28.08.2006, 15:40 1945

Тезисы к выступлению Первого заместителя министра иностранных дел РК Алиева Р.М. на заседании Государственной Комиссии по развитию и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане

Казахстан представил свою кандидатуру на председательство в ОБСЕ на 2009 год в 2003 году. Данное решение обусловлено последовательным и динамичным продвижением интересов нашего государства в рамках многосторонней составляющей внешней политики. Какие выгоды и преимущества будет иметь наша страна в случае достижения задачи председательства?

Позвольте с самого начала подробно осветить ситуацию с заявкой Казахстана на председательство в Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.

Казахстан представил свою кандидатуру на председательство в ОБСЕ на 2009 год в 2003 году.

Данное решение обусловлено последовательным и динамичным продвижением интересов нашего государства в рамках многосторонней составляющей внешней политики. Какие выгоды и преимущества будет иметь наша страна в случае достижения задачи председательства?

В первую очередь это повышение престижа государства в международном сообществе. За все время существования Организации ею еще не руководило государство из бывшего СССР. К тому же для Казахстана ОБСЕ является единственной европейской структурой, в которой наше государство является участником. Ни в какой другой общеевропейской структуре Казахстан не имеет возможности принимать такое же полноправное и полноценное участие. Активизацию деятельности РК в рамках ОБСЕ и укрепление сотрудничества с ней и ее государствами-участниками, в особенности в качестве ее председателя, можно рассматривать как процесс большего интегрирования нашей страны в европейское сообщество.

Председательство несомненно открывает новые перспективы в продвижении наших интересов на обширном пространстве ответственности ОБСЕ - от Ванкувера до Владивостока.

Кроме того положительное решение о председательстве позволит Казахстану приобрести ценный опыт руководства международной структурой как в организационном, так и в профессиональном плане.

Но председательство Казахстана представляет весьма широкие возможности и преимущества и для самой Организации.

В условиях кризиса в Организации, когда между ее государствами-участниками существуют разделительные линии, географический дисбаланс, "двойные стандарты" в подходах и т.д., Казахстан мог бы сыграть положительную роль в качестве стабилизирующей силы, способной найти взаимоприемлемые и сбалансированные пути формирования политики ОБСЕ и ее ключевых институтов на всем пространстве ответственности.

Мы уверены, что избрание Казахстана председателем ОБСЕ четко и ясно подтвердило бы принцип справедливости и равенства всех ее государств-участников, укрепило бы авторитет Организации на пространстве к "Востоку от Вены" и прежде всего в ее Азиатской части. Более того, это решение даст новый импульс дальнейшему развитию преобразований во всем Центральноазиатском регионе, что благоприятно скажется на общей ситуации в ОБСЕ.

Также убеждены, что накопленный Казахстаном уникальный опыт по укреплению мира, стабильности и толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе поможет ОБСЕ существенно обогатить свое представление о многообразии современного мира и различных путей построения открытого демократического общества, а также позволит самой ОБСЕ более динамично и адекватно отвечать на современные угрозы и вызовы.

Теперь позвольте осветить текущее положение дел с продвижением нашей заявки.

Министерством иностранных дел при содействии других заинтересованных ведомств и государственных органов осуществляется полномасштабная работа по решению этой приоритетной задачи.

Распоряжением Президента на меня возложены обязанности Специального представителя по вопросам сотрудничества с ОБСЕ.

Правительством образована межведомственная рабочая комиссия по вопросам сотрудничества с ОБСЕ, в которую включены представители Министерств иностранных дел; культуры и информации; юстиции; внутренних дел; Центральной избирательной комиссии.

В МИД РК создан департамент по реализации программы продвижения заявки Казахстана на председательство.

Дипломатическим учреждениям МИДа в государствах ОБСЕ поставлена задача обеспечения позитивного решения стран аккредитации по вопросу о поддержке кандидатуры РК.

В столицы государств-участников ОБСЕ направлены личные послания Президента и Министра иностранных дел РК с просьбой поддержать заявку Казахстана.

При этом в штаб-квартире ОБСЕ и в рамках различных двусторонних форматов на постоянной основе распространяются материалы об основных достижениях Казахстана в построении демократического общества и сильной экономики, усилиях, предпринимаемых в стране по дальнейшей демократизации ее политической системы.

В качестве практических мероприятий осуществляются визиты руководства Министерства иностранных дел в штаб-квартиру ОБСЕ в Вене и столицы ключевых государств-участников ОБСЕ для обсуждения вопросов о поддержке заявки Казахстана на председательство с руководством внешнеполитических ведомств. Проводятся переговоры с высокопоставленными представителями Верховного Комиссариата ЕС по международным делам и Европейской Комиссии, имеющие цель разъяснения позиции Казахстана по вопросу о председательстве в ОБСЕ.

Вопрос оказания поддержки кандидатуре Казахстана находится во главу угла в выступлениях, встречах и переговорах, проводимых МИД и его загранучреждениями на всех уровнях.

Организуются визиты в штаб-квартиру ОБСЕ делегаций, состоящих их представителей соответствующих министерств и ведомств РК, а также представителей гражданского общества, которые информируют о политических, экономических достижениях Казахстана, успехах в деле проведения демократических реформ, построении рыночной, социально ориентированной экономики.

Кроме того, с целью всестороннего освещения положения в стране, был организован визит в ОБСЕ политиков, представляющих конструктивное крыло оппозиции, которые провели встречу с главами делегаций стран-участниц Организации.

Большое содействие в достижении положительного результата оказывает руководство Сената и Мажилиса Парламента РК, проводящие работу в рамках как двусторонних контактов с Парламентами стран-участниц ОБСЕ, так и в рамках деятельности Парламентских Ассамблей ОБСЕ и Совета Европы.

В результате предпринятых усилий к настоящему времени удалось достигнуть определенных позитивных результатов.

На Саммите СНГ, который состоялся 2005 году в Казани, намерение Казахстана председательствовать в ОБСЕ в 2009 году официально поддержали главы государств СНГ. Позднее к данному решению присоединился Туркменистан.

О принятии кандидатуры Казахстана нас официально уведомили ряд влиятельных государств ОБСЕ.

"Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Испания, Латвия, Литва, Нидерланды, Франция, Финляндия Ватикан, Турция, Швейцария и т.д." К тому же можно говорить о предварительной поддержке со стороны значительного числа участников организации, как членов Европейского Союза, так и других европейских стран. Тем не менее, работа по достижению итогового положительного результата продолжается.

В ходе проводимых переговоров с государствами-членами ЕС, занимающих выжидательную позицию, наши партнеры принимают доводы и аргументы РК, высказываемые в пользу положительного решения о поддержке, но ссылаются на то, что их национальные подходы найдут отражение при выработке консолидированной позиции государств-членов Европейского Союза. Представители других стран позитивно воспринимают инициативу Казахстана, отмечая, что возможное председательство нашей страны в ОБСЕ окажет благоприятное влияние на Организацию в целом. Вместе с тем для данных государств важное значение будет иметь мнение ЕС, на которое они традиционно ориентируются.

Однако некоторые страны, среди которых особо выделяются США и Великобритания, в целом приветствуя инициативу Казахстана, в то же время относятся к перспективе председательства именно в 2009 году критически. Наши партнеры из США и Великобритании считают, что препятствием к председательству Казахстана в ОБСЕ является недостаточное выполнение страной своих обязательств по т.н. "гуманитарной корзине". И в качестве практических шагов, необходимых для достижения положительного решения, предлагают предпринять ряд действий, направленных на совершенствование национального законодательства РК, с целью его дальнейшего приведения в соответствие с высокими демократическими принципами. В частности, ими отмечена целесообразность принятия Закона о выборах, включающего в себя создание сбалансированных избирательных комиссий на всех уровнях и отменяющего запрет на проведение митингов, собраний и демонстраций; Закона о местном самоуправлении, предусматривающего прямое избрание местных органов власти; нового Закона о СМИ, соответствующего стандартам ОБСЕ и позволяющего независимым изданиям зарегистрироваться и работать без вмешательства государства. Нам рекомендовано также изменить правила, затрудняющие регистрацию политических партий и зарегистрировать партии, подавшие заявки на регистрацию; создать независимую руководящую группу в комиссии по демократизации с равным представительством от правительства, оппозиции и неправительственных организаций.

Американские партнеры отмечают необходимость повышения полномочий и самостоятельности Парламента, принятия конкретных шагов по усилению независимости и ответственности судебной власти, а также дальнейшего реформирования органов прокуратуры. Казахстан бесспорно должен подтвердить взятые на себя обязательства в качестве активного участника процесса интеграции в рамках ОБСЕ, но не в ущерб своим собственным национальным интересам. И также несомненно существует целесообразность рассмотрения конкретных шагов в направлении приведения нашего законодательства в большее соответствие со стандартами и принципами ОБСЕ.

Хочу отметить, что предлагаемые нашими американскими партнерами действия не представляют новизны и практически все находятся в повестке дня Парламента, Правительства и Госкомиссии по развитию и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане. Многие из них станут реальностью в самое ближайшее время, как например принятие поправок в закон о выборах, в которых содержится положение снимающее запрет на проведение митингов, собраний и демонстраций с момента окончания предвыборной кампании до опубликования результатов выборов.

Мы должны продемонстрировать реальными действиями нашу решимость и волю двигаться в направлении дальнейшей демократизации страны и общества и показать нашим оппонентам результаты проводимой политики.

Может быть, есть необходимость организовать визит членов Госкомиссии во главе с Вами, уважаемый Оралбай Абдыкаримович, а также заместителей председателей партии Отан, например МИД уже организовывал такие встречи для Алихан Мухамедьевича который уже принимал участие в дискуссиях в штаб-квартиру ОБСЕ в Вене. Целью явилось бы подробное и наглядное разъяснения странам-участницам Организации стратегии деятельности, проводимой в Казахстане в этом направлении. По нашему мнению это поможет обогатить представление об усилиях, прилагаемых в нашем государстве по выполнению наших обязательств в формате ОБСЕ.

Выдвижение Казахстаном своей кандидатуры на председательствование в такой авторитетной организации, как ОБСЕ стало положительным фактором в нашей международной политике, так как привлекло внимание мирового сообщества к нашей стране, выразившее свое стремление внести посильный вклад в реформирование ОБСЕ и ее адаптации к евразийским политическим реалиям. Показательно, что именно Казахстан первым из центральноазиатских государств заявил о праве региона на председательствование, и это право уже никем не ставится под сомнение. Кроме того, само председательствование Казахстана в ОБСЕ также не оспаривается, дискуссии ведутся по вопросу о том, когда оно воплотится в жизнь. Другой положительный момент данной дипломатической кампании - это тот факт, что лидерство Казахстана в регионе в области политических реформ признается как реальная действительность. Важно то, что созданная по инициативе Главы государства Государственная комиссия по демократизации является существенной гарантией необратимости процессов, имеющих истинный целью построение подлинно гражданского общества.

Подводя итог своему выступлению, хотел бы заверить уважаемых членов Госкомиссии в принятии дальнейших активных шагов по достижению цели председательства. Надеюсь на дополнительное содействие и помощь со стороны государственных органов и политических сил. Только сплоченными и конструктивными совместными действиями мы сможем добиться этой системной задачи, поставленной Главой государства.

Спасибо за внимание.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?