12.06.2006, 19:14 5482

Тезисы к приветственному слову президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на церемонии открытия конференции ОБСЕ

Острота ведущихся в мире дискуссий на эту тему очень высока, поскольку события последнего времени со всей убедительностью подтвердили оправданность существующих мнений о необходимости формирования новой парадигмы безопасности, основанной на поддержании эффективного диалога культур в условиях многообразия этнических, конфессиональных традиций и ценностей.

«Inter-cultural, Inter-religious and Inter-ethnic Understanding»

(Алматы, 12 июня 2006 г.) Уважаемые дамы и господа! Позвольте поприветствовать вас всех на казахстанской земле. В зале вижу знакомые лица. Рад возможности встретиться с вами вновь, теперь в городе Алматы, который принимает одно из важнейших мероприятий ОБСЕ в 2006 г. Как известно, идея созыва конференции по проблематике межрелигиозного, межэтнического и межкультурного понимания принадлежит Казахстану. Мне очень приятно, что ОБСЕ поддержала нашу инициативу. Острота ведущихся в мире дискуссий на эту тему очень высока, поскольку события последнего времени со всей убедительностью подтвердили оправданность существующих мнений о необходимости формирования новой парадигмы безопасности, основанной на поддержании эффективного диалога культур в условиях многообразия этнических, конфессиональных традиций и ценностей. Мы должны признать, что в современном мире значительно возросло значение толерантности как одного из главенствующих факторов стабильности, особенно в набирающих все новые темпы процессах глобализации, появления новых вызовов стабильности. Поэтому считаю, что обеспечение согласия религий, мирного существования этнических групп является наиболее актуальной доминантой долгосрочной безопасности. Мы все являемся свидетелями того, как проверяются на прочность механизмы, созданные международным сообществом для противодействия изменившимся угрозам мира. Сейчас к ним добавились ставшие реальностью попытки разделить мир по принципу различия цивилизаций. Имеют место целенаправленные действия по противопоставлению одного вида мировоззрения другим, что чревато возникновением напряженности, а иногда и открытым противостоянием. Насколько эффективны применяемые меры, достаточно ли оптимален инструментарий поддержания стабильности? Как избежать повторения событий, буквально взорвавших мусульманский мир в начале этого года в связи с безответственностью ряда печатных изданий? На эти и другие вопросы должна постараться найти ответы наша конференция. Мандат ОБСЕ в качестве евро-атлантической и евразийской организации состоит в том, чтобы на раннем этапе предотвратить возникновение кризисов и обеспечить постконфликтное восстановление. По вопросу, насколько эффективно это делается, существует несколько точек зрения, причем иногда противоположных. Вместе с тем считаю, что потенциал ОБСЕ, созданной 31 год тому назад как уникальный форум для диалога, несмотря ни на что, продолжает оставаться высоким. Именно ОБСЕ, как никакая другая международная организация, способна внести свой ценный вклад в урегулирование существующих проблем, для обсуждения которых мы собрались в эти дни в Алматы. Результаты алматинской конференции, полагаю, должны составить основу механизма действий ОБСЕ в данном направлении, необходимость выработки которого в настоящее время становится все более очевидной. Традиционно считается, что ОБСЕ относительно сильна в области, относящейся к т.н. «человеческому измерению». Однако ни для кого не секрет, что гуманитарный трек больше связывается с деятельностью ОБСЕ в сфере демократизации, обеспечения прав и свобод человека. Вместе с тем межконфессиональное и межнациональное согласие является краеугольным камнем всеобъемлющей безопасности, стабильности, поступательного экономического и политического развития. Опыт Казахстана как нельзя лучше свидетельствует об этом. Именно поэтому наша страна как активный участник ОБСЕ считает своим долгом внести свой вклад в дело укрепления опыта и практических знаний, которые могут быть использованы в формате сотрудничества всех участников организации в целях укрепления безопасности. В условиях этнического и культурного многообразия, поликонфессиональности (напомню, что в Казахстане 100 национальностей, принадлежащих к 46 религиозным конфессиям) именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира и стабильности, экономического прогресса Казахстана, который продолжает удивлять мир. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государственности, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем. Счастье быть руководителем страны, где народ объединен общим пониманием высших ценностей незыблемой дружбы, братства всех народов и религиозных конфессий Казахстана. В многовековой культуре казахского народа толерантность является поведенческой нормой и совершенно естественным жизненным принципом. Именно поэтому все, кто родился в Казахстане, считают эту землю своей. В нашем тоталитарном прошлом вы можете найти примеры того, как в Казахстан насильственно перемещались многочисленные представители самых разнообразных народов, ранее компактно проживавших на территории бывшего Советского Союза. Кроме того, значительная часть переселенцев прибыла добровольно, в поисках лучшей доли. Все они нашли здесь кров и благодарны земле, которая их приняла. В США есть такой праздник – День благодарения, который отмечается в память о том, как семья индейцев спасла от голодной смерти семью белых переселенцев. Таковым становится День единства народов Казахстана, который мы отмечаем 1 Мая. Как вы наверняка знаете, с первых лет обретения независимости в Казахстане действует Ассамблея народов Казахстана, ставшая важнейшим элементом политической системы страны, скрепившим интересы всех этносов. За эти годы создана правовая база, гарантирующая неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, которая легла в основу межэтнической политики государства. Я, как глава государства и председатель ассамблеи, не помню случая, когда, принимая важнейшие государственные решения, мы не советовались бы с Ассамблеей народов Казахстана и не учитывали ее мнение. В Казахстане решена важнейшая стратегическая задача – созданы максимально благоприятные условия для удовлетворения потребностей национальных меньшинств, связанных с этнокультурной и конфессиональной идентичностью. Наиболее важные из них касаются культуры, образования, сохранения родного языка. В Казахстане сложилась оптимальная система поддержания межнационального согласия, главенствующим принципом которой является диалог общества и государства. Полагаю, что наш опыт может представлять интерес для всего сообщества ОБСЕ. Именно этим продиктована инициатива о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2009 г., к достижению которого мы последовательно и целеустремленно движемся. Какие цели мы ставим перед собой в качестве руководителя ОБСЕ. Выделю наиболее важные. Во-первых. Международным сообществом признано, что Казахстан является гарантом региональной безопасности, проводя политику, которую образно можно назвать «инвестицией стабильности» в Центральную Азию. Основную свою задачу в качестве регионального лидера мы видим в том, чтобы способствовать обеспечению подлинной и долгосрочной безопасности в Центральной Азии, включая Афганистан. Все это в конечном итоге направлено на то, чтобы упрочить мир в нашем регионе и сделать жизнь людей, проживающих в Центральной Азии, благополучнее, увереннее и спокойнее. Во-вторых. Нами движет цель укрепить значение Казахстана как своеобразного моста между Западом и Востоком в диалоге цивилизаций, последовательным сторонником поддержания которого мы являемся. Казахстан готов инвестировать в это собственный практический опыт и знания, представляющие своеобразное казахстанское ноу-хау. В-третьих. Как вы знаете, мы приступили к реализации амбициозной государственной программы, направленной на вхождение Казахстана в среднесрочной перспективе в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Я благодарен лидерам ведущих держав мира за поддержку наших инициатив и, пользуясь случаем, выражаю им искреннюю признательность за готовность содействовать в ее полной реализации. В качестве одного из этапов решения этой задачи мне видится реализация проекта о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2009 г. Ведь конкурентоспособность заключается не только в высоких экономических показателях и долей участия в системе мирового распределения труда. Не менее важной задачей является формирование оптимальной политической конструкции, которая обеспечивала бы максимально эффективное функционирование государства и стояла на защите прав и свобод человека. Выбор в пользу демократии, учитывающий опыт ведущих государств Запада и Востока, - единственно возможный для Казахстана. Вместе с тем у нас нет устоявшихся демократических принципов. Поэтому мы вынуждены двигаться вперед постепенно, методом проб и ошибок. Считаем главным динамичность движения при активном взаимодействии с ОБСЕ, ценности и стандарты которой Казахстан разделяет. В-четвертых. Как активный участник ОБСЕ Казахстан чувствует высокую ответственность за будущее организации, которая переживает не самые лучшие времена. Голос новых независимых государств должен быть в полной мере услышан ОБСЕ. Мы все вместе должны укрепить потенциал ОБСЕ, сделать его в полной мере отвечающим интересам всех стран-участниц. Исходя из перечисленного, я считаю, что реализация инициативы о руководстве Казахстаном ОБСЕ соответствует самым высоким приоритетам внутренней и внешней политики моей Родины, а также принципам, которые проповедует сама организация. В нескольких словах позвольте остановиться на социально-экономических и общественно-политических характеристиках современного Казахстана. Экономика страны по-прежнему развивается опережающими темпами. Среднегодовой рост в течение последних пяти лет сохраняется на уровне 10% и является одним из самых высоких в мире. ВВП на душу населения за три года увеличился более чем на 30%. К 2008 году мы достигнем двукратного роста этого показателя по сравнению с 2000 годом, а к 2015 году - трехкратного. Казахстанская экономика имеет четкую социальную направленность. Мы уверенно движемся в направлении построения модели подлинного социального государства, характерной для наиболее развитых стран Запада и Востока. С 2003 года в Казахстане реализуется план индустриально-инновационной стратегии, которая нацелена на диверсификацию экономики, развитие производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, создание основ высокотехнологичной сервисной экономики. Мы успешно уходим от сырьевой направленности экономики, чем не могут похвастаться большинство стран – основных экспортеров природных ископаемых и энергоресурсов. Благодаря успешно проведенным реформам, мы безболезненно вошли в новый этап социально-экономической модернизации и политической демократизации Казахстана. В Казахстане продолжены масштабные преобразования, направленные на повышение эффективности государственного устройства. Четко определены временные контуры дальнейших реформ. Они, начиная с этого года, будут проводиться в два этапа до 2012 г. К этому сроку политическая система Казахстана будет в основном соответствовать закономерным принципам функционирования демократических и процветающих государств, а также учитывать важнейшие культурно-исторические черты и традиции нашего общества. Разработкой концептуальной программы реформ занимается Государственная комиссия по демократизации под моим руководством, в состав которой входят авторитетные политики, общественные деятели, ученые, представляющие весь существующий спектр мнений. Казахстан проводит активную и динамичную внешнюю политику, признанную во всем мире соответствующей самым высоким принципам мира, добра и справедливости. Мы последовательны в развитии подлинно партнерских, добрососедских отношений со всеми странами, полагая при этом, что в современном и взаимозависимом мире не может быть альтернативы принципу интеграции. Поэтому Казахстан самым решительным образом поддерживает деятельность интеграционных объединений, в которых играет и будет играть самую активную роль. Казахстан - инициатор и активный участник ЕврАзЭС, ЕЭП, куда входят государства нашего региона. 15 июля сего года состоится заседание ШОС. Наша страна будет делать все, чтобы эта важная организация Азии стала стержнем экономического сотрудничества и борьбы с экстремизмом. Казахстан с большой честью для себя будет принимать саммит СВМДА, динамично развивающейся международной структуры, имеющей аналогичные с ОБСЕ цели и задачи. Мы с нетерпением ждем начала работы Второго съезда лидеров традиционных и мировых религий, который пройдет осенью в нашей новой столице - Астане, городе, который стал символом динамичных перемен, происходящих в Казахстане. Уважаемые участники конференции! Очень важно, чтобы итоги работы оправдали ожидания стран-участниц и позволили определить эффективные механизмы поддержания стабильности и атмосферы согласия на пространстве ОБСЕ. Это особенно актуально сегодня, когда межрелигиозные и межэтнические конфликты становятся одной из наиболее острых международных проблем. Желаю вам успешной работы и приятных впечатлений от пребывания в нашей стране. Спасибо.
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?