22.10.2008, 15:55 758

Перестройка транспортного сектора в Казахстане и России должна быть подчинена задаче обеспечения глобальной конкурентоспособности - эксперт

"Третий важный момент заключается в том, что транспортный сектор, о котором мы ведем речь, не полностью либерализован. Во всех трех странах он функционирует в квазирыночном режиме. В значительной степени транспортные тарифы регламентируются административно".

Алматы. 22 октября. "Казахстан Сегодня" - Перестройка транспортного сектора в Казахстане и России должна быть подчинена задаче обеспечения глобальной конкурентоспособности. Об этом корреспонденту агентства сообщил ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, д.э.н. Станислав Жуков.

"На конференции (третья конференция Евразийского банка развития (ЕАБР) по вопросам евразийской интеграции. - Прим. агентства) я делал доклад, прогноз динамики и структуры грузоперевозок в ведущих странах - членах ШОС (Шанхайской организации сотрудничества. - Прим. агентства). Речь идет о трех ведущих странах - членах ШОС: о Казахстане, КНР и России. На них приходится более 99% совокупного валового внутреннего продукта стран - участниц ШОС, более 96% совокупного населения, и по большому счету перспективы в этой части мира определяются динамикой этих трех экономик: казахстанской, российской и китайской", - отметил С. Жуков.

По его мнению, основные предпосылки, прогнозы базируются на трех моментах. "Во-первых, в экономиках экстенсивного типа, к которым принадлежат все три страны, показатель грузоперевозок в тонно-километрах имеет очень высокую степень корреляции с обобщающим показателем экономической активности - с валовым внутренним продуктом. Это позволяет более-менее точно делать прогноз, причем в обе стороны - как со стороны грузоперевозок в сторону ВВП, так и со стороны ВВП в сторону грузоперевозок", - пояснил представитель Института мировой экономики и международных отношений РАН.

"Второй момент, эти страны типологически очень близки, в том смысле, что они являются континентальными крупными странами, все они входят в десятку крупнейших по территории стран мира, что накладывает определенные ограничения и какие-то общие закономерности на территориальную организацию производства, территориальное расселение населения", - подчеркнул С. Жуков.

"Третий важный момент заключается в том, что транспортный сектор, о котором мы ведем речь, не полностью либерализован. Во всех трех странах он функционирует в квазирыночном режиме. В значительной степени транспортные тарифы регламентируются административно. Возможность относительно точного прогноза обусловлена наличием исторической статистики грузоперевозок за достаточно длительный временной период. Для всех трех стран статистика грузоперевозок доступна в разбивке по отдельным видам транспорта: морскому, внутреннему водному, железнодорожным перевозкам, воздушным перевозкам, трубопроводному транспорту. С учетом прогноза ВВП можно выстроить сценарные варианты прогноза. Для Казахстана рассматривались три сценария прогноза, для России - четыре и для Китая - два", - сообщил он.

"Я использую такое понятие, как грузоперевозкоемкость ВВП, то есть это отношение перевозок в тонно-километрах на единицу ВВП. На мой взгляд, он является одним из способов взглянуть обобщенно на экономическую эффективность систем в целом, то есть не только транспортных систем, но и экономики в целом. В Казахстане и в России по всем прогнозным вариантам мы полагаем, что к 2012 году на единицу ВВП будет приходиться примерно 2 тонно-километра по паритетам покупательной способности в ценах 2005 года. В Китае же этот показатель существенно ниже - он составляет всего 1,5 тонно-километра на единицу ВВП", - подчеркнул С. Жуков.

Он отметил, что требуется проверка на гораздо большем массиве стран, то есть необходимо анализировать данные как минимум по ста развитым и развивающимся экономикам и смотреть, существует ли действительно какая-то зависимость между обобщающей эффективностью экономической системы и грузоперевозкоемкостью ВВП. "Тем не менее представляется, что мы можем уже сейчас уверенно сказать, что во многом из-за того, что в советское время, когда мы имели тотально нерыночную экономику, соответственно самих транспортных издержек, как идеи, как концепции, не существовало, потому что это было бесплатно для производителей, для потребителей, и мы унаследовали такую территориальную структуру расселения населения и территориальную организацию разделения труда, которые в рыночные реалии не вполне вписываются", - отметил С. Жуков.

Представитель Института мировой экономики и международных отношений РАН высказал мнение, что "задача такой организации, как ЕАБР (и он имеет такие возможности), - оценивать не только единичные инфраструктурные проекты, самые крупные, многомиллиардные, но и в целом вырабатывать какую-то позицию относительно того, насколько эффективно организован транспортный сектор в наших странах, и доводить свои соображения или соображения экспертные до организаций, принимающих решение".

"Если такой показатель, как "грузоперевозкоемкость", избыточно высок, это имеет отношение не только к проблематике эффективного функционирования самого транспортного сектора, но и эффективного функционирования экономики в целом. То есть возникает вопрос для иностранных инвесторов, имеет ли смысл размещать здесь массовые инвестиции... И возможно, что на всем постсоветском пространстве, при том что унаследованная территориальная организация населения и территориальная организация производства и соответственно подстроенная под них транспортная система повсюду однотипны, мы стоим перед задачей не просто реанимации этих систем в инерционном режиме, но и перед необходимостью их существенной перестройки с учетом рыночных требований, с учетом требований глобальной конкурентоспособности", - заключил С. Жуков.

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?