На мировом рынке титана последние два месяца продолжалось снижение цен, но в ноябре началось их повышение (обзор)
Алматы. 21 ноября. Kazakhstan Today - На мировом рынке титана последние два месяца продолжалось снижение цен, но в ноябре началось их повышение, передает Kazakhstan Today.
По данным Metal Bulletin, текущие рыночные цены на 70%-ный ферротитан в Европе (с уплатой пошлины и доставкой) в целом за последние два месяца снизились с $6,75-7,1 до $6,1-6,4 за килограмм титана. По оценке Metal-Pages, цены на ферротитан в целом за два месяца снизились $6,7-6,9 до $6-6,2 за килограмм титана. По данным MetalFirst.com, цены на ферротитан в Европе за два месяца снизились с $6,8-7,2 до $6,2-6,5 за килограмм титана.
По данным информационно-аналитического портала Metal Bulletin, в Берлине только что завершилась XXVIII Международная конференция по ферросплавам (28th International Ferro-Alloys conference), организованная лондонским журналом Metal Bulletin. На конференции было отмечено, что производители ферротитана ждут роста цен, а рынок уже столкнулся с дефицитом сырья.
По данным China Minor Metals Resource & Information, китайские производители ферротитана повысили цену на 70%-ный ферротитан, ссылаясь на сокращение запасов, при этом стальные заводы снизили предложение цены, пытаясь сократить производственные затраты. Цена на 70%-ный ферротитан находится в диапазоне 36-38 тыс. юаней ($5717-6034) за тонну, а при оплате за наличные продажная цена на 70%-ный ферротитан варьируется сейчас в диапазоне 36-37 тыс. юаней ($5760-5920) за тонну.
При этом производство титана в Китае растет. По данным China Nonferrous Metals Monthly, производство титана в Китае за январь - сентябрь 2012 года увеличилось на 15,5%, или до 78,2 тыс. тонн.
По данным американского агентства Platts, на европейском рынке ферротитана цены выросли на фоне задержки поставок и роста спроса после урагана "Сэнди". Ферротитан продолжает укрепляться на фоне активизации торговых закупок. Цены на материал в Роттердаме возросли до $6,3 за килограмм. На цены положительно повлиял выход на рынок две недели назад одного крупного европейского сталепроизводителя, которому необходима срочная поставка значительного объема ферротитана в ноябре - декабре. Уже отмечены предложения по $6,75 за поставленный килограмм и даже выше, но, как обычно, некоторые поставщики воздерживаются от продаж, предпочитая выждать более ясного направления движения цен. После падения примерно до $1,5 за фунт цены на титановый лом также пошли вверх, и титановая стружка поднялась на этой неделе до $1,7-1,8 за фунт.
В целом на мировом рынке ферротитан в ноябре несколько укрепился на фоне роста спроса. При этом потребительский спрос остается спокойным. Американская компания Allegheny Technologies Inc. сообщила в финансовом отчете за III квартал улучшение ситуации с отгрузкой титана и ценами. По сообщениям предприятия по производству специализированных металлов, в Питтсбурге отгрузка титанового проката за девять месяцев этого года составила 36 млн фунтов, что на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, всего за весь 2010 год было отгружено 38 млн фунтов титана.
Поскольку экономика США начала восстановление, то и производители титана оживились. Так, новый цех по выпуску сертифицированной титановой продукции для нужд аэрокосмической отрасли был введен в промышленную эксплуатацию на заводе американской компанией RTI в штате Вирджиния. Его запуск последовал после 10 месяцев испытаний для получения сертификата поставщика ключевого клиента RTI - авиационного концерна Airbus. Выйдя на полную мощность, цех будет производить примерно 6400 тонн титановых штамповок. Компания RTI является одним из ведущих поставщиков титановых полуфабрикатов в Северной Америке и Европе.
Оживились и игроки рынка титансодержащего сырья, и средние цены на ильменитовые и рутиловые концентраты австралийского производства на свободном рынке выросли в два и более раз. В то же время цены на титановые шлаки в США, поставляемые по долгосрочным контрактам, остались неизменными. Аналитики компании TZMI считают, что в 2013 году рост цен на титановые шлаки продолжится и составит не менее $1500 за тонну (средняя цена на титановые шлаки на предприятии Tyssedal из Норвегии в I квартале 2012 года составила $1018 за тонну по сравнению со средней ценой реализации в $448 за тонну в 2011 году). И в Китае считают, что цены на титановый концентрат вскоре пойдут вверх, поскольку вьетнамские запасы материала сократились в последнее время и что, как следствие, Вьетнам ограничит вывоз концентрата. Преобладающая цена на 46%-ный титановый концентрат в Китае - 1500-1650 юаней ($240-264) за тонну.
По данным лондонского журнала Metal Bulletin, Майкл Метц (Michael Metz), президент компании ВСМПО-Тирус в США, филиала российской "Корпорации ВСМПО-Ависма", находящегося в штате Колорадо, заявил о том, что мировой спрос на титановый прокат для гражданской авиации вырастет до 47 тыс. тонн в 2015 году по сравнению с 28 тыс. тонн в 2010 году. Michael Metz отметил, что титановая промышленность быстро наберет разгон при таком наращивании объемов. Он отметил также, что ожидаемый рост темпов строительства самолета Boeing 737 - до 42 самолетов в месяц к первой половине 2014 года с 31 самолета в месяц, а это означает потребность в около 10 тыс. тонн титана в год. И другой самолет Dreamliner, с запланированным ростом производства до 10 самолетов в месяц к концу 2013 году, также повысит потребность в 10 тыс. тонн титана в год.
Межгосударственная титановая ассоциация (Interstate Association Titan) сообщила, что спрос на титан со стороны оборонной промышленности устойчивый и будет расти в среднем на 3,5% в год в период до 2015 года, завил Дон Хиктон (Dawne Hickton), директор компании RTI International Metals Inc., США. Он сказал, что спрос на титан для военной промышленности в течение ближайших двух лет будет оставаться на уровне 14,5 тыс. тонн и достигнет 18,1 тыс. тонн в 2015 году. "Военные конфликты в Афганистане, Ираке и в других горячих точках планеты продолжают вынуждать к затратам на оборонную промышленность и, соответственно, к использованию титана", - сказал Dawne Hickton.
Компания Boeing, проанализировав пассажиропоток, спрогнозировал, что в ближайшие 20 лет мировой рынок потребует 34 000 новых самолетов общей стоимостью $4,5 трлн. Компании Airbus и Boeing рассчитывают к 2014 году совокупно поставлять 84 самолета в месяц. Столь радужные перспективы авиастроителей активизировали закупочную деятельность по всей цепи поставщиков, в том числе и титановой продукции, ведь на долю авиационного сектора приходится около 50% всего производимого в мире металлического титана. Под растущие планы авиастроителей, в частности, моментально подстроилась корпорация "ВСМПО-Ависма", изготовляющая все виды металлургических полуфабрикатов из титановых сплавов. Российская компания намеревается в 2012 году увеличить производство на 33% по сравнению с довольно успешным 2011 годом, или до 32,7 тыс. тонн. От нее не отстают крупнейшие американские титановые компании Timet, RTI, ATI.
Позитивно оценивают будущее мирового рынка титансодержащего сырья в крупнейшей австралийской компании Rio Tinto. По ее данным, в 2012-2020 годах спрос на титансодержащее сырье в мире будет расти непрерывно, в то время как поставки не увеличатся, что спровоцирует его дефицит и даст основания для роста цен. В целом после совершения ряда сделок в 2012 году Rio Tinto сможет распоряжаться примерно 1,6 млн тонн титановых шлаков, планируемых к производству в Канаде и ЮАР.
Агентство БИЗНЕС-ТАСС сообщило, что российская компания "ВСМПО-Ависма" и американская компания Boeing подписали меморандум о расширении сотрудничества в сфере поставок титана за счет увеличения мощностей совместного предприятия на Урале. Об этом говорится в совместном сообщении компаний. Стороны также продолжат сотрудничество в сфере НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы), в частности, по разработке новых сплавов и технологий. В 2012 году корпорация "ВСМПО-Ависма" произвела 29,5 тыс. тонн титана, 18% которого было поставлено Boeing. На данный момент российское предприятие обеспечивает до 40% потребностей американской компании в этом металле. В 2013-2018 годах выполнение контрактов с Boeing принесет "ВСМПО-Ависма" $1,5-2 млрд. Сегодня стороны ведут совместную работу по созданию двух новых сплавов, которые, в частности, могут быть использованы для нужд российской аэрокосмической индустрии.
За последние годы Boeing и "ВСМПО-Ависма" разработали в совместном инновационном центре три новые технологии. Так, высокопрочный титановый сплав Ti5553, разработанный "ВСМПО-Ависма" позволяет существенно снизить вес самолета, что, в свою очередь, обеспечивает экономию топлива. Этот сплав применяется в деталях самолета Boeing-787 Dreamliner и может использоваться в последующих программах. Расширение сотрудничества с Boeing поможет нам создавать еще более совершенные и конкурентоспособные решения для мировой авиаиндустрии. "Корпорация "Ростехнологии" является важным и надежным партнером Boeing уже долгие годы. Вместе мы достигаем результатов, позволяющих расти бизнесу обеих наших компаний, - сказал президент Boeing Commercial Airplanes Рей Коннер (Ray Conner). - Новые договоренности Boeing и корпорации "Ростехнологии" позволят еще больше увеличивать взаимовыгодное сотрудничество".
Также Boeing и "ВСМПО-Ависма" расширят совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM), что обеспечит увеличение производительности механообработки тележек шасси самолетов Boeing 737. Совместное предприятие приобрело 4 новейших высокотехнологичных станка, установка которых запланирована на 2013 год. Они будут использоваться для поддержки роста объемов выпуска самолета Boeing 737. Корпорация "ВСМПО-Ависма" - крупнейший в мире вертикально интегрированный производитель слитков, всех видов полуфабрикатов и штамповок из титановых сплавов. Корпорация обеспечивает рабочими местами более 20 тыс. человек по всему миру, включая сеть дочерних дистрибьюторских и сервисных компаний в США, Европе и Азии. Объем экспортных продаж корпорации превышает 70% от ежегодного объема производимой продукции.
Собственник и глава совета директоров компании Group DF Дмитрий Фирташ считает, что титан - это космос, это мир настоящего и будущего. При этом отмечает, что для выпуска металлического титана используется лишь около 5% добываемого титанового сырья. Остальной объем используется для производства пигментных красок на основе диоксида титана. По данным корпорации "ВСМПО-Ависма", весьма перспективными потребителями проката из технического титана являются химическая промышленность, энергетика и опреснение морской воды, на долю которых приходится около 30% рынка. Рынок индустриального титана развивается достаточно быстро, но нестабильно, демонстрируя среднегодовой рост от 5% до 30%.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.