21.10.2021, 18:21 105385

В Казахстане подготовили концепцию развития образования до 2025 года

Казахстанские школьники чаще подвергаются буллингу (32%) по сравнению со своими сверстниками в странах ОЭСР.
НУР-СУЛТАН. 21 ОКТЯБРЯ - На публичное обсуждение до 3 ноября размещена Концепция развития образования Республики Казахстан до 2025 года, передает KAZAKHSTAN TODAY.
 
В документе отмечается, что в многонациональном, многоконфессиональном и во многом традиционном казахстанском обществе сохранены и продолжают культивироваться такие ценности, как уважение к старшим, гостеприимство, толерантность, стремление к обучению, почитание национальных традиций и обычаев. При этом современных казахстанцев отличает открытость к миру, новым идеям и технологиям.
 
Согласно PISA-2018, 76% казахстанских 15-летних подростков уважают людей других культур и относятся к ним как к равным, а 68% хотят узнать о том, как живут люди в других странах. В онлайн-опросе ООН о значимости Целей устойчивого развития казахстанцы отметили образование (73%), здоровье и благополучие (60%), достойную работу и экономический рост (49%) в качестве топ-3 приоритета.
 
По опросу директоров школ и колледжей родители казахстанских обучающихся по сравнению с респондентами развитых стран в большей степени вовлечены в поддержку школьных инициатив. Более половины родителей РК участвуют в школьном самоуправлении и выступают волонтерами в проведении внешкольных мероприятий, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) их доля не достигает 20%.
 
Согласно ответам директоров, казахстанские школьники считаются наиболее дисциплинированными на уроках (прилежность, тишина, порядок, организованность). Большинство школьников легко находят друзей, считают себя частью школьного сообщества, не испытывают чувство одиночества и неловкости в стенах школы.
 
В системе дошкольного, среднего, технического и профессионального образования привычной является практика заключения обязательных договоров между родителями и организациями с целью регламентации их прав и обязанностей. Тем не менее взаимодействие "учитель - ученик - родитель" продолжает носить претензионный характер, имеются различия в понимании обоюдных обязанностей по обучению и воспитанию ребенка, отсутствуют протоколы действий заинтересованных лиц при выявлении фактов домашнего насилия, буллинга и других нежелательных обстоятельств.
 
Особую роль в формировании благоприятной школьной среды играет классный руководитель. На классных руководителей возложены в основном организационно-координирующие, коммуникативные и контрольные функции. Однако широкий спектр возложенных функций и задач не позволяет эффективно выполнять воспитательную деятельность. 
 
Вместе с тем существующие в современном обществе проблемы негативно сказываются на психологическом благополучии детей. Так, большую озабоченность вызывает кризис института семьи. В республике в течение ряда лет стабильно снижается уровень заключения браков на фоне увеличения числа разводов. Доля разводов супружеских пар за 2020 год, имеющих одного ребенка, составляет 32%, двух и более детей - 33%.
 
С сожалением приходится констатировать, что показатели суицида среди казахстанских подростков в возрасте 15-19 лет остаются высокими. По данным ЮНЕСКО, это 11,3 случая на 100 тыс. населения против 8,3 случая в мире). К причинам суицида относятся склонность к рискованному поведению, насилие, психологические травмы детства, стигматизация и отсутствие ориентированных на нужды молодежи служб охраны психического здоровья и квалифицированных специалистов.
 
Казахстанские школьники чаще подвергаются буллингу (32%) по сравнению со своими сверстниками в странах ОЭСР (средний показатель - 23%). Согласно ЮНИСЕФ, более половины детей столкнулись со случаями виртуального насилия, пропагандой религии и суицида и положительно относятся к знакомствам в социальных сетях. В этой связи развитие социальных навыков, организация досуговой и общественной деятельности обучающихся и повышение их осведомленности о проблемах психического здоровья остается актуальной задачей.
 
С целью формирования активной гражданской позиции, усиления патриотического воспитания в школе расширяется охват обучающихся в общественно-значимых движениях ("Зеленая экономика", "Охрана окружающей среды", "Моя Родина, мой город/село" и др.).
 
Также обучающиеся вовлекаются в военно-патриотические клубы, детско-юношеские движения ("Жас кыран", "Жас Улан", "Жас Сарбаз"). В рамках Единой детско-юношеской организации "Жас Улан" активно развивается волонтерское движение, которое насчитывает порядка 3 тыс. участников.
 
С принятием в 2019 году Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы "Рухани жангыру" инициированы проекты, направленные на активное вовлечение социального окружения школ в решение злободневных проблем. Среди них: "Семья - средняя школа", "Читающая школа", "Дастур мен гурып", "Кукыктык сана - кауымга пана", "Енбек - елдін мураты", "Унем - когам куаты", "Экологическая культура с малых лет", "Когамга кызмет", "Организация психологической службы и школьных служб примирения" и "Один день из жизни школы".
 
Для модернизации воспитательного пространства организаций образования внедряется система воспитания и обучения на основе общечеловеческих ценностей, заложенных в Программе нравственно-духовного образования "Самопознание". Большинство родители, высказываясь о роли Программы, отметили, что она раскрывает внутренний мир ребенка (33%), формирует и развивает навыки нравственного поведения (44,7%), расширяет кругозор (12,2%).
 
Данные международных исследований показывают кризис читательской культуры и грамотности общества. В связи с этим по поручению президента страны К.К. Токаева запущен проект "Читающая школа". Целью проекта является приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки, привитие потребности в систематическом чтении, повышение уровня читательской культуры обучающихся, создание условий для популяризации чтения среди обучающихся, педагогов и родителей.
 
Наряду с традиционными формами работы по привлечению школьников к чтению (литературно-поэтические вечера, конкурсы чтецов, книжные выставки, библиотечные уроки и др.) внедряются современные формы: литературный марафон, буккроссинги (акции "Прочитай сам, передай другому"), челленджи, виртуальные книжные выставки, буктрейлеры, создаются коворкинг-центры. Проведено 4045 мероприятий республиканского, областного, районного и внутришкольного уровней. Эффективность реализации проекта "Читающая школа" обеспечивается объединением усилий педагогических коллективов, родителей и школьных библиотекарей в повышении престижа чтения среди учащихся, в повышении читательской компетентности и грамотности школьников, в возрождении традиций семейного чтения.
 
Также в концепции заложено сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся в рамках формального образования.
 
С полным текстом документа можно ознакомиться здесь. 
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?