14.10.2009, 17:31 3172

Интервью генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи информационному агентству Kazakhstan Today

Интервью генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Николая Бордюжи
Kazakhstan Today: Николай Николаевич, в настоящее время деятельность ОДКБ значительно активизировалась. Как Вы считаете, чем вызвана такая неравномерность в работе организации, которая была создана в 1992 году, а фаза активной деятельности ОДКБ наблюдается в 2008 - 2009 годы?

Н. Бордюжа: Я бы выделил три этапа становления ОДКБ. Первый - с 1992 года - после подписания Договора о коллективной безопасности в Ташкенте, по 2003 год. Это фактически была ситуация стагнации - не было организационных механизмов, не было серьезной заинтересованности государств в том, чтобы вместе строить систему безопасности.

В 2000 - 2001 годах, когда начали происходить террористические акты, все поняли, что в одиночку государствам безопасность не обеспечить, нужна какая-то кооперация. И когда в 2003 году президенты приняли решение о создании Организации Договора о коллективной безопасности, сформировали механизмы, позволившие наращивать усилия по формированию системы коллективной безопасности, - это уже второй этап. В течение 2003 - 2006 годов накапливалась критическая масса: предпринимались огромные усилия, но они наталкивались на какие-то бюрократические барьеры, на непонимание некоторыми чиновниками важности этой работы, на разрешение разных подходов государств к строительству системы безопасности. Когда система уже начала складываться, когда мы выстроили механизмы взаимодействия, начали действовать координационные механизмы, активно стал работать Совет коллективной безопасности, то есть президенты, тогда пошел результат. И чем больше этих результатов появлялось, тем больше появлялось осознание того, что организацию нужно развивать дальше, что она дает соответствующие положительные результаты и действительно влияет на региональную и глобальную безопасность. И чем больше это осознание у лидеров наших государств, у политических элит появлялось, тем более активно они работали по созданию системы коллективной безопасности.

Kazakhstan Today: И третий этап - это то, что мы сейчас наблюдаем?

Да, третий этап - это решение по созданию миротворческих сил, решение по созданию координационных советов в сфере незаконного оборота наркотиков, миграции, информационной безопасности, чрезвычайных ситуаций. Это решение по Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР), которое считаю одним из кардинальных решений, действительно двинувших всю организацию, давших ей возможность развиваться.

Kazakhstan Today: Какая из ныне созданных структур ОДКБ представляется Вам наиболее перспективной?

Н. Бордюжа: Мы создаем систему коллективной безопасности. Как любая система, она состоит из элементов, необходимых для реагирования на какие-то различного рода появляющиеся проблемы. Например, проблема умиротворения, проблема разъединения противоборствующих сторон - для этого миротворческие силы. Появится такая необходимость, они будут задействованы. Проблема борьбы с организованной преступностью или с бандформированиями, локализацией каких-то небольших военных конфликтов - Коллективные силы оперативного реагирования. Борьба с террористическими проявлениями, с незаконным оборотом наркотиков и другими проявлениями организованной преступности - в этом случае уже не миротворцы действуют, а войсковые силы или силы специального назначения, которые должны уничтожать бандитов или террористов. Или, например, чрезвычайные ситуации, которые потребуют усилий не одного, а группы государств. Для этого создан Координационный совет руководителей министерств по чрезвычайным ситуациям. Они отрабатывают систему совместного реагирования на крупные катастрофы. Борьба с незаконным оборотом наркотиков - свой координационный механизм, информационная безопасность - свой. Но каждый - это кирпичик, из которых складывается вся система коллективной безопасности, каждый очень важен. Не будет одного из них, значит, мы не сможем говорить, что у нас всеобъемлющая система безопасности.

Например, мы давно говорим о необходимости создания в центральноазиатском регионе крупной группировки. Там есть КСОР, есть Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) - это силы, предназначенные под локальные конфликты военного характера. А если крупномасштабная война? КСОР и КСБР могут участвовать в крупномасштабных боевых действиях по защите суверенитета государств, но не могут быть определяющими. Поэтому мы говорим: нужна крупная войсковая группировка, такая как, например, российско-белорусская, состоящая из объединений, соединений, то есть формирований, способных отражать нападение.

Kazakhstan Today: Когда будет создана Центральноазиатская группировка?

Н. Бордюжа: В работе международных организаций практически невозможно ставить сроки, потому что идет согласование документов. Некоторые документы мы согласовываем годами. Например проект Соглашения по миротворческим силам три года согласовывали, вновь и вновь уточняя позиции государств. До тех пор, пока не подготовим документ, который будет удовлетворять всех, и не будет затрагивать национальные интересы или влиять негативно на национальные интересы всех государств, мы не сможем представить этот документ президентам.

Kazakhstan Today: Насколько вооруженные силы государств - членов ОДКБ соответствуют друг другу по военно-техническим параметрам и боеготовности?

Н. Бордюжа: На сегодняшний день существует, конечно, разница, определяемая, прежде всего, экономическим потенциалом государств. Российская армия обеспечена современными видами вооружения лучше чем, например, армии других государств ОДКБ. Но я бы не сказал, что эта разница очень существенная. Во-первых, РФ оказывает помощь вооруженным силам союзников в обеспечении вооружением и техникой. Во-вторых, некоторые государства, например, как Беларусь, Казахстан, тоже очень хорошо обеспечивают свою армию. А таджикская армия, к примеру, имеет богатый боевой опыт, так как вооруженные силы республики формировались в ходе военного конфликта, который шел в Таджикистане в девяностых годах. И почти все офицеры армии Таджикистана имеют боевой опыт, что очень важно. Кыргызская армия небольшая, но сейчас ей очень серьезное внимание уделяет президент. И многие военнослужащие-кыргызстанцы тоже имеют боевой опыт. В частности, опыт ликвидации прорыва бандформирований в Баткене, опыт оказания помощи Таджикистану в войне девяностых годов. Каждая армия имеет свои "изюминки". Но, по большому счету, я бы не сказал, что вооруженные силы государств - членов ОДКБ очень серьезно отличаются по мастерству, по оснащенности. Мы можем судить об этом по учениям. Недавно прошли учения в Беларуси, где кроме российского контингента принимали участие таджикские и казахстанские военнослужащие. И по подготовке, экипировке, по результатам выполнения поставленных задач они ничем не уступали, были на уровне лучших элитных подразделений Беларуси или России.

Kazakhstan Today: Коллективные силы оперативного реагирования позиционируются как элитные подразделения. В чем их главное отличие и преимущество по сравнению с прочими войсками? Насколько они способны соответствовать сегодняшним вызовам?

Н. Бордюжа: Во-первых, в Коллективные силы оперативного реагирования всеми государствами выделены именно элитные формирования вооруженных сил и элитные подразделения сил специального назначения. В частности, Россия выделила лучшую воздушно-десантную дивизию и лучшую десантно-штурмовую бригаду. Казахстан выделил бригаду спецназначения, Беларусь выделяет бригаду спецназначения. Во-вторых, Российская Федерация взяла на себя обязательства, об этом заявлял президент РФ Дмитрий Медведев, оказать помощь государствам - членам ОДКБ в обеспечении самыми современными образцами вооружений и техники именно подразделений и формирований КСОР. И уже сегодня у нас есть поручение по отработке соответствующих мер государственной целевой программы по обеспечению названных формирований современными видами оружия. И сейчас мы эту программу разрабатываем.

Kazakhstan Today: После парада в Пекине, посвященного 60-летию КНР, западные эксперты выразили мнение, что Китай очень вырос в военно-техническом плане. Можно ли считать учения "Взаимодействие-2009", которые также не имеют аналогов в постсоветское время, внешней демонстрацией военной мощи?

Н. Бордюжа: Это первые учения КСОР. Мы отрабатываем много вопросов, мы смотрим, что нам может реально мешать с точки зрения выполнения задач, и мы уже накопили достаточный список проблем, которые высветились в ходе подготовки к учениям. Мы не ставим цели продемонстрировать мощь КСОР, потому что это первые учения, которые просто позволят нам осуществить боевое слаживание подразделений КСОР и реально посмотреть, как они будут действовать в разных условиях, по разным задачам. Главная цель - отработать именно вопросы совместного выполнения задач, которые будут ставить главы государств этим формированиям. Но еще раз повторяю, это первые учения, и они скорее исследовательского плана.

Kazakhstan Today: Как складываются отношения ОДКБ с ШОС?

Н. Бордюжа: Знаю, что Китай очень серьезно продвинулся в вопросе оснащения своей армии. Но считаю, что не только Китай, но и Россия делает серьезные шаги в этом плане. Знаю, сколько делается в Казахстане: как много сегодня приходит техники в казахстанскую армию, как хорошо подготовлены подразделения казахстанской армии. Я видел на учениях, а мы проводим их ежегодно, как возрастает уровень подготовки подразделений казахстанской армии. Скажу, что это также идет и в Таджикистане, Кыргызстане. Беларусь в ходе только что прошедших учений "Запад-2009" продемонстрировала вооруженные силы действительно другого уровня.

Что касается отношений ОДКБ и ШОС, то они очень хорошие, мы союзники. Мы поддерживаем отношения с ШОС, подписали соответствующие протоколы по взаимодействию. Я на днях в очередной раз встречался с генеральным секретарем ШОС в Москве, обсуждали текущие дела... Так что контакты самые плотные.

Kazakhstan Today: Расскажите о характере взаимоотношений ОДКБ с другими международными организациями - НАТО, ООН, ОБСЕ?

Н. Бордюжа: Про НАТО сразу скажу, у нас нет официальных контактов. Причина - позиция НАТО. Мы много раз предлагали установить взаимодействие, в том числе по таким актуальным проблемам, как борьба с афганским наркотрафикам, противодействие терроризму. Надеемся, что сейчас, после смены руководства Альянса, в Брюсселе изменят видение отношений ОДКБ - НАТО.

Мы активно взаимодействуем с ООН. У нас есть соответствующие контакты с Контртеррористическим комитетом ООН, Управлением по борьбе с наркотиками и организованной преступностью, некоторыми другими комитетами, взаимодействуем с секретариатом. В ближайшее время на Генеральной Ассамблее ООН будет рассмотрена резолюция по взаимодействию ООН и ОДКБ. То есть мы выходим на более серьезное и углубленное взаимодействие со структурами ООН.

ОБСЕ - это один из самых близких наших партнеров. В арсенале нашего взаимодействия все, начиная от совместных проектов и кончая регулярными консультациями. Я выступал на заседании Постоянного совета ОБСЕ, полгода назад генсек ОБСЕ выступал здесь в этом здании на заседании Постоянного совета при ОДКБ, мы регулярно встречаемся, участвуем в крупных мероприятиях ОБСЕ и приглашаем генсека ОБСЕ, руководителей подразделений этой организации на все наши мероприятия, в том числе те, которые проводим в рамках Совета коллективной безопасности.

Kazakhstan Today: Какие возможны перспективы для ОДКБ в связи с предстоящим председательством Казахстана в ОБСЕ?

Н. Бордюжа: Председательство Казахстана в ОБСЕ, думаю, позволит еще больше углубить наше сотрудничество с этой организацией, оказать со стороны государств-союзников поддержку Казахстану в его председательстве и выработать его приоритеты. Мы надеемся, что в период председательствования Казахстана вопросы, которые мы продвигаем в ОБСЕ совместно с этой организацией, те проблемы, которые существуют, они будут решаться более эффективно и более плодотворно.

Kazakhstan Today: Известно, что позиция Узбекистана по ряду вопросов отличается от точки зрения государств - членов ОДКБ.

Н. Бордюжа: Узбекистан активно работает в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Действительно, республика по многим вопросам имеет свою особую позицию, которая исходит из интересов и законодательства Узбекистана. Но ни в коем случае это не говорит о том, что Узбекистан не хочет участвовать в работе ОДКБ или не хочет взаимодействовать с государствами - членами организации. У нас нет оснований так говорить. Хотя, повторюсь, действительно, по ряду направлений, позиция Узбекистана отличается от позиции других государств. В частности, по Афганистану. Ташкент говорит, что на афганском треке необходимо работать на двусторонней основе. Другие государства говорят: "Мы должны более активно работать вместе и прилагать усилия для того, чтобы обеспечить стабильность в Афганистане, мы должны оказывать содействие в формировании органов власти, силовых структур Афганистана. И действовать вместе, так как это позволяет координировать позиции, позволяет совмещать потенциал, который есть у государств".

Kazakhstan Today: Как сказывается на общей системе безопасности стремление некоторых стран постсоветского пространства войти в НАТО? Как политика многовекторности, которой придерживаются многие постсоветские страны, отражается на сотрудничестве в рамках ОДКБ?
Н. Бордюжа: Суверенное право каждого государства - выбирать себе партнера с точки зрения обеспечения собственной безопасности. Вопрос в другом: зачем искать этого партнера за тысячи километров, когда он рядом? У нас один менталитет, одна школа подготовки кадров, практически одно вооружение, примерно одинаковые организационные структуры армии и силовых ведомств. И мы готовы сотрудничать с любым государством постсоветского пространства с точки зрения безопасности. А все что сейчас делается, я имею в виду Грузию, Украину, - от лукавого.

Сейчас все страны ведут многовекторную политику. И мы за то, чтобы векторы деятельности государств во внешнеполитическом треке были различны. Это обогащает политику, позволяет обеспечить более стабильную деятельность государств. Другое дело, что эта разновекторность не должна затрагивать союзнических отношений. То есть предпринимаемые тем или иным государством, если мы говорим о членах организации, шаги не должны негативно влиять на уже созданную систему коллективной безопасности.

Kazakhstan Today: Возможны ли с Вашей точки зрения новая мировая война или серьезные международные конфликты в зоне ответственности ОДКБ?

Н. Бордюжа: Надеюсь, что человечество уже научено горьким опытом двух мировых и сотен других войн. На постсоветском пространстве все лидеры, сегодня занимающие посты первых лиц государств, прошли через страшные девяностые. Они видели "горячие точки", видели конфликты, которые до сих пор тлеют в некоторых районах. Думаю, этого достаточно, чтобы принимать разумные и правильные решения. Я глубоко убежден, что только политические методы и формы могут разрешить любой конфликт. И пока не прогнозирую в ближайшей перспективе серьезных военных конфликтов, за исключением одного региона - Афганистана.

Да, ситуация там катастрофически ухудшается. И мы уже слышим ежедневно не просто слова об ухудшении ситуации, а чуть ли не панические заявления некоторых официальных лиц, что обстановка в Афганистане очень резко меняется в худшую сторону, что нужны дополнительные силы. Второе - все, что связано с Ираном. Третье - деятельность террористических и экстремистских групп различного толка. Поэтому, оценивая военно-политическую обстановку в зоне действия Договора о коллективной безопасности и в прилегающих регионах, мы говорим, что ситуация стабильно напряженная. Но при этом мы не прогнозируем, что на территории государств - членов ОДКБ появится какой-то военный конфликт. Хотя ситуация в Афганистане, который граничит с зоной действия ДКБ, с членами нашей организации, Таджикистаном и Узбекистаном, повторюсь, крайне острая и опасная.

Kazakhstan Today: Какие задачи будет выполнять недавно созданный Институт ОДКБ?

Н. Бордюжа: Институт ОДКБ создан для того, чтобы, прежде всего, организовать системную подачу информации для граждан государств - членов организации. Чтобы население знало, что не только НАТО работает в Центральной Азии, на Кавказе и озабочено безопасностью в этом регионе, а прежде всего ОДКБ. К сожалению, эта информация не всегда бывает донесена до населения только по одной причине - у нас нет такого финансового ресурса, как в НАТО.

Второе, у нас может быть еще не отработана система подачи этой информации. Потому что, когда я читаю, что какая-то держава выделила там $10 тыс. на создание каких-то крупных проектов в Таджикистане, у меня это вызывает улыбку. Потому что знаю, на эти же цели по линии ОДКБ по линии России и других государств тратятся миллионы. Но мы об этом плохо говорим, а страны Запада, иногда мало делая, очень хорошо подают информацию. И поэтому создается впечатление, что НАТО - это глобальный игрок, что США беспокоится обо всех, о здоровье каждого, о безопасности каждого, а остальных это не касается.

Мы хотим подать эту информацию, также как и информацию о том, как в рамках ОДКБ действуют другие государства, как они предпринимают совместные шаги по обеспечению безопасности. Вот почему этот институт создан. Вот почему мы хотим создать филиалы Института ОДКБ во всех государствах - членах организации.

Kazakhstan Today: Сможет ли Институт ОДКБ привести к общему знаменателю информационную политику стран - участниц организации?

Н. Бордюжа: Институт создавался для того, чтобы восполнить некоторый вакуум в информационной политике государств с точки зрения интересов ОДКБ. На Иссык-Куле, когда главы государств -членов организации встречались на неформальном саммите, поднимался вопрос о необходимости скоординированной информационной политики. Докладывая этот вопрос президентам, я говорил, что у нас есть несколько проблем. Первая - информационная безопасность. Мы реально испытываем сегодня информационные атаки со стороны некоторых, я бы сказал, субъектов международного права. И эти атаки ориентированы на дискредитацию, например, высшего руководства государств, на дестабилизацию обстановки, на вербовку приверженцев различных экстремистских направлений, террористов и так далее. Недавно спецслужбы государств - членов ОДКБ провели первую операцию в сфере информационной безопасности - "ПРОКСИ". В ее рамках мы начали изучать информационное пространство и выявили десятки интернет-сайтов, вербующих террористов, в том числе смертников, сотни сайтов, в деятельности которых есть признаки преступной деятельности, десятки сайтов, которые дестабилизируют обстановку, разжигают национальную рознь.

Второе. Мы видим, что сегодня в ряде государств печатаются оскорбительные для целых наций статьи, совершенно необоснованно дискредитируются высшие руководители государств. Причем пишется все в оскорбительном тоне, что недопустимо вообще в международной практике и тем более по отношению к союзникам.

Третье: мы видим, что в формате организации недостаточно информационной работы с населением. И для этого нужны механизмы. Один их них - создание Института ОДКБ. Он позволит исследовать, например, ситуацию, связанную с развитием организации, он может изучать настроения людей и реально оценивать, насколько у нас крепки союзнические отношения. Ведь мы создали организацию для совместной защиты национальных интересов и территориальной целостности, то есть нам, возможно, придется вместе воевать. Значит, мы должны доверять друг другу, мы должны уважать друг друга. Но при этом мы должны изучать и те факторы, которые, наоборот, работают на разобщение.

Но это только часть проблем. Институт должен более детально заняться информированием отдельных категорий людей. Прежде всего тех, кто формирует общественное мнение. Например, представителями СМИ: давать им объективную информацию о том, что делается в рамках организации. Или политологами, которые нередко, исходя из необъективной информации, соответственно, делают неправильные выводы. А разве можно забыть такую категорию, как военачальники, которые сегодня уже не занимаются активной деятельностью, но являются очень уважаемыми в обществе людьми? Почему мы не можем их задействовать для того, чтобы они тоже работали в интересах ОДКБ? Или ученые, которые работали в сфере безопасности? Работа с молодежью, работа с молодежной политической элитой - то, что мы уже не один год делаем в рамках Международного сбора молодежных патриотических и военно-спортивных объединений. Вот для работы по всем этим направлениям и создан Институт ОДКБ.

Kazakhstan Today: На заключительном этапе учений "Взаимодействие-2009", которые проходят сейчас в Казахстане, встретятся президенты государств - членов ОДКБ. Как Вы оцениваете роль Казахстана и президента Нурсултана Назарбаева в становлении организации, в событиях, которые происходят сегодня?

Н. Бордюжа: По моему шестилетнему опыту работы в ОДКБ могу сказать, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - один из самых активных членов Совета коллективной безопасности. У него огромное количество инициатив, связанных с безопасностью, огромное количество различных предложений. Нурсултан Абишевич постоянно инициирует вопросы, связанные с безопасностью. Он очень серьезно относится к вопросу обеспечения безопасности и стабильности как в Казахстане, так и в формате ОДКБ в целом. Он много об этом говорит и много предлагает различных мер. И я благодарен Нурсултану Абишевичу лично за такую активную позицию. При этом отмечу, что президент Казахстана не только в ОДКБ активен, он активен в СНГ, он активен в ЕврАзЭС, в ОБСЕ. И он конструктивен, он действительно предлагает такие меры, которые позволяют нам развивать общую систему безопасности. Нурсултан Абишевич также является одним из инициаторов создания КСОР. Мало того, именно казахстанская сторона делегации, занимая очень конструктивную позицию на консультациях по формированию всего пакета нормативной базы по Коллективным силам, позволила в очень короткий промежуток времени согласовать все документы и подписать их.

Kazakhstan Today: Большое спасибо за интервью.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?