 6893

Интервью заместителя председателя правления АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" Зере Сейдимбек агентству "Казахстан Сегодня"

В настоящее время на стадии реализации находятся семь концессионных проектов. Предполагаемая общая стоимость данных концессионных проектов - 212 259 млн тенге.

Казахстан Сегодня": Государственно-частное партнерство - довольно емкий термин. Какие виды ГЧП существуют сегодня в Казахстане и как они внедряются?

 
З. Сейдимбек: Государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия государства и бизнеса, нацелено на решение самого широкого круга социально-экономических задач на условиях адекватного разделения рисков и выгод. Виды ГЧП постоянно развиваются и совершенствуются в соответствии с требованием времени. Кроме того, в некоторых странах, таких как Франция, Великобритания, США и др., уже исторически сложилась специфическая терминология и практика ведения проектов ГЧП.
 
В зависимости от того, в какой степени частный сектор принимает на себя те или иные функции, риски и ответственность, виды ГЧП условно можно разделить на три большие группы.
 
Чем выше степень участия частного сектора, тем выше уровень принимаемого риска, ответственности, обязательств (в том числе в части финансирования), тем дольше срок заключаемых договоров ГЧП.
 
Так, при заключении контрактов на управление и содержание между государством и бизнесом, частный оператор не осуществляет инвестиций и не несет затраты по эксплуатации объекта, а лишь принимает на себя ответственность за улучшение внутренней системы управления и операционной деятельности объекта. Такие контракты, как правило, заключаются сроком на 3 - 5 лет, а риски, возлагаемые на частный сектор, невелики.
 
При заключении контрактов на эксплуатацию и содержание частный оператор финансирует замену и модернизацию части принимаемых активов. Финансирование основных капитальных вложений по восстановлению и расширению объекта и пр. остается обязанностью государственного сектора. Продолжительность таких контрактов - 5 - 10 лет. Риски, возлагаемые на частный сектор, характеризуются как средние.
 
Контракты на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию являются наиболее долгосрочными и сложными из всех форм государственно-частного партнерства. Данную форму ГЧП также в некоторых случаях называют концессиями. Концессионные контракты предусматривают осуществление субъектом частного сектора не только функций по управлению, содержанию и эксплуатации объекта концессии, но также по его финансированию, строительству или реконструкции.

Другими словами, в отличие от вышеописанных видов ГЧП, в рамках концессионных контрактов концессионер может принять на себя капитальные затраты по объекту. Кроме того, в некоторых случаях концессионер принимает на себя ответственность за оказание сопутствующих услуг, например, по выставлению счетов на оплату услуг, сбору платежей и управлению связями с общественностью. Государственный сектор оставляет за собой лишь функции и права регулятора.
 
Необходимо отметить, что данная классификация скорее условная, поскольку на практике каждая страна самостоятельно определяет ГЧП и его виды. Сейчас у нас в большей степени "популярен" механизм концессии.
 

Казахстан Сегодня": В каких сферах применяются механизмы государственно-частного партнерства в Казахстане?

 
З. Сейдимбек: На условиях ГЧП могут реализовываться проекты в транспортной инфраструктуре, водоснабжении, обеспечении электроэнергией, жилищном строительстве, образовании и здравоохранении. И даже в пеницитарной системе и обороне.
 
В Казахстане ГЧП может применяться практически во всех отраслях экономики. Однако есть ограничения по использованию механизма концессии. Так, в концессию могут передаваться объекты во всех отраслях экономики, за исключением ряда объектов, перечисленных в специальном указе президента. Среди них: особо охраняемые природные территории, объекты военно-технического назначения, обеспечивающие национальную безопасность, плотины, гидроузлы, объекты социальной защиты населения, исторического и культурного наследия и ряд других.
 
Как вы знаете, у нас уже есть практика передачи в концессию железных дорог, линий электропередачи, аэропорта.
 

Казахстан Сегодня": Какова текущая ситуация в реализации концессионных проектов? Сколько сейчас проектов находится в договоре концессии?

 
З. Сейдимбек: В настоящее время на стадии реализации находятся семь концессионных проектов. Предполагаемая общая стоимость данных концессионных проектов - 212 259 млн тенге.
 
По двум из них: железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск и межрегиональной линии электропередач "Северный Казахстан - Актюбинская область" - договоры концессии были заключены до принятия закона "О концессиях" (то есть до июля 2006 года). На сегодняшний день они близятся к завершению и в ближайшее время будут введены в эксплуатацию.
 
Еще пять договоров концессии были заключены уже после принятия закона. Это такие проекты, как пассажирский терминал аэропорта Актау (цель проекта - приведение аэропорта и всей его инфраструктуры в соответствие с международными стандартами и рекомендациями ИКАО); электрификация железнодорожного участка Макат - Кандыагаш (цель проекта - переход производства и управления железнодорожных перевозок на более высокий технологический уровень); строительство газотурбинной электростанции в городе Кандыагаше Актюбинской области (цель проекта - обеспечение энергетической независимости Актюбинской области, сокращение дефицита электрической энергии региона, обеспечение надежности и качества теплоснабжения), а также строительство железнодорожного участка Ералиево - Курык и строительство железнодорожного участка Коргас - Жетыген.
 
Наш центр сейчас ведет сбор материалов по действующим концессионным проектам, после чего будет проведена их комплексная оценка.
 

Казахстан Сегодня": То есть вся информация о ходе реализации всех проектов по договорам концессии будет концентрироваться именно в вашем центре?

 
З. Сейдимбек: Совершенно верно. В настоящее время мы ведем работу по сбору такой информации. После ее анализа и систематизации центр будет давать рекомендации госорганам как по совершенствованию институциональной системы ГЧП, так и по отдельным проектам.
 

Казахстан Сегодня": Кроме проведения экономических экспертиз проектов ГЧП, какие еще задачи входят в круг интересов вашего центра?

 
З. Сейдимбек: Центр ответственен за проведение анализа и экспертизы как действующих проектов, так и предложений по объектам, лишь предполагаемым к передаче в концессию.
 
Специалисты Центра ГЧП призваны оценивать и проводить экономическую экспертизу предложений, ТЭО, конкурсной документации по объектам концессии, а также заявок, представленных потенциальными концессионерами при проведении конкурсов и самих договоров концессии. Кроме того, наши эксперты будут отслеживать ход проекта на протяжении всего периода его реализации для своевременного выявления текущих и потенциальных рисков. В данное время оценка проекта включает анализ финансово-экономических вопросов и разработку рекомендаций по их разрешению.
 
Помимо этого будет проводиться экспертиза бюджетных инвестиционных проектов. Также центр призван готовить рекомендации государственным органам по совершенствованию законодательства и методологической базы в области государственно-частного партнерства.
 
Опыт ряда стран, использующих механизмы государственно-частного партнерства, свидетельствует о необходимости создания специализированных организаций по вопросам ГЧП. Среди стран, в которых уже действуют такие организации, можно назвать: Великобританию, Ирландию, Чехию, Нидерланды, Австралию, Чили, ЮАР. Создание аналогичной структуры в Казахстане призвано обеспечить содействие развитию ГЧП в соответствии с лучшей международной практикой и в интересах всего общества. В первую очередь потому, что создается единая структура, ответственная за качество экономической экспертизы проектов.
 

Казахстан Сегодня": Сколько предложений по объектам, предлагаемых к передаче в концессию, уже поступили на рассмотрение в Центр ГЧП, от каких министерств поступили проекты и какое дано экспертное заключение?

 
З. Сейдимбек: Госорганы представили для проведения анализа и экспертизы 52 предложения по передаче объектов в концессию. Среди них проекты в автодорожной, железнодорожной, авиационной и энергетической отраслях. Центром ГЧП уже подготовлены 4 положительных экспертных заключения. Это "Проект реконструкции участка дороги Алматы - Капшагай автомобильной дороги Алматы - Усть-Каменогорск"; "Строительство (реконструкция) участка Алматы - Хоргос автомобильной дороги Граница Республики Узбекистан (на Ташкент) - Шымкент - Тараз - Хоргос через Кокпек, Коктал, Благовещенку, с подъездами к границе Республики Кыргызстан"; "Реконструкция участка Астана - Караганда автомобильной дороги Алматы - Екатеринбург", а также "Строительство автомобильной дороги Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)".
     
 При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?