17.05.2013, 15:15 20664

МТК планирует отдать FIDIC контроль за строительством и ремонтом дорог

Главные выгоды от привлечения сторонних консультантов-контролеров, по мнению министерства, - это установление справедливой цены на работы по ремонту и строительству дорог, устранение коррупции и высокое качество самой работы.

Астана. 17 мая. Kazakhstan Today - Министерство транспорта и коммуникаций РК планирует отдать контроль за строительством и ремонтом дорог инженерам Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC), передает Kazakhstan Today.

Министерством проводится работа по реформированию автодорожной отрасли, в рамках которой планируется внедрить правила Международной ассоциации застройщиков (FIDIC) на проектах, реализуемых за счет республиканского бюджета, пишет газета "Караван".

Главные выгоды от привлечения сторонних консультантов-контролеров, по мнению министерства, - это установление справедливой цены на работы по ремонту и строительству дорог, устранение коррупции и высокое качество самой работы, сообщает издание.

По его информации, главным экспертом по всем вопросам реализации проектов, строящихся по контракту с FIDIC, является независимый инженер-консультант, который подбирает поставщиков и подрядчиков, руководит строительством и сопровождает проект на всех его стадиях, он же контролирует стоимость работ.

Первый опыт использования таких контрактов Минтранском получил при строительстве коридора Западная Европа - Западный Китай. Часть проекта финансировали Всемирный банк и МФВ, которые используют нормы FIDIC при строительстве крупных объектов, напоминает газета.

Ссылаясь на информацию из МТК, издание подчеркивает, что для начала планируется привлекать аттестованных иностранных специалистов FIDIC, а затем должны появиться свои, казахстанские инженеры, аттестованные федерацией.

Тем не менее применение правил федерации потребует изменить казахстанское законодательство, так как Гражданский кодекс РК в некоторых моментах противоречит нормам FIDIC.

Впрочем, в министерстве уверены, что это небольшая проблема. И потому международные правила контроля качества дорог будут применяться везде - как на дорогах республиканского значения, так и на городских улицах, отмечает "Караван".

"Всегда хорошо, если работу контролирует сторонний специалист, не связанный ни с заказчиком, ни с подрядчиком. Тем более если это иностранец. Автодорожная отрасль - очень маленькая, все друг друга знают и знают, как найти подход. Главное, чтобы результаты контроля были доступны для общественности", - говорит аналитик Марат Шибутов и интервью.

Однако существует вероятность нехватки средств на это нововведение, считает корреспондент издания.

Ссылаясь на письмо из МТК, он отмечает, что финансирование эксплуатации автодорог, включающей капитальный, средний, текущий ремонт и их содержание, остается на низком уровне.

В частности, с 2006 года объем финансирования эксплуатации остается в пределах 27 млрд тенге, из которых на текущий ремонт и содержание приходится 8 млрд, когда по нормативу требуется примерно 32 млрд тенге.

Поэтому мелкие дефекты - ямы и трещины - своевременно не устраняются. Все это приводит к преждевременному разрушению дорог республиканского значения и в последующем потребует значительных средств на их восстановление, подчеркивает издание.

По его данным, только треть республиканских автодорог, это 7 тыс. из 23,5 тыс. километров, может быть названа хорошей. Половина находится в удовлетворительном состоянии и пятая часть - откровенно плохая. С областными дорогами ситуация еще хуже: хороших только шестая часть - 12 тыс. километров из 74 тыс. - и почти 40% в плохом состоянии.

При этом контракты FIDIC, как правило, крупные и долгосрочные и начинаются от $10 млн, отмечает "Караван".

"Зато завтра с этого подрядчика можно будет и много спросить. Иностранные компании дорожат своим авторитетом. Весь проект страхуется. Если завтра что-то произойдет, то не потребуется дополнительных средств для восстановления трассы",- поясняет изданию управляющий партнер юридической консалтинговой компании Андрей Артюшенко.

По его словам, по таким контрактам пока могут работать только крупные иностранные компании. Но и для казахстанских есть поле деятельности. Например, стройматериалы выгоднее покупать на месте - значит, местный бизнес начнет производить их в Казахстане, стараясь выдерживать нужное качество. Начнется трансферт технологий, о котором так много говорят. Опять же подобное сотрудничество - хороший опыт для наших предпринимателей и специалистов, считает А. Артюшенко.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?