В Казахстане в 2016 году 26% переданных на опеку и патронат детей возвращены в интернаты - омбудсмен РК
Астана. 21 февраля. Kazakhstan Today - Уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров направил в адрес премьер-министра республики Бакытжана Сагинтаева обращение по актуальным проблемам в сфере защиты прав детей, в котором представил свои предложения, сообщает пресс-служба омбудсмена.
В обращении затронуты два разных, но вызывающих широкие общественные дискуссии и требующих решения со стороны правительства, вопроса. Один из вопросов связан с защитой детей от воздействия негативной информационной среды. В частности, омбудсмен разделил тревогу общественности по поводу участившихся в СМИ сообщений о попытках суицида среди несовершеннолетних из-за игр, получивших распространение в сети Интернет. При этом он отметил, что проблема намного шире и требует глубокого анализа и системного подхода к ее решению, передает Kazakhstan Today.
Принимаемые правительством меры в данном направлении, безусловно, своевременны и эффективны, однако их постфактумный характер не позволяет кардинальным образом решить проблему. В связи с этим выдвинуто предложение о законодательном совершенствовании сферы интернет-отношений. Стремительно растущие влияние и роль Интернета в повседневной жизни подрастающего поколения требуют своевременного восполнения законодательных пробелов в данной сфере", - указывается в сообщении.
Автор письма отмечает, что законодательное закрепление мер по защите детей от воздействия вредной информации регламентировано общепринятыми международными стандартами. Так, статья 17 Конвенции ООН о правах ребенка поощряет государства в разработках надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Кроме того, Комитет ООН по правам ребенка в своих Заключительных замечаниях в 2007 году рекомендовал Казахстану "ускорить принятие нормативных актов, не позволяющих СМИ транслировать и публиковать материалы, которые могут отрицательно сказаться на психическом, социальном и эмоциональном развитии детей".
По информации пресс-службы, в обращении содержится ряд конкретных предложений, основанных на изучении правовой базы Казахстана и зарубежных стран. В частности, предложено рассмотреть возможность введения возрастной классификации для интернет-контента с установлением ответственности провайдеров и правообладателей за отсутствие системы обязательной регистрации пользователей контента, например, "18+". Также рекомендовано изучить опыт Великобритании и России по внедрению операторами мобильной интеренет-связи функции "детский интернет", позволяющей сразу при подключении к сети оградить детей от нежелательного информационного контента.
Отдельно затронут вопрос ответственности родителей. Учитывая то, что в нередких случаях интернет-зависимость как результат отсутствия контроля со стороны родителей приводит к агрессивному и неадекватному поведению несовершеннолетних по отношению к окружающим, рекомендовано уточнить обязанность родителей по обеспечению безопасности детей при посещении ими сети Интернет.
Вместе с тем омбудсмен призывает сохранять оптимальный баланс интересов всех сторон процесса (детей, родителей, провайдеров и государства) и активно привлекать к разработке и обсуждению подобного законопроекта экспертов и представителей гражданского общества.
Вторая тема обращения касается деинституционализации детских учреждений интернатного типа путем их замены альтернативными формами устройства детей в семьи (усыновление, патронат, опека).
Всецело поддерживая данную тенденцию, омбудсмен вместе с тем выразил опасения в связи с поспешной реализацией поставленной цели. Согласно сведениям, представленным Комитетом по охране прав детей МОН РК и местными исполнительными органами, альтернативные формы устройства детей в виде патронатного воспитания и опеки преобладают над традиционным усыновлением. Так, в 2015-2016 годах на опеку и патронат передано 1841 ребенок (12%), усыновлено 626 детей (4%). Стоит уточнить, что в соответствии с действующим законодательством патронатным воспитателям выплачивается заработная плата, а также пособие по содержанию ребенка", - говорится в документе.
По мнению Шакирова, рост показателей применения других форм семейного устройства свидетельствует о снижении стимуляции к усыновлению детей, которое является общепризнанным приоритетом семейных форм устройства детей.
Обеспокоенность уполномоченного вызывает то, что новые методы еще недостаточно развиты и апробированы. В письме представлен анализ опыта зарубежных стран. Приведен пример института фостерных (приемных) семей в Испании, Италии и ряде скандинавских стран, в обязательном порядке предусматривающий специализированные курсы и программы помощи квалифицированных специалистов для родителей с последующим сопровождением со стороны социальных служб. Эти требования являются основополагающими для выполнения одного из принципов Конвенции ООН по правам ребенка - "родители для ребенка, а не ребенок для родителей".
Отсутствие такой практики в Казахстане, а также реальной оценки мотивации патронатных воспитателей и опекунов, незнание возрастных особенностей детей приводит к возврату детей в детские дома. Согласно статистике, в Казахстане из переданных в 2015 году на опеку и патронат 1107 детей 211 (19%) - были возвращены в учреждения. В 2016 году из переданных 734 детей возвращено 188 (26%). Практически каждый четвертый ребенок переживает вторичное сиротство", - подчеркивается в обращении омбудсмена.
Беспокойство автора обращения вызывает увеличение числа возвратов детей в кровные, как правило, неблагополучные семьи, состоящие из лиц, ранее лишенных родительских прав (в 2016 году число таких лиц составляло 2093). Возврат детей в указанные семьи представляет серьезные риски. По имеющейся информации на учете в органах внутренних дел состоят около 12 тыс. неблагополучных семей, в которых проживают более 17 тыс. детей, каждый из которых имеет риск вновь пополнить ряды воспитанников детских домов. В стране заметно выросло число разводов, ежегодный рост которых в соотношении заключенных браков составил 36%.
Также было обращено внимание на проблему повсеместного закрытия детских домов (48 в 2015-2016 годах) и распределения детей в другие учреждения, зачастую находящиеся на значительном расстоянии. Такие решения должны быть исключительно обоснованными, следует принимать во внимание интересы детей, а также многолетний опыт функционирования этих учреждений, наличие в них необходимой инфраструктуры и опытных профессиональных кадров, отмечают в пресс-службе.
По мнению омбудсмена, форсирование деинституционализации детских интернатных учреждений без создания необходимой методологической базы и учета существующих реалий может привести к необратимым последствиям.
В общении было также предложено установить межведомственный контроль над данным процессом с учетом зарубежного опыта подготовки приемных родителей.