Лондон. 11 июля. Kazakhstan Today - Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's сообщила сегодня о подтверждении долгосрочных и краткосрочных кредитных рейтингов по обязательствам в национальной и иностранной валюте "BBB+/A-2" АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" - казахстанской организации, связанной с государством; прогноз изменения рейтингов - "Негативный".
Рейтинги АО "Самрук-Казына" отражают определение S&P фонда как организации, связанной с государством (ОСГ), а также оценку S&P "практически безусловной" вероятности предоставления правительством Казахстана своевременной экстренной поддержки в случае финансовых затруднений.
"С момента создания в 2008 году в соответствии с указом президента Республики Казахстан фонд "Самрук-Казына" принимает участие в ключевых национальных программах. Он консолидирует практически все государственные активы Казахстана и управляет ими по поручению правительства страны, являясь основным инструментом достижения экономических, политических и социальных целей государства. Фонд "Самрук-Казына" тесно связан с государством, которое играет решающую роль в вопросах, касающихся операционной деятельности компании. Согласно законодательству все члены совета директоров должны быть главами центральных исполнительных органов, а должность председателя должен занимать премьер-министр Казахстана. Несмотря на то, что правительство планирует продать миноритарные доли акций нескольких дочерних предприятий фонда "Самрук-Казына" в рамках начавшейся в 2012 году программы "народного IPO", фонд, насколько мы понимаем, сохранит контроль над этими активами. Приватизация самого фонда, в том числе частичная, не планируется", - отмечает рейтингвое агентство.
В мае 2013 года фонд "Самрук-Казына" передал управление пятью институтами развития и финансовыми организациями новому государственному АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", призванному способствовать привлечению инвестиций в экономику страны. По планам, озвученным правительством, фонд "Самрук-Казына" будет контролировать организации, ориентирующиеся на получение прибыли, тогда как холдинг "Байтерек" будет управлять институтами развития, стратегия которых не направлена на получение дохода. Передача активов между двумя холдинговыми компаниями, на 100% принадлежащими государству, не влияет на оценку роли фонда для правительства или его связей с государством. S&P полагает, что смена стратегии фонда "Самрук-Казына" продиктована сменой государственных приоритетов.
"Мы оцениваем характеристики собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP) фонда "Самрук-Казына" на уровне "b+", что отражает нашу оценку его профиля бизнес-рисков как "приемлемого" и профиля финансовых рисков как "характеризующегося высоким уровнем долговой нагрузки". Мы оцениваем показатели фонда на консолидированной основе, поскольку считаем его долгосрочным стратегическим инвестором национальных компаний. Наша оценка профиля бизнес-рисков фонда "Самрук-Казына" как "приемлемого" отражает наше мнение о лишь "приемлемом" кредитном качестве его ключевых активов в нефтегазовом и транспортном секторе, на долю которых в целом приходится более 80% прибыли группы. Мы считаем, что осуществляемая в настоящее время продажа слабых активов в финансовом секторе оказывает некоторое позитивное влияние на оценку SACP фонда, поскольку эти активы убыточны, обременены значительным долгом и нуждаются в существенной финансовой поддержке. Вместе с тем фонд по-прежнему подвержен рискам, связанным со слабой финансовой системой страны, где размещена значительная часть его денежных средств", - говорится в сообщении.
"Наша оценка профиля финансовых рисков группы как "характеризующегося высоким уровнем долговой нагрузки" отражает наши ожидания относительно значительной негативной величины свободного денежного потока от операционной деятельности (free operating cash flow - FOCF), поскольку мы полагаем, что крупные инвестиции и потенциальные приобретения активов, скорее всего, обусловят увеличение и без того относительно высокого консолидированного долга. Мы ожидаем, что отношение "долг / EBITDA" увеличится с 3x в конце 2013 года примерно до 4x, а отношение "денежный поток от операционной деятельности (funds from operations - FFO) / долг" сократится с 24% в 2013 года до около 15-20% в ближайшие два-три года. "Самрук-Казына" является крупнейшим корпоративным заемщиком в Казахстане: по состоянию на конец 2013 года консолидированный скорректированный долг фонда составил 4 847,3 млрд тенге (из которых 1560,3 млрд тенге - на уровне материнской компании и 523 млрд тенге гарантированы материнской компанией). В соответствии с нашими критериями мы рассматриваем обязательства группы перед правительством как долг, поскольку, несмотря на их долгосрочный характер и в большинстве случаев низкую процентную ставку, эти обязательства не являются субординированными по отношению к каким-либо другим обязательствам", - сообщает S&P.
Оценка SACP фонда "Самрук-Казына" "b+" включает надбавку в одну ступень вследствие применения модификатора "Сравнительный анализ". Надбавка отражает наше мнение о текущей поддержке фонда со стороны государства, в том числе о доступе к долгосрочному государственному финансированию и приоритетном доступе к нефтегазовым активам, продаваемым в Казахстане.
S&P оценивает показатели ликвидности фонда "Самрук-Казына" как "адекватные", поскольку консолидированные источники ликвидности превышают потребности в ней более чем в 1,2 раза. Группа располагает значительными денежными средствами и имеет доступ к долгосрочному фондированию со стороны государства для осуществления инвестиций и приобретений активов: например, фонд профинансировал недавние приобретения активов - долю в капитале компании ТОО "Казцинк" за 255 млрд тенге и долю в капитале Экибастузской ГРЭС за $1,3 млрд - с помощью выпуска облигаций, которые приобрел Национальный банк Казахстана. S&P считает, что фонд имеет значительную гибкость и может сокращать объем инвестиций в случае дефицита ликвидности. Компания не несет больших расходов в связи с выплатой дивидендов государству, поскольку ее основной задачей является управление стратегическими активами, а не обеспечение доходов бюджета. Основные факторы, ограничивающие нашу оценку ликвидности фонда - подверженность риску, связанному со слабым банковским сектором страны и относительная непредсказуемость политики фонда в отношении стратегических инвестиций и приобретений.
Прогноз "Негативный" отражает прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан и ожидания S&P того, что оценка S&P "критически важной" роли фонда для правительства Республики Казахстан и его "неразрывной" связи с государством, скорее всего, не изменится. S&P может повысить или понизить рейтинги фонда "Самрук-Казына" в случае соответствующего рейтингового действия в отношении Республики Казахстан.
Кроме того, в сообщении отмечается, что S&P может понизить рейтинги фонда в случае появления любых признаков ослабления государственной поддержки, например изменения роли фонда как инструмента государственной политики или политики государства в отношении управления активами, что приведет к пересмотру нашей оценки роли фонда "Самрук-Казына" для государства и связей с ним.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.