Общественные организации Казахстана намерены выявить причины неэффективности системы образования в РК
Алматы. 16 апреля. "Казахстан Сегодня" - Общественные организации Казахстана намерены выявить причины неэффективности системы образования в РК. Об этом сегодня было заявлено в ходе пресс-конференции, посвященной проблемам школьного образования, передает корреспондент агентства.
"За последние семь лет объем финансирования образования увеличился почти в семь раз. Однако результаты ЕНТ свидетельствуют об отсутствии изменений в качестве обучения и уровне знаний учащихся. Особенно это заметно на селе. Разрыв между показателями ЕНТ сельской и городской школ является неизменным на протяжении последних лет и составляет 15%", - заявил менеджер программы "Бюджетная прозрачность и подотчетность" Фонда Сорос-Казахстан Жанибек Хасан.
Для того, чтобы найти причины неэффективности системы образования и разработать предложения для ее улучшения, несколько общественных организаций приступило к реализации проекта "Доступ к качественному образованию: возможности и ограничения детей из сельских школ РК".
По данным организаторов пресс-конференции, 75% школ в Казахстане - сельские. При этом количество малокомплектных школ с 2000 года увеличилось на 500. Между тем именно в этих школах острее всего стоят проблемы недостаточности материально-технического обеспечения и педагогических кадров.
"В сельских школах, особенно малокомплектных, учителя в основном пожилого возраста. 52% опрошенных учителей в сельских школах заявили, что при возможности сменить работу, они немедленно ее сменят", - рассказала вице-президент Общественного фонда "Центр исследований "Сандж" Айгуль Тагатова.
По словам консультанта проекта Елены Ожго, проблема системы образования заключается "не только в объемах финансирования, но в самом характере формирования бюджета". В Казахстане используется "практика централизованного управления, когда по вертикали формируется бюджет по количеству школ, которые находятся на ее территории. Таким образом, происходит фактическое усреднение, которое не включает в себя учет потребностей каждого отдельного региона или школы", - добавила Е. Ожго.
В ходе проекта будет изучен мировой опыт финансирования школ, а также возможность его применения в наших условиях. "Это, прежде всего, учет формирования бюджета не от количества школ, а от количества учащихся. Формирование производится по конкретно сформулированному алгоритму, который включает в себя ряд индикаторов: плотность населения, доход семьи в данном регионе, состояние здоровья детей, ресурсы оборудования, педагогов, географическое месторасположение школ", - сказала Е. Ожго. При этом она добавила, что "финансирование каждой школы будет отличаться, и школа, получив некий бюджет, должна сама распределить его по направлениям, которые нужны для работы и развития образования в этой конкретной школе".
Спикеры отметили, что родительское сообщество тоже должно участвовать в определении нужд школ и следить за исполнением бюджета, но "только 30% родителей постоянно интересуются проблемами школ", - отметила А. Тагатова. Поэтому в рамках проекта состоится ряд встреч с родительской общественностью.
Авторы проекта предлагают не только изменить принципы финансирования школ, но и внести законодательное предложение об изменении статуса малокомплектных школ.
В проектную команду вошли Центр исследования "Сандж", международный центр журналистики "MediaNet" и независимые эесперты.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.