16.04.2014, 19:04 6600

В основе евразийского концепта лежит объединение единой территорией совместного проживания и общения в течение тысячелетий

"Через евразийскую интеграцию осуществить децентрализацию всех и всяческих структур: экономических, культурных, социальных, то есть преодолеть идеологию европоцентризма, а также идеологию азиацентризма, поставить под вопрос само понятие "центра".

Астана. 16 апреля. Kazakhstan Today - В основе евразийского концепта - не просто взаимовлияние культур Востока и Запада, но объединение культур единой территорией совместного проживания и общения в течение тысячелетий, передает Kazakhstan Today.

"Евразийство, и это общественный факт, возникло в качестве учения, идеологии, общественного движения как реакция на два глобальных фактора мировой истории: большевистская революция и кризис культуры западного типа. Оставим в стороне первый аспект. То, что оказалось теоретически высказанным и востребованным нашим временем, связано именно со вторым аспектом. Две ключевые идеи, сформулированные евразийскими теоретиками, обнаруживают свою жизнеспособность и, будучи концептуально обновленными с позиций современного категориального аппарата и новых социокультурных реалий, включаются в новый евразийский контекст. Первая - мощный интеграционный потенциал, составляющий ядро этой доктрины. В основе евразийского концепта - не просто взаимовлияние культур Востока и Запада, но объединение культур единой территорией совместного проживания и общения в течение тысячелетий. Категория "место развитие" - одухотворенная плоть, одухотворенная земля, импульс, заложенный в идее евразийства, получает интерпретацию в ключе постнеклассической философии: это интеграция, предполагающая сохранение и сбережение культурных и цивилизационных различий, то есть единство в многообразии. Теоретик евразийства Ник. Трубецкой разъясняет, что "необходимо встать на точку зрения равноценности и качественной несоизмеримости народов и культур" и тогда единство целого достигается не обезличиванием частей, а сохранением яркой, неповторимой индивидуальности каждой из них, образующих "цветную радугу и культур. И вторая идея, которая вошла в плоть и кровь современного евразийского концепта: через евразийскую интеграцию осуществить децентрализацию всех и всяческих структур: экономических, культурных, социальных, то есть преодолеть идеологию европоцентризма, а также идеологию азиацентризма, поставить под вопрос само понятие "центра". Самоценны все культуры - и европейские, и азиатские, привлекающие друг друга своей несводимостью, непохожестью, несоизмеримостью", - говорится в статье "Интеграционный потенциал Евразийского концепта" главного научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктора философских наук, профессора Греты Соловьевой.

По мнению эксперта, "актуальность концепта евразийства подтверждается сегодня не только вескими теоретическими аргументами. Но прежде всего самой жизнью, реальными событиями, которые так волнуют сегодня каждого из нас".

"Что такое Евразия? Евразийство? Каковы шансы этой доктрины в современной культурной и геополитической ситуации? Каковы исторические модели евразийства и его мировоззренческие основы? В каком смысле можно говорить о евразийской идентичности? Какова роль евразийства в обеспечении национальной и региональной безопасности? Первое о чем хочется сказать: Евразия совершенно уникальный "континент-океан", "континент-сердце", не похожий ни на Запад, ни на Восток. Евразия не составляет их арифметической суммы или математического интеграла. У нее своя история. Свой характер. Достоинство. Своя неповторимая судьба. Своя горделивая поступь", - рассуждает Г. Соловьева.

Автор считает, "это - место на планете Земля, где посчастливилось встретиться и прожить долгие тысячелетия прежде всего тюркам и славянам, укрепляя экономические, культурные, антропологические связи, а главное, духовно-нравственное родство, созидая евраизийскую идентичность и евразийское братство".

"Евразия, как выяснил Лев Гумилев, в своих глубинных истоках знает множество исторических ритмов. Не станем воспроизводить эту величественную историю и сразу обратимся к учению евразийства, возникшему в 20-е годы прошлого столетия, которое дало импульс сегодняшним теоретическим поискам и реальным евразийским процессам, способствующим национальной и региональной безопасности Республики Казахстан. И Лев Гумилев разделяет этот методологический принцип полицентризма. Полицентризм означает, что мир начинает структурироваться иначе, не стягиваясь к единому центру-магниту, но свободно располагаясь во множестве самодостаточных культурных зон. Евразия - центр мира, но и Палестина - центр мира. Иберия и Китай то же самое. "Наконец-то мы можем разобраться в истории человечества, рассматривая последнее не как единое с единственным центром в Европе, а как мозаичную целостность вид, разбитый на разные ландшафты". Принцип полицентризма подтачивает тоталитарное мироустройство, содействует избавлению от существования мировой системы с одним центром и образованию особых культурно-исторических областей. Культура каждого этноса своеобразна, и именно мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, позволяющую выживать на планете Земля. Контурно обозначенные идеи первых евразийцы выявляют свою безусловную проекцию в современную эпоху с ее стремлением к формированию поликультурного, многополярного мира, новой геополитической архитектоники, где был бы положен конец диктату одной супердержавы. Децентризация, право на культурную, этническую, гражданскую идентичность, на самостоятельное решение своей исторической судьбы - это возможно только через интеграцию нового типа, и одним из утвердившихся в истории вариантов интеграции является евразийский суперэтнос", - отмечает профессор.

Г. Соловьева подчеркивает, что "эти идеи были восприняты, концептуально обоснованы, теоретически развиты в евразийской доктрине президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева и получили свое реальное воплощение благодаря его масштабным инициативам, прозорливости гениального политика и беспримерному гражданскому мужеству. Он первым понял и осознал, что это исторический шанс, чтобы стать процветающим независимым государством, получившим признание в мировом сообществе. Обретение независимости вызвало и всеобщее ликование, и чувство неопределенности, беспокойства, связанное с утратой прежней системы ценностей и "кризисом идентичности". Весной 1994 года президент Казахстана, будучи с визитом в Великобритании, впервые заявил о своем твердом намерении добиваться интеграционного объединения на территории бывшего Союза. А чуть позже, в марте 1994 года, Н.А. Назарбае ввыступил с теоретическим обоснованием евразийской идеи в Московском государственном университете. Эта аудитория была избрана им отнюдь не случайно. Президент Казахстана дальновидно предполагал, что идея вызовет неоднозначную реакцию и в России, и в Казахстане и решил обратиться, прежде всего, к научной общественности, надеясь на ее позитивную реакцию. И его ожидания полностью оправдались. И в России, и в Казахстане деятели науки поддержали идею интеграционного объединения нового типа, хотя часть политической элиты встретила ее настороженно и даже недоброжелательно, отождествляя евразийский союз с тоталитарным советским государством".

"Уже в июне 1994 года был опубликован тщательно продуманный и теоретический обоснованный проект "О формировании Евразийского союза государств", где давалась реальная программа последовательного и неуклонного продвижения по пути евразийской интеграции. Интеграционный потенциал евразийства основан на принципиально новом соотношении общего и единичного, что соответствует современной теоретической парадигме: общее не подавляет, не ассимилирует различия, как то случилось в советские времена, но, напротив стимулирует, поддерживает проявления различий культур, этносов, языков, индивидов, поскольку именно их непохожесть и нетождественность создают общее поле их притяжения и взаимодействия. На языке политики это означало: безусловное сохранение суверенитета, с передачей некоторой его доли общему, получающему тоже определенный суверенитет. А на языке культуры признание, что "культурное и религиозное разнообразие мира - это реальность, которую нужно понять и принять как данность рода человеческого". Н.А. Назарбаев выделяет три основных измерения евразийской интеграции: экономическое, военно-политическое и культурно-гуманитарное. На первых этапах реализации евразийского проекта доминировал прагматический, экономический интерес, поскольку этого требовала логика исторического процесса. Была разработана концепция многоярусной и разноскоростной интеграции с учетом того, что постсоветские республики оказались неравнозначными в экономических возможностях и политическом устройстве. Подобный подход выявил свою продуктивность, что подтвердилось с образованием интеграционных структур различного уровня вплоть до Евразийского таможенного союза", - напоминает эксперт.

По ее мнению, "современный этап продвижения к Евразийскому экономическому союзу предполагает изменение приоритетов. Отныне среди трех названных выше измерений евразийской интеграции на первое место выдвигается культурно-гуманитарная составляющая: создание единого научного и образовательного пространства, формирование на основе общих ценностей "культурного и языкового многообразия единой евразийской идентичности". Этот вопрос оказался для первых русских евразийцев, можно сказать, роковым. Одним из непримиримых критиков евразийской доктрины стал известный русский богослов Георгий Флоровский. Первоначально воодушевленный евразийской идеей, позже он вынес евразийцам суровый приговор: их судьба - есть судьба духовной неудачи. "Не от духа, а от плоти и от земли хотят набраться они силы, и Божья правда не там". При всем своем своеобразии, Россия входит с Европой в единый христианский мир".

"Евразийцы не смогли дать сколько-нибудь удовлетворительного опровержения подобных критических аргументов. Единственное, на что они оказались способными - выдвинуть утопический прогноз о возможном слиянии или "синтезе" религий, а в другой, более осторожной версии - о превращении религии как таковой в "бытовое исповедничество", то есть системы обрядов, без какого-либо духовного смысла. Так вопрос о мировоззренческой основе евразийства остался открытым. Ответ критикам евразийства, весьма основательный и неопровержимый, дается новой евразийской доктриной, беспримерным Опытом созидания толерантного, многоконфессионального общества в Независимом Казахстане: это успешно реализуемая модель межконфессионального согласия, теоретически разработанная и уверенно проводимая в жизнь Лидером нации Н.А. Назарбаевым. В своих трудах он пишет, что выдвигая идею евразийской интеграции, продумывая этот глобальный проект, он тщательно и детально изучил опыт Европейского союза. А сегодня, можно сказать, уже Европа может обратить свои взоры к Казахстану, чтобы позаимствовать ценный опыт межконфессионального согласия и взаимного обучения религиозного и светского секторов общества", - считает автор статьи.

"Духовное согласие достигается не ассимиляцией одной религией другой, как на то надеялись первые евразийцы. В отношениях религий, как и в отношениях государств, следует сохранять прежде всего суверенитет, то есть религиозную идентичность. Путь к духовному согласию, фундаментальному глубинному взаимопониманию, начинается с диалога и ведет к предотвращению межрелигиозных конфликтов, к партнерству и сотрудничеству на национальном, региональном и глобальном уровнях. Определение возможностей духовного согласия на евразийском пространстве дает новый исторический шанс этой доктрине, политической философии нового типа. "Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Наша ближайшая цель - создать Евразийский экономический союз", - говорится в послании президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана - стратегии "Казахстан - 2050": новый политический курс состоявшегося государства. Мы не выбираем эпоху, в которой живем. Но мы выбираем себя в эпохе. И Казахстан сделал свой исторический выбор: евразийская идея, евразийская интеграция, евразийская идентичность", - заключает Г. Соловьева.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?