29.09.2014, 16:02 5989

Проблему нехватки ГСМ в Казахстане может решить только повышение цен

Других путей, помимо повышения цен на ГСМ в стране, мы (аналитики Halyk Finance) пока не видим.

Астана. 29 сентября. Kazakhstan Today - Проблему с периодической нехваткой ГСМ в Казахстане можно решить путем повышения цен на топливо и перехода на рыночные условия работы в этой сфере.

Об этом агентству Trend в телефонном интервью сообщила старший аналитик Halyk Finance Мариям Жумадил, передает Kazakhstan Today.

"Других путей, помимо повышения цен на ГСМ в стране, мы (аналитики Halyk Finance) пока не видим", - сказала М. Жумадил Trend по телефону.

Повышение цен необходимо как для покрытия существующего дефицита, так и для привлечения инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающего сектора внутри страны.

"Небольшое повышение было. Правительство пошло на это в августе. Но этого уровня явно недостаточно", - сказала М. Жумадил.

На сегодняшний день цены на топливо у стран-экспортеров по-прежнему превышают регулируемые внутренние цены в Казахстане. Поэтому для импортеров топлива закупка его в других странах становится убыточной.

При этом казахстанские НПЗ, которые остались еще с советских времен, не покрывают всех потребностей внутреннего рынка. Выход продукта на этих заводах ниже, чем в других странах, где более новые мощности. Решить проблему дефицита ГСМ в Казахстане могла бы их реконструкция или строительство нового НПЗ.

"Реконструкция имеющихся заводов и строительство нового НПЗ положительно скажутся на повышении выхода топлива и нефтрепродуктов и снижении себестоимости продукта", - сказала аналитик Halyk Finance.

Однако реконструкция и строительство НПЗ, по ее словам, опять же требуют повышения цен на ГСМ, так как при существующем порядке контроля цен инвесторам и собственникам заводов невыгодно вкладываться в их модернизацию.

"Для собственников заводов должны быть какие-то гарантии того, какая будет цена в будущем, чтобы инвестировать. В стране существуют такие механизмы для генерирующих компаний, то есть если компания проводит какую-то инвестиционную программу, то она получает определенный тариф, который обеспечивает возврат на инвестированный капитал. Если подобный механизм будет применяться (в нефтеперерабатывающем секторе), то у инвесторов и собственников НПЗ будет больше уверенности в прогнозировании доходности на капитал, будет меньше неопределенности, и соответственно они будут более охотно вкладывать в новые проекты", - сказала М. Жумадил.

В Казахстане действуют три крупных НПЗ (Павлодарский - на севере, Шымкентский - на юге и Атырауский - на западе) общей мощностью переработки 13 миллионов тонн нефти в год. Примерно треть потребляемого в Казахстане объема горюче-смазочных материалов традиционно импортируется из России.

Однако, как сообщил на прошлой неделе вице-министр энергетики Казахстана Узакбай Карабалин, в результате аварии на российском Ачинском НПЗ, проводимого планового ремонта на некоторых других российских НПЗ и поставках топлива в Крым, в самой России сложилась непростая ситуация с ГСМ.

"В России к этому периоду сложилась непростая ситуация, связанная с тем, что произошла авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, который только-только может выходить на рабочее состояние. Кроме того, несколько заводов в России сейчас вышли на осенние плановые ремонты. И еще получается так, что часть российских объемов, которые раньше были в балансе, в этом году, мы так думаем, наверное, появились дополнительные регионы, которые Россия снабжает. Я имею в виду, наверное, Крым и так далее, и в итоге на рынке России имеется такое значительное напряжение в части того, сколько другим странам они могут дать, в том числе нам", - сказал Карабалин на брифинге.

В результате Россия не может осуществлять поставки топлива в Казахстан в прежнем объеме. Поэтому, чтобы покрыть образовавшийся дефицит нефтепродуктов на рынке, Казахстан обсуждает возможность поставок ГСМ с компанией SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) и нефтеперерабатывающими заводами Туркменистана.

В то же время, как сообщил Trend высокопоставленный представитель SOCAR, из-за ценовой политики, применяемой в Казахстане в топливной сфере, возможности экспорта нефтепродуктов в эту страну у компании ограничены.

"Достаточно сложно экспортировать что-либо в Казахстан, если у них не изменится ценовая политика", - сказал источник.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?