08.06.2023, 16:07 48911

Решения о развитии трансграничной инфраструктуры определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими стратегиями заинтересованных государств - ЕАБР

Важна гармонизация и стандартизация не только правил и норм, применимых к трансграничным ГЧП, но и трансграничной контрактной практики
Решения о развитии трансграничной инфраструктуры определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими стратегиями заинтересованных государств - ЕАБР
Фото: ЕАБР
Москва. 8 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Решения о развитии трансграничной инфраструктуры всегда принимаются в политической плоскости и определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими стратегиями заинтересованных государств, отметил в докладе "Трансграничные и межстрановые ГЧП как механизм реализации инвестиционных проектов" на полях Евразийского конгресса' 23 главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР), сообщает корреспондент агентства.

К важным политическим предпосылкам следует отнести инициативы в области регионального экономического сотрудничества, расширения торговли и инвестиций. После принятия политического решения о реализации проекта и на его основе стороны могут приступать к разработке технико-экономического обоснования и переговорам для заключения межправительственного соглашения о реализации проекта трансграничного ГЧП. Особое значение имеет согласованность Трансграничных государственно-частных партнерств и национальных планов инфраструктурного развития на средне- и долгосрочную перспективу. Благодаря согласованным планам инфраструктурного развития двух или более стран трансграничные проекты могут быть реализованы в сжатые сроки и с большими кумулятивными эффектами (пример - рассмотренная в разделе 2 скоростная железнодорожная магистраль Китай - Лаос)", - сообщил главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров.


По его словам, "трансграничные ГЧП нуждаются в специальной правовой основе для своей реализации. Межправительственное соглашение закрепляет согласованное волеизъявление государств по поводу создания трансграничной инфраструктуры посредством механизма трансграничного ГЧП, восполняет регуляторные пробелы и создает необходимую международно-правовую основу для трансграничных ГЧП. Такие соглашения дают возможность учитывать специфику самого трансграничного объекта ГЧП и возникающих между конкретными государствами международных отношений.

Национальное законодательство о ГЧП должно учитывать специфику трансграничных ГЧП. Ряд проблем в реализации проектов трансграничных ГЧП возникает вследствие того, что национальные законы о ГЧП государств евразийского пространства регулируют внутренние проекты ГЧП, не предусматривая возможности совместной реализации проекта ГЧП несколькими государствами.

Кроме того, законодательство разных стран по-разному регулирует формы ГЧП, процедуры определения частного партнера, предоставление мер государственной поддержки, разрешения споров, выбора применимого права, что препятствует согласованию единых правовых и финансовых параметров проекта ГЧП. Представляется целесообразным выводить отношения, возникающие по поводу трансграничных ГЧП, из-под действия национальных законов ГЧП и подчинять их международному договору и (или) устанавливать в своих национальных законах о ГЧП единый (унифицированный) правовой режим для трансграничных ГЧП.

Гармонизация норм и правил необходима для успешной реализации трансграничных ГЧП и эффективной эксплуатации трансграничной инфраструктуры. Она позволит добиться эффективной интероперабельности создаваемого объекта трансграничной инфраструктуры и его совместимости с национальными инфраструктурными сетями, упрощения процедур доступа на рынок требуемых для реализации проекта товаров, техники, оборудования, технологий и рабочей силы.

Важна гармонизация и стандартизация не только правил и норм, применимых к трансграничным ГЧП, но и трансграничной контрактной практики. Стандартизированные условия, состоящие из наиболее удобных формулировок, уже апробированных и подтвердивших свою эффективность, могут включаться участниками трансграничных отношений в соглашение о ГЧП и иные проектные соглашения в качестве готовой части.

Ключевым для проекта трансграничного ГЧП является учреждение институционального механизма для его реализации: совместных рабочих групп, комитетов и комиссий, создаваемых правительствами участвующих стран для координации и контроля реализации проекта на всех его этапах. Основными участниками таких совместных рабочих групп являются представители министерств и ведомств, вовлеченных в подготовку и сопровождение реализации проекта трансграничной инфраструктуры, представители заинтересованных организаций и частного бизнеса, научных и общественных организаций, а также гражданского общества", - подчеркнул Евгений Винокуров.


По мнению экспертов ЕАБР, "интеграционные эффекты при реализации трансграничных инфраструктурных проектов, их анализе и оценке должны рассматриваться как один из ключевых факторов. Важен их учет при формировании многосторонних программ и планов инфраструктурного развития, а также перечней "проектов общего интереса".

Трансграничные ГЧП как средство достижения ЦУР представляют собой форму осуществления "устойчивых" инвестиций в создание "устойчивой", обеспечивающей наряду с экономическими социальные и экологические эффекты, предусмотренные ЦУР и ESG, а также способствующей реализации климатической и социальной повестки".

Реализация трансграничных ГЧП требует выделенных ресурсов и скоординированного финансового планирования между странами. А значит, международные банки развития (МБР), а также их синдикаты могут сыграть важную роль в этом процессе.

МБР имеют многостороннее членство, выступают как площадки для согласования позиций государств, а разработанные ими стандарты по экологии и социальным обязательствам могут использоваться при подготовке ТЭО реализации трансграничных проектов. Страны-участницы могут совместно обращаться к международным банкам развития за техническим содействием при разработке технико-экономических обоснований и подготовке текстов межправительственных соглашений, а также для получения кредитов с целью реализации проекта. На этом фоне возрастает значение деятельности Евразийского банка развития как "связующего звена" в трансграничных проектах ГЧП с его налаженными механизмами сотрудничества со всеми государствами ЕАЭС, отработанной политикой управления рисками в каждой из стран-членов, наличием собственной сильной экспертизы ГЧП и специальных финансовых инструментов, обеспечивающих финансовую жизнеспособность трансграничных ГЧП.

ЕАБР продвигает трансграничные ГЧП как модель сотрудничества, основанную, с одной стороны, на увязке планируемых к реализации инфраструктурных проектов с совместным развитием представляющих интерес для всех стран ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кавказа объектов инфраструктуры, а с другой стороны - на многостороннем партнерстве государств ЕАЭС и Центральной Азии с ЕАБР, частными и институциональными инвесторами, институтами развития для финансирования таких проектов.


Учитывая проведенный анализ и разработанные руководящие принципы, ЕАБР подготовит проект модельного соглашения, которое будет отражать лучшую договорную практику государств по трансграничным ГЧП. Его использование заинтересованными странами послужит облегчению и ускорению международного переговорного процесса, будет вносить больше определенности при формировании и согласовании позиций договаривающихся государств. Банк может выступить как центр экспертизы и в рамках реализации своей Стратегии на период 2022-2026 гг., предусматривающей оказание услуг юридического консультирования, и на этой основе помогать заинтересованным правительствам разрабатывать межправительственные соглашения о реализации инфраструктурных проектов с использованием механизма трансграничного ГЧП", - говорится в докладе.

Напомним, сегодня в Сочи в парке науки и искусства "Сириус" начинает работу Евразийский конгресс’23. В ходе Евразийского конгресса'23 состоялась презентация аналитического доклада Евразийского банка развития о трансграничных государственно-частных партнерствах.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?