13.10.2011, 18:27 12592

Мажилисмен просит премьер-министра и секретаря Совбеза повысить доплату сотрудникам МВД за спецзвания

"Поводом для депутатского запроса стали участившиеся факты дестабилизации режима содержания осужденных лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Как известно, в период весны-лета текущего года заключенными ряда колоний, расположенных на территории республики, предпринимались попытки побегов и тюремных штурмов".

Астана. 13 октября. Kazakhstan Today - На состоявшемся сегодня в мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к премьер-министру РК Кариму Масимову и помощнику президента Республики Казахстан - секретарю Совета безопасности Республики Казахстан Марату Тажину обратился депутат Сат Токпакбаев:

"Поводом для депутатского запроса стали участившиеся факты дестабилизации режима содержания осужденных лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Как известно, в период весны-лета текущего года заключенными ряда колоний, расположенных на территории республики, предпринимались попытки побегов и тюремных штурмов.

Так, в июле в средствах массовой информации появились сообщения о штурме тюрьмы в Балхаше, из которой пытались сбежать 12 заключенных. При этом были ранены четыре сотрудника КУИС, один из которых скончался в больнице. Месяцем ранее дерзкая попытка массового побега была предпринята заключенными ИУ№23 строгого режима УКУИС по Мангистауской области. Весной власти Карагандинской области сообщили о предотвращении побега заключенных из колонии АК-159/6 в поселке Долинка, буквально несколько дней назад в Таразе двое заключенных совершили побег из колонии общего режима.

У этой тенденции есть еще одна "сторона медали": в мой адрес, а также на имя моих коллег-депутатов поступают заявления от правозащитных организаций и родственников осужденных о фактах избиений и унижений заключенных, которые, по словам заявителей, имеют место повсеместно в учреждениях УИС. Именно они якобы становятся поводом массовых протестных акций, в том числе так называемых "вскрытий" - умышленных нанесений заключенными самим себе телесных повреждений.

Безусловно, каждый из упомянутых фактов дестабилизации режима содержания заключенных нуждается в отдельном расследовании. Однако общая картина убеждает, что в деятельности учреждений УИС имеет место ряд системных недостатков, требующих принятия срочных мер.

По существующему положению в местах лишения свободы работу по обеспечению режима содержания осужденных осуществляют в пределах своих функциональных обязанностей не только сотрудники органов МВД, но и КНБ и прокуратуры. Однако практика свидетельствует, что представители всех этих структур не владеют реальной обстановкой в колониях и не способны действовать на опережение. Наличие оружия у заключенных, имевшее место в упомянутых попытках организации побегов и штурмов, а также осуществление "вскрытий" заключенными различных колоний в одно и то же время подтверждает их устойчивые связи с внешним миром и наводит на мысль, что порою учреждениями УИС руководят криминалы-преступники, так называемые "смотрящие".

Сложившееся положение во многом обусловлено серьезными пробелами в кадровой политике уполномоченных структур, а также перекосами в системе оплаты сотрудников различных ведомств, работающих в учреждениях УИС.

Как известно, в 2008 году военнослужащим были существенно повышены оклады по воинским званиям. Однако эти меры не коснулись казахстанской полиции, доплаты за специальные звания полицейских остались на прежнем уровне.

Сравнительный анализ денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел и национальной безопасности, Вооруженных сил, финансовой полиции показывает, что денежное довольствие представителей МВД значительно ниже, чем у их коллег по аналогичным должностям. На уровне областных звеньев разница составляет до 76%, в центральном аппарате - до 58%.

В частности, разница выплат за звание между лейтенантом полиции и лейтенантом ВС составляет 26 740 тенге, генерал-майором полиции и генерал-майором ВС - 73 814 тенге. Еще один красноречивый пример: оклад по воинскому званию лейтенанта ВС составляет сегодня 38 226 тенге, в то время как полковник полиции получает 13 220 тенге.

Аналогичный диссонанс складывается в назначении пенсий по выслуге лет сотрудникам внутренних дел в зависимости от даты поступления на службу. Так, например, оперуполномоченный территориального органа МВД в звании майора полиции, имеющий выслугу лет на 1 января 1998 года 10 и более лет, получает пенсию в размере 40 912 тенге за счет бюджетных средств. При меньшей выслуге до указанного срока пенсия при такой же должности и звании назначается в размере 17 043 тенге (14 728 тенге из бюджета и 2315 тенге за счет индивидуальных пенсионных накоплений). Тем же, кто зачислен на службу после 1 января 1998 года, государственные пенсионные выплаты не положены. Следовательно, их пенсия оформляется в смешную сумму - 2315 тенге за счет индивидуальных пенсионных накоплений. Подобные "перспективы" никак не способствуют повышению имиджа службы в органах МВД.

Перечисленные факторы объясняют высокую текучесть кадров и дефицит квалифицированных специалистов в системе правоохранительных органов, людей с высокими морально-нравственными характеристиками, готовых к защите интересов страны.

Считаю, что эти аспекты должны быть учтены в процессе реализации реформы правоохранительных органов. Прежде всего, в соответствии с указом президента РК от 17 августа 2010 года №1039, необходимо рассмотреть вопрос повышения доплат за специальные звания сотрудникам органов внутренних дел до уровня окладов по воинским званиям. Ведь регулируемые законодательством республики основы прохождения службы личным составом ВС, КНБ и МВД, несмотря на различия в их задачах и функциях, исторически сохраняли единство и равнозначность в системе оплаты труда, в том числе за воинские и специальные звания.

На увеличение доплат за специальные звания сотрудникам органов внутренних дел до уровня окладов по воинским званиям с 1 января 2012 года дополнительно потребуется 33,6 млрд тенге (из республиканского бюджета - 17,5 млрд тенге; из целевых трансфертов областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы - 16,1 млрд тенге).

Сообщая об изложенном, уважаемые Карим Кажимканович, Марат Муханбетказиевич, прошу принять необходимые меры по изложенным вопросам и о результатах проинформировать меня в установленные законом сроки".

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?