16.05.2016, 13:40 7940

Отмена госрегулирования цен на услуги аэропортов могут привести к росту цен на авиабилеты

Национальные авиаперевозчики сходятся во мнении, что эффективное развитие казахстанских аэропортов не должно достигаться за счет введения необоснованно высоких аэропортовых тарифов.
Алматы. 16 мая. Kazakhstan Today - По информации авиакомпаний "Эйр Астана" и Qazaq Air, запланированная Комитетом по регулированию естественных монополий МНЭ РК либерализация регулируемых услуг в аэропортах страны может привести к удорожанию авиабилетов, сообщают пресс-службы компаний.

Как сказал глава комитета Серик Жумангарин на презентации законопроекта по вопросам конкуренции в мажилисе, правительство в ближайшее время рассмотрит вопрос об отмене государственного регулирования цен на 19 услуг отечественных аэропортов. Среди них услуги телескопического трапа, обслуживание пассажиров, взлет-посадка и другие, передает Kazakhstan Today.

Однако, по словам представителей "Эйр Астаны" и Qazaq Air, возникает вопрос, как в случае отмены регулирования, авиакомпании смогут согласовывать тарифы с аэропортами, которые являются монополистами в каждом городе Казахстана?

По их мнению, "отмена регулирования неминуемо приведет к повышению стоимости воздушных перевозок в целом, и авиабилетов, в частности".

Уже давно свыше 100 видов тарифов аэропортов на монопольно оказываемые услуги никак не регулируются со стороны КРЕМ, и в результате авиакомпании вынуждены принимать многократные повышения тарифов аэропортов, которые являются второй крупнейшей статьей расходов авиакомпаний после авиационного керосина. Во всем мире тарифы аэропортов являются предметом публичных слушаний и подлежат государственному регулированию, в то же время руководство КРЕМ, призванного регулировать тарифы естественных монополистов, предлагает отменить данный контроль", - говорится в пресс-релизе, распространенном авиакомпаниями в понедельник.


Что касается нерентабельных региональных аэропортов с низкими объемами перевозок, никакое повышение тарифов не покроет операционные расходы, но наоборот, приведет к закрытию авиарейсов в эти регионы. Как было отмечено Сериком Жумангариным, аэропорты Алматы, Астаны и Тараза являются самыми прибыльными аэропортами в Казахстане и получили чистую прибыль в 2014 году 7,3 млрд тенге, 616 млн тенге и 210,1 млн тенге, соответственно. Жумангарин полагает, что отмена госрегулирования будет осуществлена на международные рейсы. Однако из-за географического расположения и ограниченных возможностей рынка, региональные аэропорты не обслуживают международные рейсы. Большинство международных рейсов из и в Казахстан обслуживается прибыльными аэропортами, включая Алматы, Астану, Атырау, Актау и Караганду. Поэтому при отказе от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов, в выигрышном положении окажутся только уже прибыльные аэропорты, такие как в городах Алматы и Астане, но не региональные аэропорты", - говорится в пресс-релизе.


Национальные авиаперевозчики сходятся во мнении, что эффективное развитие казахстанских аэропортов не должно достигаться за счет введения необоснованно высоких аэропортовых тарифов.

Аэропорты Казахстана и услуги аэронавигации являются национальными активами, и, в соответствии с международной практикой, все капитальные вложения в них осуществляются за счет государства. Будет большой ошибкой накладывать на отечественные авиакомпании дополнительное бремя с целью развития инфраструктуры аэропортов, причем перевозчики являются единственным источником доходов для тех же аэропортов. Многие отечественные авиакомпании на сегодня являются убыточными, поскольку основная часть расходов должна быть оплачена в твердой валюте: расходы на самолеты, запасные части, крупные формы технического обслуживания и другие. Освобождение из-под регулирования заведомо монопольных услуг аэропортов неминуемо ляжет на плечи авиакомпаний и, в конечном итоге, на плечи самих пассажиров", - считают эксперты авиакомпании.


Также отмечается, что международная организация гражданской авиации ИКАО определила принципы в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, согласно которым правительство должно принять ответственность за экономический надзор, обеспечить консультации аэропортов с пользователями услуг и установить надлежащее эффективное управление аэропортами.

Как сообщалось ранее, казахстанские аэропорты со следующего года смогут самостоятельно регулировать цены на услуги.

С 1 января 2017 года казахстанские аэропорты смогут сами регулировать цены на услуги, сообщил председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК Серик Жумангарин сегодня в ходе презентации в мажилисе проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам конкуренции".

С 1 января 2017 года регулируемые услуги в аэропортах будут либерализованы. На смену ценовому регулированию придет антимонопольное. То есть по жалобам потребителей будем выходить и наказывать. С 1 июля мы планируем дорегулировать услуги по международным авиалиниям", - сказал Жумангарин.


Как пояснил председатель комитета, аэропорты в международных направлениях смогут самостоятельно устанавливать тарифы и у них "появится возможность зарабатывать средства в валюте". Это позволит аэропортам модернизировать свою инфраструктуру, улучшить авиационную безопасность и снизить нагрузку на внутренние авиарейсы, не повышая цен на билеты на внутренние рейсы.

Аэропорты жестко зарегулированы. Регулируемых услуг - 13, и еще 4 услуги - в естественных монополиях. В данном случае мы говорим только о дорегулировании в международном направлении услуг, связанных с вылетом из Казахстана", - пояснил Жумангарин.


Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?