10.08.2011, 13:41 4990

На мировом рынке свинца в июне - июле происходил рост биржевых котировок, а затем пошел спад (обзор)

Средняя стоимость наличного свинца на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) в июне составляла $2512,2, в июле - $2682,6, в среднем за прошедшие дни августа - $2460,6, а на последних торгах - $2278 за тонну.

Алматы. 10 августа. Kazakhstan Today - На мировом рынке свинца в июне - июле происходил рост биржевых котировок, а затем пошел спад. Средняя стоимость наличного свинца на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) в июне составляла $2512,2, в июле - $2682,6, в среднем за прошедшие дни августа - $2460,6, а на последних торгах - $2278 за тонну.

Средняя цена на наличный свинец в августе 2010 года составляла $2075,2 за тонну.

Запасы свинца на контролируемых LME складах за прошедший месяц уменьшились с 321,7 до 310,4 тыс. тонн.

Официальная цена (settlement) на августовские свинцовые контракты на Шанхайской фьючерсной бирже (Shanghai Futures Exchange, ShFE) за последние два месяца понизилась с 16 900 до 15 555 юаней (до $2418) за тонну, а запасы свинца на складах, отслеживаемых ShFE, за этот период увеличились с 16,7 до 61 тыс. тонн.

По данным Shanghai Metals Market, средняя спотовая цена на свинец (с немедленной оплатой и поставкой) в Шанхае за прошедшие два месяца понизилась с 16 150 до 15 600 юаней (до $2424) за тонну.

Согласно данным Международного бюро металлургической статистики (World Bureau of Metal Statistics, WBMS), на мировом рынке свинца в конце II квартала 2011 года сложился избыток этого металла в 96 тыс. тонн. Добыча свинца в мире из руд составила за I квартал 930 тыс. тонн, что на 9,9% превышает ее объем за январь - март 2010 года. Мировое производство рафинированного свинца увеличилось 8,9% и достигло 1,682 млн тонн. Общий спрос на свинец вырос за этот период на 11%, отмечает WBMS.

Вместе с тем, по данным Международной группы по изучению рынков свинца и цинка (International Lead and Zinc Study Group, ILZSG), мировой рынок рафинированного свинца находился по итогам первых пяти месяцев 2011 года в избытке в объеме 73 тыс. тонн по сравнению с избытком на уровне 61 тыс. тонн в аналогичном периоде минувшего года. В этом периоде мировое производство свинца составило 4,113 млн тонн, потребление - 4,04 млн тонн, говорится в докладе ILZSG. В странах западного региона рынок рафинированного свинца находился в январе - мае в дефиците в 9000 тонн, производство в данном регионе было на уровне 2,124 млн тонн, спрос составил 2,133 млн тонн.

Основным движущим фактором на мировом рынке цинка остается Китай. Агентство Dow Jones Newswires привело сообщение Китайского национального бюро статистики (China's National Bureau of Statistics, NBS) о том, что производство свинца в Китае за январь - июль 2011 года увеличилось на 20%, или до 2,857 млн тонн, в том числе за июнь выпуск свинца увеличился на 4,1%, или до 354 тыс. тонн. При этом выпуск цинка в концентратах увеличился на 22,3%, или до 1,35 млн тонн. А ежесуточное производство рафинированного свинца в Китае снизилось в июле на 23,2% к июню, или до 11,42 тыс. тонн, из-за дефицита мощностей в юго-западной и центральной части Китая, в провинциях Guangxi и Yunnan.

Аналитики пекинской исследовательской компании Antaike высказали мнение, что потребление свинца в Китае к 2013 году будет ежегодно увеличиваться на 9%. В то же время они полагают, что в период до 2015 года рост потребления этого металла в стране замедлится до 7,5 - 8% в год.

В то же время в Китае наблюдается сложная ситуация в свинцовой отрасли. С одной стороны, запускаются новые заводы, а с другой - другие заводы закрываются. Так, Госстат Китая опубликовал список предприятий страны по производству свинца, введенных в эксплуатацию в 2010 - 2011 годы. Это - Yuguang Gold & Lead, мощностью 80 тыс. тонн свинца в год, Luoyang Yongning Gold & Lead - 80 тыс. тонн, Henan Zhicheng Gold & Lead - 100 тыс. тонн, Anyang Minshan Nonferrous Metal - 150 тыс. тонн, Jiangxi Zhongjin Lead - 80 тыс. тонн, а всего новых мощностей набралось 950 тыс. тонн свинца в год. Наиболее активно развивалась свинцовая отрасль провинции Хэнань, где было введено в эксплуатацию сразу пять новых крупных предприятий, а на остальные регионы пришелся лишь один значительный проект. В то же время в конце мая 2011 года китайское правительство закрыло ряд свинцовых заводов в связи со случаями отравления свинцом, а дальнейшее закрытие таких заводов может уменьшить поставки свинца на мировой рынок. В этом году Китай намерен закрыть заводы общей мощностью 585,5 тыс. тонн свинца.

Главный операционный директор компании Doe Run Джерри Пиат (Jerry Pyatt) высказал мнение, что мировой спрос на свинец в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличится на 6%. "Фундаментальные факторы предложения и спроса поддерживают растущий спрос на свинец, и мы также фиксируем воздействие других внешних параметров на цены", - сказал он.

Отметим, что в мире производится рафинированного свинца намного больше, чем добывается на рудниках, поскольку свинцовые отходы в большинстве стран идут на дальнейшую переработку, Таким образом, добыча свинца из руд составляет только 45% его общего производства в мире. Кроме того, отметим также, что производство свинца является экологически опасным. Объем мировой торговли рудами и концентратами свинца по импорту составляет около 2,6 млн тонн. Мировой импорт руд и концентратов свинца в 2010 году в натуральном выражении снизился на 6%. Основными странами, импортирующими руды и концентраты свинца явились Китай, с долей 57%, Корея с долей 9% и Германия с долей в мировом объеме импорта - 8%. Мировой экспорт свинцовых руд и концентратов в 2010 году возрос на 24% и составил 3,1 млн тонн. Среди основных стран-экспортеров - Перу, Австралия, США, Россия. Среди основных стран-импортеров - Корея, Япония Индия, Испания. Объем мирового экспорта в 2010 году снизился на 12%, до 1,4 млн тонн. По предварительным оценкам аналитиков METALRESEARCH, в 2011 году баланс мирового рынка свинца перерастет в дефицит до 38 тыс. тонн, а, по прогнозам, в 2012 году дефицит увеличится до 130 тыс. тонн.

Концерн Nyrstar, один из крупнейших производителей цинка в мире, объявил производственные результаты за первую половину 2011 года. В январе - июне текущего года выпуск металлического свинца составил 111 тыс. тонн (+14,4% к первой половине прошлого года).

Что ждет мировой рынок свинца в будущем? Промышленность всего мира сейчас переживает очередной этап преобразований, связанных с ужесточением экологических стандартов, поэтому происходит частичный отказ от свинца. Эта тенденция станет общей для всех стран Европы в 2015 году. Большинство ведущих корпораций ставят отказ от свинца в списки первоочередных задач. Опасность свинца для окружающей среды и здоровья человека сочетается с его большим значением для современной промышленности, в частности, для автомобильной отрасли. Особенно сложно ответить на призыв экологов к запрету использования свинца в электронной аппаратуре. По их мнению, размещение на полигонах (свалках) отслуживших свой срок изделий, содержащих свинец, ухудшает экологическую ситуацию.

В этой связи год назад состоялась настоящая премьера лития. С прошлого года на рынок Германии поступили серийные литиево-ионные батареи для автомобилей. То, что они дороже обычных свинцовых аккумуляторов, не особо смутило изготовителя - компанию Dr. Ing. hc F. Porsche AG из Штутгарта. Как можно догадаться из названия фирмы, новинка была предназначена для недешевых автомобилей. Эти аккумуляторы под названием Motorsport предлагаются в качестве опции благодаря своей массе - менее 6 килограммов - что втрое легче, чем заменяемая свинцово-кислотная батарея. Кроме того, они вдвое меньше стандартных стартерных батарей, но полностью совместимы по креплению и прежним клеммам.

Отметим, что в прошлом году также японская компания Sanyo Electric завершила строительство завода по производству литиево-ионных аккумуляторных батарей в городе Касае (Kasai). Несмотря на то, что производственные мощности позволяют выпускать до 1 млн батарей в месяц, компания не справляется с поступающими заказами (на батареи для электромобилей Volkswagen и Suzuki). Сейчас Sanyo инвестирует в завод дополнительные $180 млн, чтобы увеличить его мощности в 2,5 раза. Она считает, что строительство второй производственной линии позволит компании занять лидирующие позиции на рынке этих аккумуляторов для автомобилей. Однако "на пятки" японцам уже наступает ряд схожих китайских производств.

Напомним, что выпуск автомобилей в мире по итогам 2010 года составил около 74 млн штук, причем с таким же количеством новых аккумуляторов. Вдвое выше оценивается мировой рынок замены старых аккумуляторов, отслуживших свой ресурс. Итого - около 200 млн аккумуляторов в год. Если предположить, что рано или поздно состоится их массовая замена на литиевые батареи (со средним весом металла около 5 килограммов), то потребность в литии вырастет ровно на 1 млн тонн в год. Производство этого редкого металла придется нарастить минимум в 30 раз.

Но все это остается еще перспективой, а пока, по мнению старшего аналитика по металлам BNP Paribas Стивена Бриггса (Stephen Briggs), свинец ожидает дефицит, которым нельзя пренебречь, поэтому цены на него могут в течение 2012 года достичь уровня в $3000 за тонну. Также С. Бриггс ожидает дефицита этого металла в 250 тыс. тонн в 2013 году, добавляя, что в текущем году рынок свинца будет, вероятно, характеризоваться небольшим дефицитом в 150 тыс. тонн. Общая картина в краткосрочной перспективе выглядит менее привлекательной, чем ранее, отмечает аналитик и утверждает, что свинец "зажат" между улучшающимися базовыми фундаментальными факторами и неумолимо растущими запасами на LME. Производство рафинированного свинца в мире, вероятно, вырастет приблизительно на 10% в период между 2010 и 2013 годами, но маловероятно, что производство первичного и вторичного свинца в сумме сможет удовлетворить спрос на свинец в течение ближайших нескольких лет, а перебои с поставками электроэнергии могут увеличить спрос на стационарные электробатареи, считает С. Бриггс.

Эксперт агентства Владислав Николаев

фото с сайта www.tsikoliya.ru

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?