Отмена госрегулирования цен на услуги аэропортов могут привести к росту цен на авиабилеты
Как сказал глава комитета Серик Жумангарин на презентации законопроекта по вопросам конкуренции в мажилисе, правительство в ближайшее время рассмотрит вопрос об отмене государственного регулирования цен на 19 услуг отечественных аэропортов. Среди них услуги телескопического трапа, обслуживание пассажиров, взлет-посадка и другие, передает Kazakhstan Today.
Однако, по словам представителей "Эйр Астаны" и Qazaq Air, возникает вопрос, как в случае отмены регулирования, авиакомпании смогут согласовывать тарифы с аэропортами, которые являются монополистами в каждом городе Казахстана?
По их мнению, "отмена регулирования неминуемо приведет к повышению стоимости воздушных перевозок в целом, и авиабилетов, в частности".
Уже давно свыше 100 видов тарифов аэропортов на монопольно оказываемые услуги никак не регулируются со стороны КРЕМ, и в результате авиакомпании вынуждены принимать многократные повышения тарифов аэропортов, которые являются второй крупнейшей статьей расходов авиакомпаний после авиационного керосина. Во всем мире тарифы аэропортов являются предметом публичных слушаний и подлежат государственному регулированию, в то же время руководство КРЕМ, призванного регулировать тарифы естественных монополистов, предлагает отменить данный контроль", - говорится в пресс-релизе, распространенном авиакомпаниями в понедельник.
Что касается нерентабельных региональных аэропортов с низкими объемами перевозок, никакое повышение тарифов не покроет операционные расходы, но наоборот, приведет к закрытию авиарейсов в эти регионы. Как было отмечено Сериком Жумангариным, аэропорты Алматы, Астаны и Тараза являются самыми прибыльными аэропортами в Казахстане и получили чистую прибыль в 2014 году 7,3 млрд тенге, 616 млн тенге и 210,1 млн тенге, соответственно. Жумангарин полагает, что отмена госрегулирования будет осуществлена на международные рейсы. Однако из-за географического расположения и ограниченных возможностей рынка, региональные аэропорты не обслуживают международные рейсы. Большинство международных рейсов из и в Казахстан обслуживается прибыльными аэропортами, включая Алматы, Астану, Атырау, Актау и Караганду. Поэтому при отказе от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов, в выигрышном положении окажутся только уже прибыльные аэропорты, такие как в городах Алматы и Астане, но не региональные аэропорты", - говорится в пресс-релизе.
Национальные авиаперевозчики сходятся во мнении, что эффективное развитие казахстанских аэропортов не должно достигаться за счет введения необоснованно высоких аэропортовых тарифов.
Аэропорты Казахстана и услуги аэронавигации являются национальными активами, и, в соответствии с международной практикой, все капитальные вложения в них осуществляются за счет государства. Будет большой ошибкой накладывать на отечественные авиакомпании дополнительное бремя с целью развития инфраструктуры аэропортов, причем перевозчики являются единственным источником доходов для тех же аэропортов. Многие отечественные авиакомпании на сегодня являются убыточными, поскольку основная часть расходов должна быть оплачена в твердой валюте: расходы на самолеты, запасные части, крупные формы технического обслуживания и другие. Освобождение из-под регулирования заведомо монопольных услуг аэропортов неминуемо ляжет на плечи авиакомпаний и, в конечном итоге, на плечи самих пассажиров", - считают эксперты авиакомпании.
Также отмечается, что международная организация гражданской авиации ИКАО определила принципы в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, согласно которым правительство должно принять ответственность за экономический надзор, обеспечить консультации аэропортов с пользователями услуг и установить надлежащее эффективное управление аэропортами.
Как сообщалось ранее, казахстанские аэропорты со следующего года смогут самостоятельно регулировать цены на услуги.
С 1 января 2017 года казахстанские аэропорты смогут сами регулировать цены на услуги, сообщил председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК Серик Жумангарин сегодня в ходе презентации в мажилисе проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам конкуренции".
С 1 января 2017 года регулируемые услуги в аэропортах будут либерализованы. На смену ценовому регулированию придет антимонопольное. То есть по жалобам потребителей будем выходить и наказывать. С 1 июля мы планируем дорегулировать услуги по международным авиалиниям", - сказал Жумангарин.
Как пояснил председатель комитета, аэропорты в международных направлениях смогут самостоятельно устанавливать тарифы и у них "появится возможность зарабатывать средства в валюте". Это позволит аэропортам модернизировать свою инфраструктуру, улучшить авиационную безопасность и снизить нагрузку на внутренние авиарейсы, не повышая цен на билеты на внутренние рейсы.
Аэропорты жестко зарегулированы. Регулируемых услуг - 13, и еще 4 услуги - в естественных монополиях. В данном случае мы говорим только о дорегулировании в международном направлении услуг, связанных с вылетом из Казахстана", - пояснил Жумангарин.