07.02.2012, 18:33 20145

Партия "Ак жол" требует не принимать законопроект о введении уголовной ответственности юридических лиц

"Введение новых видов и норм уголовной ответственности (в виде ответственности юридических лиц, ранее не являвшихся субъектом уголовного права, и существенного увеличения размера штрафов и т.д.), напротив, является попыткой расширения мер уголовного преследования и прямо противоречит поручению главы государства по гуманизации уголовного права".

Астана. 7 февраля. Kazakhstan Today - Демократическая партия Казахстана (ДПК) "Ак жол" требует не принимать законопроект о введении уголовной ответственности юридических лиц, передает Kazakhstan Today.

Сегодня на заседании комитета по экономической реформе и региональному развитию председатель ДПК "Ак жол" депутат мажилиса парламента РК Азат Перуашев заявил о несостоятельности проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц". По мнению А. Перуашева, данный законопроект в рассматриваемой редакции нанесет урон частному бизнесу и в целом будет иметь негативные социально-экономические последствия.

"В настоящее время в Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе рассматривается проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц". Бизнес-сообщество неоднократно заявляло о серьезной обеспокоенности данным законопроектом", - заявил А. Перуашев.

"Считаем, что его принятие в рассматриваемой редакции принесет негативные последствия по следующим основаниям:

1. Подпунктом 7) ст. 1 законопроекта, Уголовный кодекс РК дополняется новой статьей 18-1, согласно которой под юридическим лицом применительно к уголовному праву предлагается понимать организации, за исключением государственных учреждений и международных органов, осуществляющих свою деятельность на территории РК.

Данный подход не согласуется с определением юридического лица, предусмотренным ст.33 Гражданского кодекса РК, согласно которому юридическим лицом признается организация, имеющая обособленное имущество и отвечающая этим имуществом по своим обязательствам, способная от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Применение для Уголовного кодекса особого от других отраслей права определения юридического лица (исключительно как негосударственной организации) фактически означает создание неравноправных условий в виде выведения государственных организаций и государственной собственности из-под ответственности, предусмотренной для негосударственных организаций и частной собственности.

Речь идет о заведомом ущемлении (дискриминации) законных прав частного сектора по сравнению с государственным.

Предлагаемое указанным законопроектом применение понятия юридического лица также не соответствует ст.21 Уголовно-процессуального кодекса РК, согласно которой правосудие осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом.

Более того, трактовка представленного законопроекта прямо противоречит Конституции РК, поскольку согласно п. 1 ст. 6 Конституции, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.

2. Судя по названию законопроекта, его задачей являлось введение уголовной ответственности для юридических лиц. Однако в официальном Прогнозе возможных экономических, социальных, правовых и экологических последствий действия принимаемого закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц", представленным разработчиком, прямо указано, что, "учитывая, что юридическое лицо не может быть признано виновным, поскольку неспособно выражать свое субъективное отношение к совершаемому преступлению, так называемая "виновность" юридических лиц будет устанавливаться через виновность физического лица... При этом к уголовной ответственности будут привлекаться, как физическое лицо, непосредственно совершившее преступление, так и соответствующее юридическое лицо".

Таким образом, "виновность" юридических лиц планируется практически возлагать на физические лица (менеджеров или собственников), совершивших противоправные действия в интересах данного юридического лица.

В таком случае нарушается главный принцип правосудия: никто не может быть осужден иначе, как при наличии доказанной судом личной вины. Согласно законопроекту, виновным будет признаваться юридическое лицо, а нести уголовное наказание - физические лица (граждане), либо напротив: виновным признают физическое лицо, а ответственность будет возлагаться также и на юридическое лицо, которое, как признают сами разработчики в официальном "Прогнозе...", "неспособно выражать свое субъективное отношение к совершаемому преступлению".

Принципиально важно здесь то, что в обоих случаях предлагается узаконить привлечение к ответственности лиц, личная виновность которых не установлена ни одним судом, за преступления, совершенные другим лицом.

Кроме того, в рассматриваемом случае, на наш взгляд, имеет место противоречие подпункту 2) пункта 3 статьи 77 Конституции "никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение", поскольку законопроект допускает возможность привлечения к уголовной ответственности одновременно: виновного физического лица и юридического лица. Большинство юридических лиц являются субъектами малого предпринимательства и нередко представлены только одним физическим лицом, которое является учредителем (участником) и одновременно работником данной организации. Исходя из этого, применяемые в отношении юридического лица уголовные санкции фактически будет нести виновное физическое лицо и "за себя" и за юридическое лицо.

Необходимо отметить, что в действующей редакции Уголовного кодекса РК существует целая глава, предусматривающая ответственность граждан за преступления в сфере экономической деятельности, включая ответственность субъектов частного предпринимательства (Глава 7.). Кодексом РК об административных правонарушениях также предусматривается ответственность в области предпринимательской деятельности (Глава 14.), торговли и финансов (Глава 15.), налогообложения и налогоплательщиков (Глава 16).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданин может быть привлечен к ответственности, в том числе за действия по управлению юридическим лицом. И введение дополнительной так называемой "уголовной ответственности юридических лиц" приведет к дублированию санкций и двойной ответственности граждан за одно и то же правонарушение.

На практике это приведет к расширению возможностей по привлечению предпринимателей к уголовной ответственности в тех случаях, когда не имеется достаточных доказательств их личной вины, то есть к подмене конкретных доказательств личной вины гражданина - общими доказательствами неправомочности действий юридического лица; либо наоборот: подмене конкретных доказательств вины юридического лица - доказательствами неправомерности действий лица физического, при том, что речь идет о разных субъектах права.

3. Подпунктом 16) ст. 1 законопроекта, Уголовный кодекс РК предлагается дополнить новой статьей 39-1, согласно которому к юридическим лицам могут быть применены следующие наказания: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью и/или ликвидация юридического лица.

При этом необходимо учитывать, что в связи с требованиями указания основных видов деятельности юридического лица в его уставных документах, процедурами лицензирования и т.д., лишение права заниматься профильным видом деятельности (например, запрет строительной компании заниматься строительством, либо запрет мебельному цеху производить мебель и т.д.) фактически будет означать остановку и разорение предприятия, нанесение ущерба и потерю работы для всех его работников.

Применение таких санкций затрагивает интересы не только граждан, непосредственно принимавших решение в интересах данного юридического лица, но неизбежно приводит к нанесению ущерба интересам и других собственников и работников предприятия, не подозревавших о преступных действиях коллег и не способных нести за них ответственность.

Таким образом, за незаконные действия одних физических лиц, действовавших в интересах компании, понесут реальное материальное наказание (в виде лишения работы, доходов, либо их части) непричастные к этому правонарушению законопослушные граждане.

Не будучи признанными судом виновными де-юре, де-факто они становятся соответчиками подобных санкций, что крайне сомнительно с точки зрения правосудия.

4. В соответствии с законопроектом, реорганизация юридического лица приостанавливается с момента возбуждения в отношении него уголовного дела и до принятия окончательного процессуального решения.

Вместе с тем, в данном случае имеет место несоответствие подпункту 1) пункта 3 статьи 77 Конституции, так как "лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда".

5. Законопроект действующую редакцию ст. 40 Уголовного кодекса РК дополняет такой санкцией как штраф в отношении юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в следующих размерах:

"а) субъектам малого предпринимательства - в размере от 5 000 до 100 000 МРП (от 7 560 000 тенге до 151 200 000 тенге);

б) субъектам среднего предпринимательства - в размере от 10 000 до 300 000 МРП (от 15 120 000 тенге до 453 600 000 тенге);

в) субъектам крупного предпринимательства - в размере от 30 000 до 500 000 МРП (от 45 360 000 тенге до 756 000 000 тенге)".

Указанные размеры штрафов по итогам заседаний рабочей группы в мажилисе парламента снижены в сторону уменьшения.

Штраф юридическим лицам, назначается в следующих размерах:

а) субъектам малого предпринимательства - в размере от трех тысяч до шести тысяч МРП (4 854 000 тенге до 9 708 000 тенге);

б) субъектам среднего предпринимательства - в размере от шестнадцати тысяч двухсот пяти дести до тридцати двух тысяч пятисот МРП (26 292 500 тенге до 51 776 000 тенге);

в) субъектам крупного предпринимательства - в размере от шестнадцати тысяч двухсот пяти дести до сорока восьми тысяч МРП (26 292 500 тенге до 77 664 000 тенге).

Вместе с тем, несмотря на это, применение предлагаемых штрафов носит исключительно карательный характер и в условиях нарастающих кризисных явлений, а также острой нехватки финансовых средств, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса, может привести к полному разорению частных компаний.

В данном случае можно было ограничиться системами штрафов, применяемых в отношении юридических лиц согласно Кодексу об административных правонарушениях РК.

6. В 2010 году глава государства в своем послании четко обозначил вектор, по которому должна развиваться правовая политика нашей страны. Согласно поручению президента РК, государству в том числе предстоит выработать комплекс системных мер по поэтапной гуманизации уголовной политики. Важной частью процесса гуманизации является декриминализация права, то есть сокращение оснований, по которым граждане могут привлекаться к уголовной ответственности, и их замена административными наказаниями.

5 февраля 2011 года, после проведенной огромной работы, вступил в силу закон РК от 18 января 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе". Данным законом, в частности, исключена мера наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой степени тяжести по статье 192-1 (Совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), статье 198 (Заведомо ложная реклама), статье 218 (Нарушения бухгалтерского учета и финансовой отчетности), статье 220 (Незаконное использование средств банка), статье 221 (Уклонение гражданина от уплаты налогов) и т.д.

В этой связи считаем, что введение новых видов и норм уголовной ответственности (в виде ответственности юридических лиц, ранее не являвшихся субъектом уголовного права, и существенного увеличения размера штрафов и т.д.), напротив, является попыткой расширения мер уголовного преследования и прямо противоречит поручению главы государства по гуманизации уголовного права.

Тем более что в послании главы государства от 27 января 2012 года народу Казахстана также было особо подчеркнуто, что надо продолжить работу по декриминализации финансово-экономических правонарушений. Таможенному и налоговому комитетам, финансовой полиции надо быть последовательными в своих действиях и применении правовых норм.

7. Уже сегодня для бизнес-сообщества совершенно очевидно, что реализация предложенного законопроекта повлечет серьезные финансовые и экономические последствия негативного характера.

В частности, расширение видов уголовной ответственности однозначно приведет к увеличению административной нагрузки на бизнес, расширению инструментов давления на предпринимателей и, как следствие, - к снижению деловой активности и ухудшению бизнес-климата в стране.

Практическое применение мер уголовной ответственности юридических лиц в предложенном формате зачастую будет означать остановку, разорение и принудительную ликвидацию действующих компаний. Для таких компаний это означает:

- вынужденные простои оборудования и технологических линий, приведение их в негодность в результате демонтажа и разукомплектования (в том числе на предприятиях, профинансированных из государственных средств в рамках антикризисных программ и программы модернизации);

- увеличение количества и сроков процедур банкротства предприятий, судебных споров и исков по разделу их имущества;

- неисполнение контрактов предприятий, срыв производственных планов и падение оборотов бизнес-партнеров;

- прекращение выплат по банковскими кредитам такими предприятиями; ухудшение кредитного портфеля банков, рост объемов неработающих кредитов и замороженных средств банков по таким кредитам;

- сокращение и прекращение налоговых поступлений в бюджет по таким предприятиям;

- массовые сокращения рабочих мест на ликвидируемых либо ограниченно работающих предприятиях; увеличение государственных затрат на социальные пособия высвобождаемым работникам в связи с потерей работы и в связи с переходом их семей в категорию малообеспеченных;

- увеличение числа граждан (из числа собственников и менеджеров компаний), осужденных к уголовным наказаниям, рост государственных затрат на содержание заключенных в местах лишения свободы и т.д.

Таким образом, введение уголовной ответственности юридических лиц имеет своим прямым следствием снижение государственных доходов (за счет сокращения налогооблагаемой базы), неэффективное использование государственных средств (вследствие остановки предприятий, получающих меры государственной поддержки в рамках Программы индустриализации и "Дорожной карты бизнеса - 2020") и увеличение государственных расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", к направляемым на согласование проектам нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, в обязательном порядке должны прилагаться расчеты финансово-экономических последствий их принятия.

Однако при согласовании данного законопроекта разработчиками не сделано никаких расчетов его финансово-экономического воздействия. Приложенный к законопроекту "Прогноз возможных экономических, социальных, правовых и экологических последствий действия принимаемого закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц" не содержит ни финансовых, ни экономических расчетов.

8. В рамках создания Таможенного союза и Единого экономического пространства особую актуальность приобретает фактор конкурентоспособности казахстанских предприятий по сравнению с союзными и прежде всего российскими коллегами.

В этом отношении указанный законопроект однозначно ухудшает позиции отечественной экономики, поскольку аналогичная инициатива о введении уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации была отклонена. Можно добавить, что в отличие от казахстанского законодательства, в соседнем государстве исключена статья по лжепредпринимательству; в налоговом администрировании срок исковой давности ограничен тремя годами (в Казахстане - 5 лет) и т.д.

Все это приводит к превышающей (по сравнению с Россией) административной и финансовой нагрузке на экономику и снижению конкурентоспособности казахстанского бизнеса. В результате отечественные компании, прежде всего производственные, окажутся не в состоянии конкурировать за собственный рынок, преимущество на котором получат товары российского производства. Кроме того, сами казахстанские предприниматели под избыточным давлением будут вынуждены регистрироваться в соседней России, что приведет к потерям по налоговым поступлениям в бюджет", - отметил председатель ДПК.

"Приведенные аргументы - лишь наиболее очевидные и концептуальные. Вместе с тем по каждому из разделов рассматриваемого законопроекта имеются не менее важные и принципиальные возражения. Принимая во внимание изложенное, считаем предложенный законопроект в данной редакции категорически неприемлемым. Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц нуждается в более глубокой и комплексной проработке с привлечением специалистов из различных отраслей науки и практической экономики. Просим не принимать указанный законопроект в настоящем виде и направить его на концептуальную переработку", - заключил председатель партии "Ак жол" депутат мажилиса парламента РК А. Перуашев.


При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?