29.02.2012, 19:47 5253

Правительство и Нацбанк РК заявили об основных направлениях экономической политики на 2012 год

Проводимая в 2012 году экономическая политика правительства и Национального банка позволит обеспечить реальный рост ВВП в среднем на уровне 6 - 7%, что соответствует обеспечению в среднесрочном периоде темпов роста экономики на уровне 7%.

Астана. 29 февраля. Kazakhstan Today - Правительство и Нацбанк РК выступили с заявлением об основных направлениях экономической политики на 2012 год, передает Kazakhstan Today.

"В 2011 году, благодаря проведению правительством Республики Казахстан (далее - правительство) и Национальным банком Республики Казахстан (далее - Национальный банк) скоординированной макроэкономической и денежно-кредитной политики, обеспечена макроэкономическая, финансовая и социальная стабильность в стране", - говорится в заявлении.

В истекшем году, несмотря на углубление кризиса в развитых странах, экономика Казахстана развивалась высокими темпами. По предварительным данным, валовой внутренний продукт (далее - ВВП) в 2011 году вырос на 7,5%.

Росту экономики способствовало расширение внутреннего спроса и сохранение в течение года благоприятной конъюнктуры на экспортную продукцию.

Наибольшие темпы роста отмечены в сельском хозяйстве - 26,7%, в торговле - 14,5%, связи - 18,7%. Рост промышленного производства составил 3,5%, в строительстве - 2,7%.

По предварительной оценке, производительность труда в 2011 году составила 104,3%.

Рост в отраслях экономики сопровождается улучшением благосостояния населения страны. Растут доходы населения, и отмечено улучшение ситуации на рынке труда. ВВП на душу населения в 2011 году, по оценке, превысил $11 000. За 2011 год реальные денежные доходы возросли на 7,4%, реальная заработная плата - на 7,2%. Уровень безработицы к концу 2011 года снизился до 5,4%.

Эффективные действия правительства и Национального банка по стабилизации цен позволили удержать уровень годовой инфляции в запланированном коридоре 6 - 8%. На конец 2011 года уровень инфляции составил 7,4%, что на 0,4 % ниже по сравнению с 2010 годом.

Финансовая устойчивость страны обеспечивается значительными накоплениями в золотовалютных резервах и Национальном фонде. В 2011 году международные резервы страны составили $73 млрд и выросли за год на 23,2%, в том числе активы Национального фонда в иностранной валюте выросли на 41%, до $43,7 млрд.

Отмечается позитивная динамика развития банковского сектора, что сопровождается постепенным восстановлением кредитной активности банков. Долг банковского сектора сократился с $45,9 млрд в 2007 году до $16,5 по итогам сентября 2011 года.

Дефицит государственного бюджета снизился и составил 2,2% к ВВП.

Общий объем кредитов банков экономике за 2011 год повысился на 15,7%, объем депозитов в банковской системе вырос на 14,3%, в том числе депозиты населения выросли на 24,1%.

Основном фактором повышения экономической активности в 2011 году стала реализация проектов карты индустриализации. В прошлом году запущено 237 проектов на сумму 1 трлн тенге, с созданием порядка 20 тыс. рабочих мест.

С целью развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса, активно реализуется программа "Дорожная карта бизнеса - 2020". С 2010 года по трем направлениям программы одобрено к субсидированию 930 проектов на общую сумму 288,3 млрд тенге.

Проводимая работа по снижению административной нагрузки на бизнес позволила Казахстану войти в число 50 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка "Doing Business".

Положительные тенденции в экономике, сохраняющаяся макроэкономическая стабильность позволили улучшить суверенные рейтинги агентствами Standard&Poor's и Fitch до уровня "ВВВ+" и "ВВВ", соответственно.

Успешно функционирует Таможенный союз (далее - ТС) Беларуси, Казахстана и России, завершена работа по формированию Единой таможенной территории Таможенного союза, сформирована договорно-правовая база Таможенного союза, которая насчитывает более 70 международных соглашений. С 1 января 2012 года вступил в силу пакет международных договоров Единого экономического пространства - это подразумевает более глубокую интеграцию наших государств.

Мы достигли значительных результатов в уходящем году. Вместе с тем имеются внешние риски, которые могут оказать влияние на экономику страны.

В мировой экономике сохраняется тенденция к спаду, которая способна привести к рецессии в экономиках ЕС и США и снижению темпов роста Китая уже в 2012 году. Международные организации пересмотрели свои прогнозы по развитию мировой экономики в сторону снижения. Международный валютный фонд (далее - МВФ) снизил прогноз по росту мировой экономики на 2012 год до 3,3% при ранее прогнозируемом 4%-ном росте, Всемирный банк - до 2,5%. Агентство Fitch Ratings снизило прогноз роста ВВП еврозоны на 2012 год до 0,4% по сравнению с октябрьским прогнозом в 0,8%.

В этих условиях основными направлениями экономической политики в 2012 году станут:

1) обеспечение макроэкономической стабильности и обеспечение устойчивого экономического роста на запланированном уровне;

2) повышение конкурентоспособности человеческого капитала и выполнение социальных обязательств;

3) дальнейшее развитие региональной политики;

4) продолжение интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства;

5) модернизация системы государственного управления.

Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик и сдерживания уровня инфляции в планируемом коридоре 6 - 8%.

Налогово-бюджетная политика будет направлена на эффективную реализацию выработанных мер государственной политики и обеспечение сбалансированного роста экономики.

В целях снижения негативного влияния внешних факторов нестабильности на экономику будет проводиться контрцикличная бюджетная политика. В период экономического бума будет сдерживаться рост расходов бюджета для недопущения "перегрева" экономики. В период экономического спада расходы будут увеличиваться для поддержания внутреннего спроса.

Для обеспечения устойчивого экономического роста будет продолжена диверсификация через форсированную индустриализацию и государственную поддержку индустриально-инновационной деятельности. В текущем году начнется реализация индустриально-инновационных проектов, среди которых железнодорожные линии Жезказган -Бейнеу и Аркалык - Шубарколь, комплекс глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ, газоперерабатывающий завод на Карачаганакском месторождении, трубопроводная система, которая обеспечит газификацию Центрального региона страны, включая столицу.

Реализация крупных высокотехнологичных индустриальных проектов и поддержка системообразующих предприятий будет обеспечиваться в рамках программ "Производительность 2020" и "Оздоровление конкурентоспособных предприятий".

Продолжится работа по улучшению бизнес-климата через совершенствование лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Будут внедрены новые принципы разрешительного законодательства.

В Программе "Дорожная карта бизнеса - 2020" будут предусмотрены новые механизмы оказания государственной поддержки начинающим и молодым предпринимателям, внедряющим инновации. В рамках данного механизма предусматривается предоставление банковских кредитов в размере до 10 млн тенге, при этом до 80% кредита будет гарантироваться через Фонд "Даму".

В целях стимулирования инвестиций в социально-значимые секторы экономики будет осуществляться совершенствование использования механизмов государственно-частного партнерства посредством необходимых изменений в бюджетное и концессионное законодательство.

Для развития сельского хозяйства будут созданы единый зерновой холдинг и действенная система гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.

В целях создания системы государственной поддержки фермеров и предприятий розничной торговли, реализующих товары без посредников. будут внесены изменения в законы "О потребительском кооперативе" и "Сельской потребительской кооперации".

Региональное развитие будет направлено на преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей гражданам Казахстана в реализации своих социальных и экономических прав и содействие развитию человеческого потенциала, формирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Будут разработаны новые программы развития моногородов и городских агломераций, направленные на диверсификацию экономики этих городов через активное развитие предпринимательства и повышение мобильности трудовых ресурсов.

Социальная модернизация будет направлена на продолжение качественного роста человеческого капитала в Казахстане через дальнейшее развитие системы образования и здравоохранения, совершенствование пенсионной системы. В целях обеспечения занятости на полномасштабной основе будет запущена "Программа занятости - 2020", направленная на обучение и содействие в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства на селе, повышение мобильности трудовых ресурсов.

В целях обеспечения казахстанцев доступным жильем будет разработана программа "Доступное жилье - 2020". В Казахстане будет ежегодно вводиться по 6 миллионов квадратных метров нового жилья. В перспективе ввод арендных жилых площадей будет доведен до 1 миллиона квадратных метров.

Интеграция в глобальную экономику путем вступления Республики Казахстан в ВТО является одним из внешнеполитических приоритетов Казахстана. В 2012 году завершатся переговоры о вступлении Казахстана в ВТО. В этой связи совместно с Секретариатом ВТО разработана Дорожная карта вступления Казахстана в ВТО, которая предусматривает завершение процессов проведения двусторонних и многосторонних переговоров до конца 2012 года.

Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация заявили о переходе к следующему этапу интеграции - созданию Евразийского экономического союза. Необходимо максимально использовать возможности дальнейшей интеграции и развития торговых отношений, через выстраивание долгосрочных экономических отношений на принципах обеспечения экономической стабильности и защиты интересов каждой страны.

Модернизация системы государственного управления будет осуществляться через углубление реформ по внедрению государственного планирования, ориентированного на результат, совершенствование бюджетной системы с усилением взаимосвязи выделяемых бюджетных средств с целями и конкретными результатами. Значительное внимание будет уделено улучшению качества оказания государственных услуг, дальнейшей профессионализации государственной службы и повышению эффективности квазигосударственного сектора.

В рамках повышения качества государственных услуг и реализации государственных функций будет проведена модернизация судебной и правоохранительной систем, продолжится развитие "электронного правительства", будут упрощены административные процедуры, повышена компьютерная грамотность населения.

В 2012 году приоритетным направлением деятельности Национального банка Республики Казахстан в проводимой денежно-кредитной политике остается обеспечение стабильности цен, то есть поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам.

Основные усилия Национального банка будут сосредоточены на совершенствовании и повышении эффективности инструментов денежно-кредитной политики, а также усилении влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка.

При проведении денежно-кредитной политики Республики Казахстан будут предприниматься меры по гибкому регулированию денежного предложения в экономике. Увеличение избыточного денежного предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет нивелироваться ростом стерилизационных операций.

Вместе с тем Национальный банк будет стремиться к тому, чтобы монетарная составляющая находилась на оптимальном уровне и не оказывала дополнительного инфляционного давления.

Выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков второго уровня останутся основными инструментами по стерилизации избыточной ликвидности банков, а также регулированию ставок вознаграждения на финансовом рынке.

В 2012 году Национальный банк продолжит работу по дальнейшему совершенствованию механизма минимальных резервных требований, в части повышения эффективности его применения.

Валютная политика будет призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. При проведении курсовой политики не будет допускаться значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

Политика обменного курса будет адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая, тем самым, фундамент для развития внутренней экономики.

В зависимости от экономической ситуации Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге.

Применение тех или иных мер денежно-кредитной и валютной политики будет осуществляться с учетом интеграционных процессов, происходящих в рамках функционирования Единого экономического пространства.

"Таким образом, проводимая в 2012 году экономическая политика Правительства и Национального Банка позволит обеспечить реальный рост ВВП в среднем на уровне 6 - 7%, что соответствует обеспечению в среднесрочном периоде темпов роста экономики на уровне 7%. Уровень инфляции будет поддерживаться в коридоре 6 - 8%", - заключает заявление.

фото с сайта uvelir.info

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?