19.09.2023, 10:12 133316

Города не резиновые: к чему в Казахстане привела бесконтрольная урбанизация?

Инфраструктурное развитие городов не успевает за ростом численности населения
Города не резиновые: к чему в Казахстане привела бесконтрольная урбанизация?
Как отмечает finprom.kz, "дикая" для столицы Казахстана история с нехваткой воды в многоэтажках привела к обсуждению проблем не только с источниками водоснабжения Астаны в частности, но и с неконтролируемой урбанизацией мегаполисов в целом.

В кулуарах правительства чиновники заговорили о планах ограничения миграции в столицу. Конкретные сроки введения миграционного регулирования пока неизвестны, поправки в законодательство находятся на стадии разработки. По предварительной информации, возможным рычагом контроля могут быть ограничения на регистрацию.

Впрочем, дефицит воды в столице - лишь верхушка айсберга инфраструктурных проблем, которые проявились из-за того, что темпы развития крупнейших городов отстают от необходимых при таком росте населения. Почти каждый четвертый казахстанец сегодня проживает в одном из трех мегаполисов. И если пять лет назад общая доля жителей Астаны, Алматы и Шымкента составляла 20,8%, то в текущем году она выросла до 23,8%.

В каждом из трех мегаполисов ежегодно наблюдается стабильный прирост за счет внутренней миграции из регионов, хотя темп у каждого города свой. Например, в столицу более активно люди начали переезжать с 2017 года. Судя по данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, в целом численность жителей Астаны с 2012 года увеличилась на 82,3%. Если десять лет назад в столице проживали 742 тысячи человек, то в 2023-м - уже около 1,4 млн граждан.

В Алматы ситуация похожая: за десять лет население увеличилось более чем на 700 тысяч человек, составив почти 2,2 млн человек. В относительных показателях это плюс 49,1%. Все эти годы динамика была более-менее ровной, в пределах 3%-4% в год. Исключением стали только 2015-й и 2022-й.

Шымкент, получивший статус города республиканского значения шесть лет назад, в плане численности населения прибавляет ежегодно по 3%-8%. При этом максимальный скачок был зафиксирован именно в 2022 году.

Фото: finprom.kz.

Судя по демографическим прогнозам специалистов АО "Центр развития трудовых ресурсов", до 2030 года можно ожидать продолжения миграционных перетоков в крупнейшие города страны. В ближайшие семь лет численность населения в Астане вырастет еще на 30,5%, до 1,8 млн человек (без учета мер регулирования), в Южной столице - на 17,5%, до 2,5 млн человек, в Шымкенте - на 22,2%, до 1,5 млн человек.

Наибольшую долю всех переезжающих в мегаполисы составляют жители ближайших к каждому городу регионов. Например, в Алматы из 75,7 тысяч мигрантов в прошлом году две трети были из южных областей. В Шымкент в основном переезжали из Туркестанской области (72,8%). В Астане же из 76 тысяч переехавших лишь 19,3% внутренних мигрантов составили жители Акмолинской области, остальные были из разных частей страны. Покорять столицу ехали из Карагандинской (8%) и Туркестанской (9,6%) областей, а также из Алматы (7%).

При анализе структуры межрегиональной миграции были использованы данные только по количеству прибывших мигрантов. Мы не брали в расчет тех, кто по тем или иным причинам уезжали из мегаполисов. И хотя таких граждан тоже было немало, общее миграционное сальдо в Астане, Алматы и Шымкенте является положительным.

Фото: finprom.kz.

Нехватка воды из-за бесконтрольного роста многоэтажного жилого фонда в Астане - далеко не единственная проблема столицы. В список "болезней роста" нужно добавить дефицит мощностей системы теплоснабжения, которая уже прошлой зимой работала на пределе своих возможностей. Сложным вопросом остается и соответствие социальной инфраструктуры реальной численности населения. В столице не хватает детских садов и школ. Дефицит ученических мест составляет 20 тысяч, очередь детей в детсады превышает 45 тысяч человек. В Алматы аналогичная история, есть проблемы с устройством детей в садик или школу.

Я вынужден констатировать, что сегодня в государственном земельном фонде города нет свободных земельных участков для строительства и расширения социальной инфраструктуры, а также мест досуга и общественных пространств. Эти проблемы мы будем решать исключительно путем строительства или пристроек, либо выкупа зданий и земельных участков у частных собственников", - признался аким мегаполиса Ерболат Досаев на встрече с жителями Бостандыкского района.


 Самый густонаселенный город с наиболее высокими показателями развития имеет и серьезные бытовые проблемы. По словам градоначальника, все, кто живет южнее проспекта аль-Фараби, получают питьевую воду низкого качества. Три из пяти частных коммунальных компаний-поставщиков используют для водоснабжения техническую воду. К тому же она в 3,5 раза дороже, чем в среднем по городу.

В Шымкенте жилье почти половины населения города не подключено к городской системе канализации. Уровень охвата централизованными системами водоотведения по итогам 2022 года составил всего 54% (чуть более 500 тысяч человек). В плане развития города на 2021-2025 годы обозначено, что состояние инфраструктуры водоотведения в Шымкенте очень низкое, износ существующих сетей составляет 73%. Существующих очистных сооружений недостаточно. За прошлый год в городе было построено два канализационных коллектора и одна канализационная насосная станция. Благодаря этому к системе подключили 65 тысяч человек. При этом еще полмиллиона человек (жители частного сектора) всё так же вынуждены самостоятельно решать проблемы водоотведения - строить септики или уличные туалеты.

Фото: finprom.kz.

Общие для всех мегаполисов проблемы - транспортная загруженность и высокий уровень загрязнения атмосферы. Обе столицы уже не первый год возглавляют антирейтинг РГП "Казгидромет" как самые экологически грязные города страны. Шымкент хоть и чище, но уровень загрязнения всё равно считается повышенным.

Сравнив данные трех городов по нескольким индикаторам качества жизни, можно отметить, что только Астана и Алматы имеют более высокие показатели благосостояния трудящихся, чем в целом по стране. Шымкент по многим параметрам не дотягивает до республиканского уровня. Здесь значительно ниже заработная плата и валовой региональный продукт (а это напрямую влияет на экономику города).

Несмотря на неудобства и лишения, с которыми вынуждены мириться жители больших городов - долгое ожидание в пробках, очереди, загазованный воздух, - для многих мигрантов возможности мегаполисов перевешивают все минусы. Многие индикаторы качества подтверждают: жители таких крупных городов имеют меньшую долю расходов на продукты, там легче найти работу, лучше условия для занятия спортом, намного больше объектов культуры, больниц, вузов и т. д.

Фото: finprom.kz.

Вместе с тем купить квартиру в мегаполисах сложнее, чем в областных центрах. Согласно исследованиям, проведенным учеными Евразийского национального университета имени Гумилева, по индексу доступности жилья Шымкент и Алматы занимают последние места. Чтобы купить квартиру в доме, построенном по госпрограмме, в Шымкенте нужно копить 12 лет, в Южной столице - 10,7 года. В Астане показатель чуть меньше: 8,7 года. При этом в Актобе, к примеру, на свое жилье можно накопить за 5,6 года, в Уральске - за 6,2 года.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?