Партия "Ак жол" требует не принимать законопроект о введении уголовной ответственности юридических лиц
Астана. 7 февраля. Kazakhstan Today - Демократическая партия Казахстана (ДПК) "Ак жол" требует не принимать законопроект о введении уголовной ответственности юридических лиц, передает Kazakhstan Today.
Сегодня на заседании комитета по экономической реформе и региональному развитию председатель ДПК "Ак жол" депутат мажилиса парламента РК Азат Перуашев заявил о несостоятельности проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц". По мнению А. Перуашева, данный законопроект в рассматриваемой редакции нанесет урон частному бизнесу и в целом будет иметь негативные социально-экономические последствия.
"В настоящее время в Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе рассматривается проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц". Бизнес-сообщество неоднократно заявляло о серьезной обеспокоенности данным законопроектом", - заявил А. Перуашев.
"Считаем, что его принятие в рассматриваемой редакции принесет негативные последствия по следующим основаниям:
1. Подпунктом 7) ст. 1 законопроекта, Уголовный кодекс РК дополняется новой статьей 18-1, согласно которой под юридическим лицом применительно к уголовному праву предлагается понимать организации, за исключением государственных учреждений и международных органов, осуществляющих свою деятельность на территории РК.
Данный подход не согласуется с определением юридического лица, предусмотренным ст.33 Гражданского кодекса РК, согласно которому юридическим лицом признается организация, имеющая обособленное имущество и отвечающая этим имуществом по своим обязательствам, способная от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Применение для Уголовного кодекса особого от других отраслей права определения юридического лица (исключительно как негосударственной организации) фактически означает создание неравноправных условий в виде выведения государственных организаций и государственной собственности из-под ответственности, предусмотренной для негосударственных организаций и частной собственности.
Речь идет о заведомом ущемлении (дискриминации) законных прав частного сектора по сравнению с государственным.
Предлагаемое указанным законопроектом применение понятия юридического лица также не соответствует ст.21 Уголовно-процессуального кодекса РК, согласно которой правосудие осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом.
Более того, трактовка представленного законопроекта прямо противоречит Конституции РК, поскольку согласно п. 1 ст. 6 Конституции, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.
2. Судя по названию законопроекта, его задачей являлось введение уголовной ответственности для юридических лиц. Однако в официальном Прогнозе возможных экономических, социальных, правовых и экологических последствий действия принимаемого закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц", представленным разработчиком, прямо указано, что, "учитывая, что юридическое лицо не может быть признано виновным, поскольку неспособно выражать свое субъективное отношение к совершаемому преступлению, так называемая "виновность" юридических лиц будет устанавливаться через виновность физического лица... При этом к уголовной ответственности будут привлекаться, как физическое лицо, непосредственно совершившее преступление, так и соответствующее юридическое лицо".
Таким образом, "виновность" юридических лиц планируется практически возлагать на физические лица (менеджеров или собственников), совершивших противоправные действия в интересах данного юридического лица.
В таком случае нарушается главный принцип правосудия: никто не может быть осужден иначе, как при наличии доказанной судом личной вины. Согласно законопроекту, виновным будет признаваться юридическое лицо, а нести уголовное наказание - физические лица (граждане), либо напротив: виновным признают физическое лицо, а ответственность будет возлагаться также и на юридическое лицо, которое, как признают сами разработчики в официальном "Прогнозе...", "неспособно выражать свое субъективное отношение к совершаемому преступлению".
Принципиально важно здесь то, что в обоих случаях предлагается узаконить привлечение к ответственности лиц, личная виновность которых не установлена ни одним судом, за преступления, совершенные другим лицом.
Кроме того, в рассматриваемом случае, на наш взгляд, имеет место противоречие подпункту 2) пункта 3 статьи 77 Конституции "никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение", поскольку законопроект допускает возможность привлечения к уголовной ответственности одновременно: виновного физического лица и юридического лица. Большинство юридических лиц являются субъектами малого предпринимательства и нередко представлены только одним физическим лицом, которое является учредителем (участником) и одновременно работником данной организации. Исходя из этого, применяемые в отношении юридического лица уголовные санкции фактически будет нести виновное физическое лицо и "за себя" и за юридическое лицо.
Необходимо отметить, что в действующей редакции Уголовного кодекса РК существует целая глава, предусматривающая ответственность граждан за преступления в сфере экономической деятельности, включая ответственность субъектов частного предпринимательства (Глава 7.). Кодексом РК об административных правонарушениях также предусматривается ответственность в области предпринимательской деятельности (Глава 14.), торговли и финансов (Глава 15.), налогообложения и налогоплательщиков (Глава 16).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданин может быть привлечен к ответственности, в том числе за действия по управлению юридическим лицом. И введение дополнительной так называемой "уголовной ответственности юридических лиц" приведет к дублированию санкций и двойной ответственности граждан за одно и то же правонарушение.
На практике это приведет к расширению возможностей по привлечению предпринимателей к уголовной ответственности в тех случаях, когда не имеется достаточных доказательств их личной вины, то есть к подмене конкретных доказательств личной вины гражданина - общими доказательствами неправомочности действий юридического лица; либо наоборот: подмене конкретных доказательств вины юридического лица - доказательствами неправомерности действий лица физического, при том, что речь идет о разных субъектах права.
3. Подпунктом 16) ст. 1 законопроекта, Уголовный кодекс РК предлагается дополнить новой статьей 39-1, согласно которому к юридическим лицам могут быть применены следующие наказания: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью и/или ликвидация юридического лица.
При этом необходимо учитывать, что в связи с требованиями указания основных видов деятельности юридического лица в его уставных документах, процедурами лицензирования и т.д., лишение права заниматься профильным видом деятельности (например, запрет строительной компании заниматься строительством, либо запрет мебельному цеху производить мебель и т.д.) фактически будет означать остановку и разорение предприятия, нанесение ущерба и потерю работы для всех его работников.
Применение таких санкций затрагивает интересы не только граждан, непосредственно принимавших решение в интересах данного юридического лица, но неизбежно приводит к нанесению ущерба интересам и других собственников и работников предприятия, не подозревавших о преступных действиях коллег и не способных нести за них ответственность.
Таким образом, за незаконные действия одних физических лиц, действовавших в интересах компании, понесут реальное материальное наказание (в виде лишения работы, доходов, либо их части) непричастные к этому правонарушению законопослушные граждане.
Не будучи признанными судом виновными де-юре, де-факто они становятся соответчиками подобных санкций, что крайне сомнительно с точки зрения правосудия.
4. В соответствии с законопроектом, реорганизация юридического лица приостанавливается с момента возбуждения в отношении него уголовного дела и до принятия окончательного процессуального решения.
Вместе с тем, в данном случае имеет место несоответствие подпункту 1) пункта 3 статьи 77 Конституции, так как "лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда".
5. Законопроект действующую редакцию ст. 40 Уголовного кодекса РК дополняет такой санкцией как штраф в отношении юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в следующих размерах:
"а) субъектам малого предпринимательства - в размере от 5 000 до 100 000 МРП (от 7 560 000 тенге до 151 200 000 тенге);
б) субъектам среднего предпринимательства - в размере от 10 000 до 300 000 МРП (от 15 120 000 тенге до 453 600 000 тенге);
в) субъектам крупного предпринимательства - в размере от 30 000 до 500 000 МРП (от 45 360 000 тенге до 756 000 000 тенге)".
Указанные размеры штрафов по итогам заседаний рабочей группы в мажилисе парламента снижены в сторону уменьшения.
Штраф юридическим лицам, назначается в следующих размерах:
а) субъектам малого предпринимательства - в размере от трех тысяч до шести тысяч МРП (4 854 000 тенге до 9 708 000 тенге);
б) субъектам среднего предпринимательства - в размере от шестнадцати тысяч двухсот пяти дести до тридцати двух тысяч пятисот МРП (26 292 500 тенге до 51 776 000 тенге);
в) субъектам крупного предпринимательства - в размере от шестнадцати тысяч двухсот пяти дести до сорока восьми тысяч МРП (26 292 500 тенге до 77 664 000 тенге).
Вместе с тем, несмотря на это, применение предлагаемых штрафов носит исключительно карательный характер и в условиях нарастающих кризисных явлений, а также острой нехватки финансовых средств, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса, может привести к полному разорению частных компаний.
В данном случае можно было ограничиться системами штрафов, применяемых в отношении юридических лиц согласно Кодексу об административных правонарушениях РК.
6. В 2010 году глава государства в своем послании четко обозначил вектор, по которому должна развиваться правовая политика нашей страны. Согласно поручению президента РК, государству в том числе предстоит выработать комплекс системных мер по поэтапной гуманизации уголовной политики. Важной частью процесса гуманизации является декриминализация права, то есть сокращение оснований, по которым граждане могут привлекаться к уголовной ответственности, и их замена административными наказаниями.
5 февраля 2011 года, после проведенной огромной работы, вступил в силу закон РК от 18 января 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе". Данным законом, в частности, исключена мера наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой степени тяжести по статье 192-1 (Совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), статье 198 (Заведомо ложная реклама), статье 218 (Нарушения бухгалтерского учета и финансовой отчетности), статье 220 (Незаконное использование средств банка), статье 221 (Уклонение гражданина от уплаты налогов) и т.д.
В этой связи считаем, что введение новых видов и норм уголовной ответственности (в виде ответственности юридических лиц, ранее не являвшихся субъектом уголовного права, и существенного увеличения размера штрафов и т.д.), напротив, является попыткой расширения мер уголовного преследования и прямо противоречит поручению главы государства по гуманизации уголовного права.
Тем более что в послании главы государства от 27 января 2012 года народу Казахстана также было особо подчеркнуто, что надо продолжить работу по декриминализации финансово-экономических правонарушений. Таможенному и налоговому комитетам, финансовой полиции надо быть последовательными в своих действиях и применении правовых норм.
7. Уже сегодня для бизнес-сообщества совершенно очевидно, что реализация предложенного законопроекта повлечет серьезные финансовые и экономические последствия негативного характера.
В частности, расширение видов уголовной ответственности однозначно приведет к увеличению административной нагрузки на бизнес, расширению инструментов давления на предпринимателей и, как следствие, - к снижению деловой активности и ухудшению бизнес-климата в стране.
Практическое применение мер уголовной ответственности юридических лиц в предложенном формате зачастую будет означать остановку, разорение и принудительную ликвидацию действующих компаний. Для таких компаний это означает:
- вынужденные простои оборудования и технологических линий, приведение их в негодность в результате демонтажа и разукомплектования (в том числе на предприятиях, профинансированных из государственных средств в рамках антикризисных программ и программы модернизации);
- увеличение количества и сроков процедур банкротства предприятий, судебных споров и исков по разделу их имущества;
- неисполнение контрактов предприятий, срыв производственных планов и падение оборотов бизнес-партнеров;
- прекращение выплат по банковскими кредитам такими предприятиями; ухудшение кредитного портфеля банков, рост объемов неработающих кредитов и замороженных средств банков по таким кредитам;
- сокращение и прекращение налоговых поступлений в бюджет по таким предприятиям;
- массовые сокращения рабочих мест на ликвидируемых либо ограниченно работающих предприятиях; увеличение государственных затрат на социальные пособия высвобождаемым работникам в связи с потерей работы и в связи с переходом их семей в категорию малообеспеченных;
- увеличение числа граждан (из числа собственников и менеджеров компаний), осужденных к уголовным наказаниям, рост государственных затрат на содержание заключенных в местах лишения свободы и т.д.
Таким образом, введение уголовной ответственности юридических лиц имеет своим прямым следствием снижение государственных доходов (за счет сокращения налогооблагаемой базы), неэффективное использование государственных средств (вследствие остановки предприятий, получающих меры государственной поддержки в рамках Программы индустриализации и "Дорожной карты бизнеса - 2020") и увеличение государственных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", к направляемым на согласование проектам нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, в обязательном порядке должны прилагаться расчеты финансово-экономических последствий их принятия.
Однако при согласовании данного законопроекта разработчиками не сделано никаких расчетов его финансово-экономического воздействия. Приложенный к законопроекту "Прогноз возможных экономических, социальных, правовых и экологических последствий действия принимаемого закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц" не содержит ни финансовых, ни экономических расчетов.
8. В рамках создания Таможенного союза и Единого экономического пространства особую актуальность приобретает фактор конкурентоспособности казахстанских предприятий по сравнению с союзными и прежде всего российскими коллегами.
В этом отношении указанный законопроект однозначно ухудшает позиции отечественной экономики, поскольку аналогичная инициатива о введении уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации была отклонена. Можно добавить, что в отличие от казахстанского законодательства, в соседнем государстве исключена статья по лжепредпринимательству; в налоговом администрировании срок исковой давности ограничен тремя годами (в Казахстане - 5 лет) и т.д.
Все это приводит к превышающей (по сравнению с Россией) административной и финансовой нагрузке на экономику и снижению конкурентоспособности казахстанского бизнеса. В результате отечественные компании, прежде всего производственные, окажутся не в состоянии конкурировать за собственный рынок, преимущество на котором получат товары российского производства. Кроме того, сами казахстанские предприниматели под избыточным давлением будут вынуждены регистрироваться в соседней России, что приведет к потерям по налоговым поступлениям в бюджет", - отметил председатель ДПК.
"Приведенные аргументы - лишь наиболее очевидные и концептуальные. Вместе с тем по каждому из разделов рассматриваемого законопроекта имеются не менее важные и принципиальные возражения. Принимая во внимание изложенное, считаем предложенный законопроект в данной редакции категорически неприемлемым. Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц нуждается в более глубокой и комплексной проработке с привлечением специалистов из различных отраслей науки и практической экономики. Просим не принимать указанный законопроект в настоящем виде и направить его на концептуальную переработку", - заключил председатель партии "Ак жол" депутат мажилиса парламента РК А. Перуашев.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.