29.02.2012, 19:47 5313

Правительство и Нацбанк РК заявили об основных направлениях экономической политики на 2012 год

Проводимая в 2012 году экономическая политика правительства и Национального банка позволит обеспечить реальный рост ВВП в среднем на уровне 6 - 7%, что соответствует обеспечению в среднесрочном периоде темпов роста экономики на уровне 7%.

Астана. 29 февраля. Kazakhstan Today - Правительство и Нацбанк РК выступили с заявлением об основных направлениях экономической политики на 2012 год, передает Kazakhstan Today.

"В 2011 году, благодаря проведению правительством Республики Казахстан (далее - правительство) и Национальным банком Республики Казахстан (далее - Национальный банк) скоординированной макроэкономической и денежно-кредитной политики, обеспечена макроэкономическая, финансовая и социальная стабильность в стране", - говорится в заявлении.

В истекшем году, несмотря на углубление кризиса в развитых странах, экономика Казахстана развивалась высокими темпами. По предварительным данным, валовой внутренний продукт (далее - ВВП) в 2011 году вырос на 7,5%.

Росту экономики способствовало расширение внутреннего спроса и сохранение в течение года благоприятной конъюнктуры на экспортную продукцию.

Наибольшие темпы роста отмечены в сельском хозяйстве - 26,7%, в торговле - 14,5%, связи - 18,7%. Рост промышленного производства составил 3,5%, в строительстве - 2,7%.

По предварительной оценке, производительность труда в 2011 году составила 104,3%.

Рост в отраслях экономики сопровождается улучшением благосостояния населения страны. Растут доходы населения, и отмечено улучшение ситуации на рынке труда. ВВП на душу населения в 2011 году, по оценке, превысил $11 000. За 2011 год реальные денежные доходы возросли на 7,4%, реальная заработная плата - на 7,2%. Уровень безработицы к концу 2011 года снизился до 5,4%.

Эффективные действия правительства и Национального банка по стабилизации цен позволили удержать уровень годовой инфляции в запланированном коридоре 6 - 8%. На конец 2011 года уровень инфляции составил 7,4%, что на 0,4 % ниже по сравнению с 2010 годом.

Финансовая устойчивость страны обеспечивается значительными накоплениями в золотовалютных резервах и Национальном фонде. В 2011 году международные резервы страны составили $73 млрд и выросли за год на 23,2%, в том числе активы Национального фонда в иностранной валюте выросли на 41%, до $43,7 млрд.

Отмечается позитивная динамика развития банковского сектора, что сопровождается постепенным восстановлением кредитной активности банков. Долг банковского сектора сократился с $45,9 млрд в 2007 году до $16,5 по итогам сентября 2011 года.

Дефицит государственного бюджета снизился и составил 2,2% к ВВП.

Общий объем кредитов банков экономике за 2011 год повысился на 15,7%, объем депозитов в банковской системе вырос на 14,3%, в том числе депозиты населения выросли на 24,1%.

Основном фактором повышения экономической активности в 2011 году стала реализация проектов карты индустриализации. В прошлом году запущено 237 проектов на сумму 1 трлн тенге, с созданием порядка 20 тыс. рабочих мест.

С целью развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса, активно реализуется программа "Дорожная карта бизнеса - 2020". С 2010 года по трем направлениям программы одобрено к субсидированию 930 проектов на общую сумму 288,3 млрд тенге.

Проводимая работа по снижению административной нагрузки на бизнес позволила Казахстану войти в число 50 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка "Doing Business".

Положительные тенденции в экономике, сохраняющаяся макроэкономическая стабильность позволили улучшить суверенные рейтинги агентствами Standard&Poor's и Fitch до уровня "ВВВ+" и "ВВВ", соответственно.

Успешно функционирует Таможенный союз (далее - ТС) Беларуси, Казахстана и России, завершена работа по формированию Единой таможенной территории Таможенного союза, сформирована договорно-правовая база Таможенного союза, которая насчитывает более 70 международных соглашений. С 1 января 2012 года вступил в силу пакет международных договоров Единого экономического пространства - это подразумевает более глубокую интеграцию наших государств.

Мы достигли значительных результатов в уходящем году. Вместе с тем имеются внешние риски, которые могут оказать влияние на экономику страны.

В мировой экономике сохраняется тенденция к спаду, которая способна привести к рецессии в экономиках ЕС и США и снижению темпов роста Китая уже в 2012 году. Международные организации пересмотрели свои прогнозы по развитию мировой экономики в сторону снижения. Международный валютный фонд (далее - МВФ) снизил прогноз по росту мировой экономики на 2012 год до 3,3% при ранее прогнозируемом 4%-ном росте, Всемирный банк - до 2,5%. Агентство Fitch Ratings снизило прогноз роста ВВП еврозоны на 2012 год до 0,4% по сравнению с октябрьским прогнозом в 0,8%.

В этих условиях основными направлениями экономической политики в 2012 году станут:

1) обеспечение макроэкономической стабильности и обеспечение устойчивого экономического роста на запланированном уровне;

2) повышение конкурентоспособности человеческого капитала и выполнение социальных обязательств;

3) дальнейшее развитие региональной политики;

4) продолжение интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства;

5) модернизация системы государственного управления.

Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик и сдерживания уровня инфляции в планируемом коридоре 6 - 8%.

Налогово-бюджетная политика будет направлена на эффективную реализацию выработанных мер государственной политики и обеспечение сбалансированного роста экономики.

В целях снижения негативного влияния внешних факторов нестабильности на экономику будет проводиться контрцикличная бюджетная политика. В период экономического бума будет сдерживаться рост расходов бюджета для недопущения "перегрева" экономики. В период экономического спада расходы будут увеличиваться для поддержания внутреннего спроса.

Для обеспечения устойчивого экономического роста будет продолжена диверсификация через форсированную индустриализацию и государственную поддержку индустриально-инновационной деятельности. В текущем году начнется реализация индустриально-инновационных проектов, среди которых железнодорожные линии Жезказган -Бейнеу и Аркалык - Шубарколь, комплекс глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ, газоперерабатывающий завод на Карачаганакском месторождении, трубопроводная система, которая обеспечит газификацию Центрального региона страны, включая столицу.

Реализация крупных высокотехнологичных индустриальных проектов и поддержка системообразующих предприятий будет обеспечиваться в рамках программ "Производительность 2020" и "Оздоровление конкурентоспособных предприятий".

Продолжится работа по улучшению бизнес-климата через совершенствование лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Будут внедрены новые принципы разрешительного законодательства.

В Программе "Дорожная карта бизнеса - 2020" будут предусмотрены новые механизмы оказания государственной поддержки начинающим и молодым предпринимателям, внедряющим инновации. В рамках данного механизма предусматривается предоставление банковских кредитов в размере до 10 млн тенге, при этом до 80% кредита будет гарантироваться через Фонд "Даму".

В целях стимулирования инвестиций в социально-значимые секторы экономики будет осуществляться совершенствование использования механизмов государственно-частного партнерства посредством необходимых изменений в бюджетное и концессионное законодательство.

Для развития сельского хозяйства будут созданы единый зерновой холдинг и действенная система гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.

В целях создания системы государственной поддержки фермеров и предприятий розничной торговли, реализующих товары без посредников. будут внесены изменения в законы "О потребительском кооперативе" и "Сельской потребительской кооперации".

Региональное развитие будет направлено на преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей гражданам Казахстана в реализации своих социальных и экономических прав и содействие развитию человеческого потенциала, формирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Будут разработаны новые программы развития моногородов и городских агломераций, направленные на диверсификацию экономики этих городов через активное развитие предпринимательства и повышение мобильности трудовых ресурсов.

Социальная модернизация будет направлена на продолжение качественного роста человеческого капитала в Казахстане через дальнейшее развитие системы образования и здравоохранения, совершенствование пенсионной системы. В целях обеспечения занятости на полномасштабной основе будет запущена "Программа занятости - 2020", направленная на обучение и содействие в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства на селе, повышение мобильности трудовых ресурсов.

В целях обеспечения казахстанцев доступным жильем будет разработана программа "Доступное жилье - 2020". В Казахстане будет ежегодно вводиться по 6 миллионов квадратных метров нового жилья. В перспективе ввод арендных жилых площадей будет доведен до 1 миллиона квадратных метров.

Интеграция в глобальную экономику путем вступления Республики Казахстан в ВТО является одним из внешнеполитических приоритетов Казахстана. В 2012 году завершатся переговоры о вступлении Казахстана в ВТО. В этой связи совместно с Секретариатом ВТО разработана Дорожная карта вступления Казахстана в ВТО, которая предусматривает завершение процессов проведения двусторонних и многосторонних переговоров до конца 2012 года.

Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация заявили о переходе к следующему этапу интеграции - созданию Евразийского экономического союза. Необходимо максимально использовать возможности дальнейшей интеграции и развития торговых отношений, через выстраивание долгосрочных экономических отношений на принципах обеспечения экономической стабильности и защиты интересов каждой страны.

Модернизация системы государственного управления будет осуществляться через углубление реформ по внедрению государственного планирования, ориентированного на результат, совершенствование бюджетной системы с усилением взаимосвязи выделяемых бюджетных средств с целями и конкретными результатами. Значительное внимание будет уделено улучшению качества оказания государственных услуг, дальнейшей профессионализации государственной службы и повышению эффективности квазигосударственного сектора.

В рамках повышения качества государственных услуг и реализации государственных функций будет проведена модернизация судебной и правоохранительной систем, продолжится развитие "электронного правительства", будут упрощены административные процедуры, повышена компьютерная грамотность населения.

В 2012 году приоритетным направлением деятельности Национального банка Республики Казахстан в проводимой денежно-кредитной политике остается обеспечение стабильности цен, то есть поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам.

Основные усилия Национального банка будут сосредоточены на совершенствовании и повышении эффективности инструментов денежно-кредитной политики, а также усилении влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка.

При проведении денежно-кредитной политики Республики Казахстан будут предприниматься меры по гибкому регулированию денежного предложения в экономике. Увеличение избыточного денежного предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет нивелироваться ростом стерилизационных операций.

Вместе с тем Национальный банк будет стремиться к тому, чтобы монетарная составляющая находилась на оптимальном уровне и не оказывала дополнительного инфляционного давления.

Выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков второго уровня останутся основными инструментами по стерилизации избыточной ликвидности банков, а также регулированию ставок вознаграждения на финансовом рынке.

В 2012 году Национальный банк продолжит работу по дальнейшему совершенствованию механизма минимальных резервных требований, в части повышения эффективности его применения.

Валютная политика будет призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. При проведении курсовой политики не будет допускаться значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

Политика обменного курса будет адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая, тем самым, фундамент для развития внутренней экономики.

В зависимости от экономической ситуации Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге.

Применение тех или иных мер денежно-кредитной и валютной политики будет осуществляться с учетом интеграционных процессов, происходящих в рамках функционирования Единого экономического пространства.

"Таким образом, проводимая в 2012 году экономическая политика Правительства и Национального Банка позволит обеспечить реальный рост ВВП в среднем на уровне 6 - 7%, что соответствует обеспечению в среднесрочном периоде темпов роста экономики на уровне 7%. Уровень инфляции будет поддерживаться в коридоре 6 - 8%", - заключает заявление.

фото с сайта uvelir.info

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?