05.09.2022, 12:42 79716
Об особенностях осенней призывной кампании рассказали в Минобороны
Фото: Мин обороны РК
Рассказать друзьям
В сентябре в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2022 года начался осенний призыв на срочную воинскую службу. Городские и районные призывные комиссии приступили к работе. Об особенностях осенней призывной кампании нам расскажет заместитель начальника департамента организационно-мобилизационной работы Генерального штаба Вооруженных сил Республики Казахстан полковник Дусимов Азамат Хабибулович.
Здравствуйте. Сколько военнослужащих срочной службы планируется призвать в ряды Вооруженных сил, других войск и воинских формирований?
- Как вы знаете, ежегодный призыв проводится осенью и весной. Общее количество в этом году запланировано более 35 000 призвать в ряды Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, из них текущей осенью у нас запланировано около 8000 человек призвать в Вооруженные силы, более 6000 - в Национальную гвардию, более 3000 - в Пограничные войска, около 300 человек - в Министерство по чрезвычайным ситуациям и около 100 - в Службу государственной охраны планируется призвать в текущем году.
С какими основными проблемами сталкиваются местные органы военного управления в процессе призывной кампании и насколько улучшилась работа местных органов военного управления в процессе подготовки призывной кампании по сравнению с предыдущей?
- Из анализа прошлого года у нас есть определенные наработки. Текущей весной мы провели анализ и выявили ряд проблем. Особенно в местных органах военного управления возникают проблемы по розыску и доставке призывников, а также отсутствие узких врачей-специалистов, таких как окулист, невропатолог, фтизиатр и др. В некоторых регионах эту проблему решали откомандированием врачей-специалистов из областных медицинских центров. В принципе, в текущем году осенью по докладам первых руководителей эта проблема решена.
Розыском призывников кто занимается? Военнослужащие Вооруженных сил?
- В средствах массовой информации много писали, что представители местных органов военного управления, но это заблуждение. В соответствии с действующим законодательством организация призыва возложена на местные исполнительные органы. На местные органы военного управления возложены только учет и оповещение призывников. В случае невозможности оповещения призывников материалы передаются соответствующим органам внутренних дел. На законодательном уровне ответственность за розыск и доставку призывников, даже порой бывает вынужденную, ответственны органы внутренних дел. К примеру, за весну более 5000 призывников получили повестки и не явились. Соответственно, мы сформировали список призывников, направили в органы внутренних дел, и они организовывали их розыск и доставку.
По каким причинам или жизненным обстоятельствам призывникам полагается отсрочка либо освобождение от службы?
- У нас есть законодательство - статья 35 и 36 статья закона "О воинской службе и статусе военнослужащих". Также хотел бы напомнить, что с 2020 года для граждан предоставлена государственная услуга - отсрочка и освобождение от срочной воинской службы, которую можно получить через портал электронного правительства. Не надо ходить никуда в военкомат. Если у вас есть соответствующие документы, подтверждающие, к примеру, образование, справки из учебного учреждения, по семейным обстоятельствам, в случае если один из членов семьи инвалид первой или второй группы и требует постоянного ухода, по состоянию здоровья, если в медицинском учреждении где-то на "Д" учете находился, ему будет предоставлена отсрочка. Также у нас есть освобождение. Граждане, которые до достижения 27-летнего возраста, им необходимо пройти медицинскую комиссию для получения военного билета - они освобождаются от призыва. От призыва освобождаются граждане, проходящие специальную государственную службу, имеющие научную степень.
Какие изменения вносятся в закон "О воинской службе и статусе военнослужащих" и какие льготы будут предусмотрены для тех, кто призван на срочную воинскую службу?
- В соответствии с поручением главы государства Министерство обороны совместно с заинтересованными государственными органами проводит данную работу. В ряд государственных нормативных правовых актов будет вноситься ряд изменений. К примеру, по инициативе Министерства обороны по согласованию с Министерством образования рассматривается вопрос предоставления льгот при поступлении в высшие учебные заведения лицам, выслужившим установленные сроки воинской службы. Также рассматривается вопрос обязательной отработки грантов. Если юноша с 18 до 27 лет призван на срочную воинскую службу, то он будет освобожден от обязательной трехгодичной отработки. Также вопрос о приостановлении кредитных обязательств на период прохождения срочной воинской службы, этот вопрос, в принципе, уже решен, этим преимуществом уже пользуется ряд призывников. Предусмотрены социальные выплаты по коммунальным услугам родителям военнослужащих срочной службы. Сумма будет дополнительно определена и обнародована.
Как Вы оцениваете качественный и количественный состав призывного контингента в ходе предварительного отбора, который прошел летом этого года?
- Перед каждым призывом местные органы военного управления совместно с другими войсками и воинскими формированиями проводят предварительное изучение. С 10 июля мы приступаем к этой работе. Соответственно, мы изучаем информацию по всем призывникам, где они находятся, кто окончил учебу, кто привлекался за нарушения законодательства. Мы должны объективную картину иметь. По сравнению с прошлым годом мы изучили около 79 000 призывников. В этом году план у нас стоит 85 000. Соответственно, есть положительная динамика в сторону улучшения призывного контингента. Уже на сегодняшний день 50% мы изучили. Эта работа будет продолжаться до конца призыва, потому что она выполняется поэтапно. Первыми у нас формируются команды для Пограничной службы КНБ. У Вооруженных сил, Национальной гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Службы государственной охраны есть свои представители, которые занимаются изучением призывников. Не только военкомат, но и их представители изучают скрупулезно и уже направляют по командам.
С какими основными болезнями приходится сталкиваться при проведении медицинской комиссии и какая работа проводится по улучшению здоровья будущих призывников?
- Мы постоянно мониторим состояние здоровья призывников. К примеру, в прошлом году 74 000 призывников прошли медицинскую комиссию из них 80% - годные к воинской службе, 14% освобождены по состоянию здоровья, им предоставлена отсрочка от призыва. 10% нуждаются в лечении. До осени им необходимо было поправить свое здоровье. Врачи-специалисты призывной комиссии направляют их в медучреждения по месту прикрепления. Это все бесплатно, за счет государства. Основные заболевания из анализа призывной кампании - заболевания внутренних органов, неврологические заболевания и хирургические заболевания. Также есть проблемы со зрением призывников. Призывникам предоставляют отсрочку, чтобы он привел в порядок свое здоровье. Сейчас один из рассматриваемых вопросов - с 14-летнего возраста мониторить всех граждан мужского пола и в обязательном порядке ежегодно проводить скрининг, чтоб к призыву ребята были готовы на 100% по состоянию здоровья.
новости по теме
27.05.2023, 15:28 3526
Профессор Алексей Маслов в интервью о том, как Китай стал лидером в научно-технологической гонке
Фото: Depositphotos
Рассказать друзьям
О новом феномене Китая, который вышел в лидеры технологической гонки, корреспондент "РГ" беседует с директором Института стран Азии и Африки МГУ профессором Алексеем Масловым.
Китай поразил весь мир своим экономическим чудом. Но оно во многом произошло благодаря привлечению иностранных фирм. А сейчас страна вышла в лидеры научных публикаций, патентов и высоких технологий. Как всего за десять лет Китаю удалось своими силами совершить такой фантастический прорыв?
- Не стал бы говорить о рывке. Китай в течение десятилетий целенаправленно нарабатывал потенциал в области науки и образования. А вот как он это делал, очень интересно и поучительно. Ведь эти сферы во многом копировали советскую систему. Так вот в них произошли кардинальные изменения. В чем суть? Если выделить главный тренд - наука и образование должны быть нацелены на конечный результат. Эта тенденция особенно усилилась, когда стало ясно, что США и их союзники отсекают страну от высоких технологий, стремясь обеспечить себе полное господство.
То есть в китайских институтах ученый не может удовлетворять собственное любопытство за государственный счет?
- Практически нет. Китай провел очень болезненную перестройку Китайской академии наук и ряда профильных академий. Теперь институты обязаны не только проводить исследования мирового уровня, но и приносить прибыль или работать на будущие инновации. Например, целый ряд академических институтов напрямую обслуживают космическую отрасль, они интегрированы в создание новых технологий. Что позволяет ученым зарабатывать хорошие деньги.
Повторяю, результат - главный критерий оценки работы науки. Кстати, Китай не стал слепо копировать принятую в ведущих странах систему оценки работы ученых, где основной показатель число публикаций и цитируемость. В стране используется свой подход. Он учитывает и мировые тенденции, но перевешивают собственные, важнейшие именно для китайской специфики показатели.
Что оказалось очень эффективным. Не делая фетиш из наукометрии, китайцы тем не менее вышли в лидеры по этому показателю.
- Совершенно верно. Это значит, что механизм науки настроен правильно. И вот что еще показательно - изменилось лицо китайской науки. Если раньше в Китайской академии наук или Китайской академии общественных наук работали в основном пожилые ученые, то сейчас подавляющее большинство - относительно молодые для науки очень активные люди, нацеленные на результат.
Но Китай кардинально изменил не только сферу науки, но и образования. Ставка была сделана на создание тесной связки университет - производство или работодатель. Крупнейшие фирмы выставляют вузам запросы, какие кадры им нужны. Востребованность выпускников является одним из главных итогов работы университета. Так подготовлено огромное количество первоклассных специалистов и ученых, которые пришли в науку и на высокотехнологические предприятия. А китайские вузы вышли на первые места в мировых рейтингах.
Одним из главных пунктов программы Геннадия Красникова, когда он еще только боролся за кресло президента РАН, звучал так: академия должна вписаться в систему принятия государственных решений. Во времена СССР так и было, без академии не принималось ни одно важнейшее решение, но уже 30 лет академики узнают о них из СМИ. Какова ситуация в Китае? Читал, что Си Цзиньпин взял на себя управление технологическим прогрессом.
- В китайских СМИ таких заявлений я не видел. Сказано, что Компартия будет контролировать научный сектор, чтобы обеспечить стране технологическую независимость. Создается Центральный комитет по науке и технологиям, который усилит партийный надзор за этим сектором. Но если говорить в целом, то наука постоянно привлекается к решению важнейших задач развития страны. Здесь Китай использует опыт СССР. Многие институты стали серьезными аналитическими центрами, которые оценивают политические и экономические риски.
В китайский прорыв вложены огромные деньги, расходы на исследования и разработки в 2020 году достигли 525 млрд долл., к 2025-му планируется рост до 820 млрд. Как формируются такие гигантские суммы?
- Сразу надо подчеркнуть, что большую часть исследований и разработок финансирует не государство, а частные и частно-государственные компании. На их долю приходится около 76% всех вложений в этот сектор. Для сравнения - у нас около 30%. Но 525 миллиардов - это прямое финансирование из бюджета и от крупных корпораций. В этой сумме не учитываются огромные средства регионов, которые выделяют деньги местным вузам, которые, как я говорил, обязаны участвовать в технологической гонке. Причем от того, насколько они успешны, зависит рейтинг местной власти.
Китай провел очень болезненную перестройку академий наук. Институты обязаны не только проводить исследования мирового уровня, но и приносить прибыль или работать на будущие инновации
Итак, и наука, и образование, и промышленность "заточены" на конечный результат, инновации. Но это рисковая сфера, где вероятность потерять деньги очень высока. Чтобы заманить сюда бизнес, в США создана Национальная инновационная система, признанная более важным достижением, чем даже полет на Луну. Как в Китае заманивают бизнес?
- Для стимулирования существует целый арсенал различных средств. Скажем, если крупная корпорация создала у себя научные лаборатории или поддерживает их в других институтах и вузах, то она освобождается от налогов на величину этого финансирования. Если создается новое малое предприятие, которое в своей работе делает ставку на науку, то оно полностью освобождается от налога на прибыль, от НДС на реализацию открытий и изобретений. Также могут быть уменьшены налоги на доходы физических лиц. Словом, ученые в такой фирме могут хорошо зарабатывать.
Далее. Созданы специальные экономические зоны, где любой человек может зарегистрировать стартап и получить на развитие около 10 млн руб. на наши деньги. Хотя, по статистике, из 10 стартапов около семи прогорают, остальные три многократно окупятся. Важно, что антимонопольный комитет оберегает стартапы от поглощения крупными фирмами, чтобы "малыши" постепенно выросли в крупные компании. Сейчас в Китае около 200 стартапов уже достигли капитализации в 1 млрд долл.
Китай всегда умел удивлять: знаменитая "терракотовая армия" - 8100 статуй, захороненных в 210-209 годах до н.э. Фото: GettyImages
Один из "кошельков" НИОКР - венчурное инвестирование в перспективные технологии. Это "долгие" деньги, они могут дать отдачу через 5-7 лет, а нередко через 10-15. Конечно, венчурный инвестор серьезно рискует, но в случае успеха может "выиграть" огромные суммы. И, как следствие, инноваторам надо учиться грамотно оформлять свои идеи в бизнес-проекты.
Все эти меры по реформированию и поддержке науки и образования, стимулированию НИОКР позволили Китаю выйти в технологические лидеры.
По финансированию исследований и разработок мы отстаем на порядок, находимся в разных лигах, но все же что можем взять из опыта Китая?
- Самое первое - это уважение к науке со стороны государства. К сожалению, многие годы ее не баловали особым вниманием, она не была на первых ролях. Санкции заставляют пересмотреть отношение, наука выходит из тени в решении ключевых вопросов развития. Одним из главных, а может, и самым главным на данном этапе показателем работы институтов должен стать реальный результат - внедрение разработок. Кроме того, ученый, который участвует в такой работе, должен получить очень существенные деньги. Быть богатым ученым это не стыдно, а правильно.
Нам не надо создавать новые Сколково. Чтобы стимулировать существующие институты заниматься перспективными разработками, необходимо на 5-10 лет освободить их от налогов, переобучить менеджеров, управляющих проектами, и дать исследователям спокойно работать. Они станут центром притяжения, сюда придут новые стартапы и бизнес-партнеры.
Требуется изучить китайскую систему стимулирования бизнеса вкладываться в исследования и разработки и взять все лучшее, что может вписаться в наши реалии. И, конечно, необходимо досконально разработать правила взаимодействия бизнеса и науки, где прописать все нюансы поддержки инноваций. Иначе между участниками постоянно будут возникать барьеры и недопонимание. Все это надо было делать еще вчера. Уметь вовремя увидеть недостатки и быстро находить решение - еще один урок китайцев.
12.05.2023, 22:43 32271
Мои ожидания от предстоящего саммита в Сиане очень высоки - Токаев
Фото: Акорда
Рассказать друзьям
В преддверии государственного визита в КНР глава государства Касым-Жомарт Токаев дал интервью в эфире китайского телеканала CCTV.
Президент ответил на вопросы программы Leaders Talk, касающиеся перспектив развития политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества нашей страны с Китаем, истории и сегодняшнего дня казахско-китайских отношений, глобальной и региональной политики.
Вы неоднократно говорили, что хотите построить новый Казахстан, в центре которого будет справедливость по отношению ко всем. Как бы Вы резюмировали свою философию управления, куда Вы хотите привести Казахстан?
- Я хочу, чтобы моя страна была в центре процессов, происходящих на Евразийском континенте. Казахстан играет очень важную роль в налаживании торговых путей, международных отношений в этой части мира. Убежден, что будущее Казахстана должно быть светлым. Именно поэтому я прилагаю все свои усилия для того, чтобы способствовать дальнейшему развитию Казахстана как передовой страны с очень развитой экономикой.
Казахстан добьется успеха в проведении такого рода внешней политики. Наша историческая судьба - быть миролюбивыми, извлекать выгоду из дружественных отношений со всеми странами. Прежде всего с нашими ближайшими соседями, где Китай играет чрезвычайно важную роль.
Давайте поговорим о китайско-казахстанских отношениях. Обе стороны охарактеризовали эти отношения как постоянное, всеобъемлющее стратегическое партнерство. Это очень уникальный случай во внешней политике Китая. На самом деле я узнал, что Вы лично внесли вклад в формирование этого термина. Можете ли Вы рассказать нам, что за этим стоит и как бы Вы позиционировали Китай в текущей внешней политике Казахстана?
- Китай играет очень важную роль в нашей внешней политике. В сентябре 2019 года я посетил Китай с государственным визитом. У нас были прекрасные переговоры с председателем Си Цзиньпином. Мы договорились проводить взаимовыгодную политику сближения наших народов. Это означает, что мы должны продвигать стратегическое партнерство, вечную дружбу между обеими странами. Я думаю, что это в значительной степени отвечает долгосрочным интересам казахского народа, и я твердо привержен этой политике. И, конечно, у нас нет никаких сомнений в важности стратегического партнерства с нашим ближайшим соседом - Китаем.
Каков будет Ваш ответ на некоторые комментарии, в которых говорится, что Китай и Центральная Азия сближаются друг с другом? Тем, кто обеспокоен этой усиливающейся близостью в этом геополитическом балансе.
- Никаких подозрений по этому поводу быть не должно, потому что наши намерения вполне открытые, искренние. Факт в том, что Китай занимает второе место в мире по объему своей экономики, поэтому мы должны признать роль Китая, и нам нужно построить очень хорошие отношения с вашей страной.
Как Вы намерены продвигать двусторонние экономические отношения в будущем?
- Мы достигли отличных результатов в сфере экономического сотрудничества, но нам нужно двигаться дальше. Вот почему я с надеждой смотрю на свой предстоящий визит в город Сиань, который является колыбелью китайской цивилизации. Считаю, что нам нужны новые соглашения, новые сделки, потому что мы не должны просто стоять на месте и ждать каких-то результатов. Мы должны приложить усилия для продвижения наших экономических связей в этом сложном мире. Я твердо привержен развитию сотрудничества и дружеских связей между молодежью обеих стран. Молодое поколение должно больше знать друг о друге.
В январе прошлого года по видеосвязи состоялся саммит между лидерами Китая и стран Центральной Азии. Затем, в феврале, Вы вместе с четырьмя другими лидерами центральноазиатских государств присутствовали на открытии зимних Олимпийских игр в Пекине. В мае этого года состоится саммит Китай - Центральная Азия. Считаете ли Вы, что Китай и Центральная Азия сближаются друг с другом не только экономически, но и стратегически, и, в частности, каковы Ваши ожидания от предстоящего саммита, первого в своем роде?
- Мои ожидания от предстоящего саммита, который состоится в Сиане, очень высоки. Китай играет все более важную роль в нашей части мира, в Центральной Азии, и это вполне естественно. Я думаю, что все мои коллеги в Центральной Азии согласились бы со мной в том, что мы извлекаем выгоду от наших отношений с Китаем. И мы будем делать все возможное, чтобы продвигать такого рода сотрудничество.
Хотелось бы поговорить о Тайване, сегодня это острый вопрос. Совсем недавно Вы сказали, и неоднократно говорили, что очень важно поддерживать территориальную целостность любого государства. Вы также отвергали идею независимости Тайваня. Не могли бы Вы рассказать подробнее об этом?
- Мы считаем, что это вопрос, который должен быть абсолютно ясен всем в мире. Не должно быть "два Китая". Тайвань - это часть Китая. Принцип территориальной целостности всех государств закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций, который необходимо соблюдать. И этот принцип также был заложен в декларации и в уставе Шанхайской организации сотрудничества. Поэтому вновь подчеркну, для нас это абсолютно ясно: Тайвань - это часть Китая. И у нас нет никаких сомнений по этому поводу.
Еще одной очень важной региональной организацией, которая приобретает глобальное значение, является Шанхайская организация сотрудничества. И в этом году Казахстан примет председательство в ШОС. Как Вы оцениваете ее роль в меняющемся геополитическом ландшафте и что, по Вашему мнению, председательство Казахстана может привнести в эту организацию?
- Шанхайская организация сотрудничества зарекомендовала себя как весьма многообещающая и влиятельная организация. И Китай с самого начала оказывал большую поддержку ШОС. Эта организация начала свою деятельность в Шанхае в 1996 году. Будучи тогда министром иностранных дел Казахстана, я принимал участие в церемонии ее запуска. И я горд тем, что с самого начала был вовлечен в деятельность Шанхайской организации сотрудничества.
Безусловно, Казахстан как будущий председатель и принимающая страна саммита этой организации сделает все возможное для того, чтобы увеличить потенциал ШОС. Эта организация, как я уже сказал, пользуется широкой известностью и влиянием в современном мире.
Источник: inform.kz
10.05.2023, 13:26 38586
Евгений Весник: Когда объявили о Победе, я выпил стакан водки, лег в кювет и рычал… от счастья
Фото: dzen.ru
Рассказать друзьям
Народный артист СССР Евгений Весник родился в 1923 году в Ленинграде. В 1940-м поступил в Щепкинское училище, а в 1942-м 19-летним юношей ушел на фронт артиллеристом. Закончил войну в звании гвардии старшего лейтенанта. Награжден двумя медалями "За Отвагу", орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Снялся более чем в 90 фильмах, сыграл более 140 ролей в театре. Автор 15 книг.
Предлагаем фрагмент интервью Евгения Весника о войне (разговор был записан в 2006 году), сообщает dzen.ru.
ВОЙНА СДЕЛАЛА МЕНЯ ЧЕЛОВЕКОМ
Впервые хочу признаться публично - вряд ли это сделает кто-нибудь из актеров, - что я... украл. Когда я после войны в 1946 году демобилизовывался из армии, надо было сдать винтовку, противогаз и так далее - все, что было записано в офицерской книжке. А мы, не доезжая до линии фронта, противогазы выбрасывали. Они нам просто мешали. Стоимость потерянного надо было вернуть в двенадцатикратном размере...
Представляете, что это тогда было для офицера! Я взял первый попавшийся противогаз у солдат в казарме ночью, когда дежурный на минутку отлучился, и выбросил его в открытое окошко. В пять утра я его подобрал, спилил номер и вернул государству как свой. Мне это не давало покоя всю жизнь. Ну вот, наконец, покаялся…
Евгений Яковлевич, понятно, что война - дела давно минувших десятилетий. И тем не менее что чаще всего вспоминается?
- Могу честно сказать: меня война сделала человеком. Она воспитала меня. Там я влюбился в людей - в командиров, в солдат. Когда я вспоминаю войну - вспоминаю добрых, душевно красивых людей, вспоминаю все, что связано с юмором, дружбой, взаимовыручкой, добром… Именно на войне я увидел и понял, что такое искренность, смелость, любовь. И что такое предательство, трусость. Война - это же идиотизм. По одну сторону окопов считают, что их дело правое, а по другую - что их. Потом начинают друг другу морду бить… Еще вспоминаю немца, которого взял в плен - летчика, спустившегося на парашюте с подбитого самолета. Я пригрозил, что застрелю, а он, улыбаясь, засвистел в ответ. Вот натура была! А мы изображаем врагов идиотами...
Как это "засвистел"?
- Я доставил пленного на наблюдательный пункт, к генералу. Тот говорит: "Узнай у него, где пятая немецкая танковая дивизия находится". Я три раза спрашивал по-немецки, а пленный молчал. Командир сказал: "Ну-ка, напугай его пистолетом". Я вытащил наган, взвел курок, наставил ему в лицо, а немец засвистел какую-то мелодию. Да так, что я и сейчас могу воспроизвести - всю жизнь ее помню. (Насвистывает.) Он долго мне снился. Ас! Так ничего и не сказал. Но при нем была оперативная карта, которая нам помогла. За этого летчика-"языка" я получил свою первую награду - медаль "За отвагу".
Вы сказали "любовь". У вас был военно-полевой роман?
- На карело-финском фронте я был увлечен девушкой-телефонисткой. Мы с ней мечтали о будущем. Но прямым попаданием мины ее разорвало на кусочки...
ТАКОЕ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ
Что Вас больше всего поразило на фронте?
- Там я впервые испытал страх, не трусость, а именно страх. Произошло это так. Как-то от нечего делать решил потренироваться в стрельбе. На бруствере окопа лежала пустая консервная банка. Я вытащил свой наган и начал по ней стрелять. Вдруг из-за насыпи поднимается огромный рыжий финн с поднятыми руками. Финн очень пригодился начальству, так как рассказал много полезного, а мне впервые пришлось испытать чувство настоящего испуга. Это ощущение ужаса передать невозможно...
Помню свой первый бой - форсирование реки Свирь. Мы находились на одном берегу, финны - на другом. В бинокль, а иногда и без него, мы видели друг друга. Наше командование договорилось о "курортной неделе". С 6 до 7 утра мы мылись, стирали, играли в футбол, в волейбол. То же самое делали финны с 7 до 8 утра. Так прошло несколько дней. А затем начался бой - беспрерывный артиллерийский огонь, раскалившиеся стволы орудий, гул сотен самолетов. Смерчи разрывов, языки пламени "катюш". Настоящее пекло. Такое не забывается. В день моего рождения начался переход границы Восточной Пруссии. Вдруг, а это было перед Новым годом, мы услышали с вражеской стороны: "Рус, заведи нам пластинку Шаляпин". Мы завели. Потом они спрашивали: "Рус, а что хочешь ты слушать?" И мы попросили завести джаз. Так я впервые услышал Армстронга.
Вообще на войне трагическое часто было сопряжено со смешным. Со мной, например, был такой случай. Мы наступали, но карты у нас оказались неточные. Мы чуть не въехали в расположение к немцам. По нам начали стрелять. И вдруг мне понадобилось сходить по нужде. Я оказался над обрывом. Внизу увидел строй немецких солдат. Замер в кустах и заметил, как они скрываются за поворотом, а последний остановился по той же надобности, что и я. Я взвел парабеллум и тихонько свистнул. Он повернулся и поднял руки. Я привел его в штаб, и там-то он объяснил, что наши карты никуда не годились. Так что он оказался очень полезным "языком".
Не считали, сколько раз судьба Вас хранила?
- Это не поддается и не может поддаваться счету. Пригород города Гольдап. Сидим с ординарцем в двухэтажном доме, налаживаем связь. Толком не осознавая, почему я это делаю, забираю рацию и говорю: "Пойдем отсюда. Здесь будет что-то нехорошее. Я почувствовал. Пойдем…" Вышли из дома, отошли метров на сто, закурили. Через 30 минут дом взлетает на воздух. Я после этого случая написал матери: "Мама, меня не убьют". Не убили!
ДРУГ ЛАЯЛ ПРИ СЛОВЕ "ГИТЛЕР"
В Вашей книге "Дарю, что помню" я прочитал трогательную историю про фронтового друга - собаку, с которой Вы подружились в Восточной Пруссии…
- Немецкая овчарка - красавец пес! Я его подобрал в одном из брошенных хозяевами немецких дворов и назвал Рексом. Собака сидела на цепи и продолжала охранять уже пустой дом. Многих трудов мне стоило войти к нему в доверие, но потом мы подружились настолько, что, когда я оказался в госпитале, Рекс отказывался брать еду из чужих рук и два дня вообще ничего не ел. Потом мне посоветовали скатать своими руками съедобный мякиш из хлеба, мяса и каши и подержать его на своем теле, чтобы он пропитался "родным" запахом. Я так и сделал, не вставая с больничной кровати. И Рекс съел этот мякиш. Очень был смышленый пес. Мне удалось научить его зло лаять и рычать при слове "Гитлер" и вилять хвостом при слове "Сталин". Как это получилось? Я включал на приемнике очень громкую джазовую музыку и кричал собаке: "Гитлер", а когда находил лирическую мелодию, говорил: "Сталин" и давал Рексу что-нибудь вкусненькое. Спустя какое-то время собака отзывалась на "Сталина" и "Гитлера" уже без музыки и вкусненького. Позже, когда окончились бои за Кенигсберг, Рекс даже научился ходить за продуктами в военторговскую палатку. Сначала вместе со мной, а потом самостоятельно с сумкой, деньгами и запиской с перечнем необходимых продуктов.
Вместе с Рексом мы воевали чуть больше года. И я до сих пор не могу себе простить того, что оставил четвероногого друга под Ленинградом, а не взял с собой в голодную Москву. Думал, там ему будет лучше, сытнее. Потом мне рассказали, что Рекс постоянно бегал на железнодорожную станцию, ждал меня, почти ничего не ел и вскоре умер…
БЫЛИ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ЗАВОЕВАЛИ РАЙ
А как Вы встретили День Победы?
- Когда вся страна праздновала День Победы, мы еще воевали, так как Курляндская группировка войск противника не капитулировала. Только в ночь с 11 на 12 мая объявили о том, что группировка сдалась. Боже мой, что тут началось! Люди буйствовали от радости, не отдавали себе отчета в том, что делали. Обнимались, кричали, пели, некоторые зачем-то стреляли в покрышки автомобилей. Я выпил стакан водки, лег в кювет и... рычал. Почему - до сих пор не понимаю… А наш генерал, интеллигент дореволюционной закваски, никогда не позволявший себе ни одного грубого слова, стрелял в воздух из ракетницы, кричал: "Ура! Победа!" - и добавлял самые крепкие русские слова, что приводило нас в восторг.
Евгений Яковлевич, Ваше мнение: о войне вся правда написана?
- Частично. Например, в лучшей книге о войне "В окопах Сталинграда" Виктора Некрасова, которого потом выжили из страны, что-то есть в мемуарах Жукова. В лучших стихах поэтов того времени - Михаила Дудина, Константина Ваншенкина и других - я узнавал те чувства, которые меня сопровождали на фронте. Только в последние годы, наконец, военные историки развеяли некоторые мифы, связанные с ВОВ. Признали, что немцы в некоторых случаях были лучшие вояки, чем мы, что победили мы скорее числом, а не умением, за счет огромного количества "пушечного мяса", помноженного на неистребимый патриотизм. Иначе трудно было победить...
Сейчас вновь на экраны выходят фильмы о войне. Какое они производят на Вас впечатление?
- Я не хочу их смотреть. Со дня окончания войны прошло более 60 лет, и каждый художник имеет право на свою трактовку тех событий. Я никого не осуждаю, но я все видел сам. Мне этого достаточно. Меня удручает, что войны на земле не прекращаются до сих пор. Если человечество не прекратит войн, то войны прекратят существование человечества.
Что бы Вы хотели пожелать тем, кто прошел войну, и тем, кто знает о ней только из книг или кинофильмов?
- Когда закончилась война, мне было 22 года, и все мы, фронтовики, были убеждены, что завоевали рай. Самое настоящее светлое будущее! Но того рая, каким он нам тогда грезился, мы не увидели! Но это же не значит, что "будущее" не состоялось...
Я бы всем пожелал им выучить наизусть слова великого философа Сенеки: "Надо мужественно переносить то, чего ты не можешь изменить!" А ветеранам в канун Дня Победы я пожелал бы здоровья и мужества. Мы перенесли все, потому что не теряли мужества.
27.04.2023, 09:24 66271
Уничтожение трамваев в Алматы незаконно - Павел Савранчук
Фото: wikipedia.org
Рассказать друзьям
Трамваи перестали функционировать в Алматы в 2015 году. Но горожане не перестают настаивать и просить власти вернуть городу экологичный и эффективный вид транспорта. Почему трамвайные пути так необходимы городу и какие недоработки в части транспортной инфраструктуры есть в Генеральном плане развития города Алматы до 2040 года, в интервью Press.kz рассказал архитектор, профессор Казахской архитектурно-строительной академии Павел Савранчук.
Павел Петрович, недавно была обнародована "Программа развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года". Что в этой программе не так, на Ваш взгляд?
- Очень огорчает отсутствие в стратегическом документе четкой позиции по проблеме восстановления и развития системы трамвайного движения в городе. В Википедии прямо назван процесс уничтожения рельсовых путей в Алматы незаконным. Это видит весь интернет-мир! Наш президент назвал это деяние ошибкой. Последствия грубых ошибок принято исправлять. Для переименования столицы даже внесли изменения в Конституцию. Для восстановления трамвайного движения нужны гораздо меньшие усилия, при наличии, конечно, "банальной" любви к родному городу. Уничтожение трамвайного движения, если оно не будет восстановлено, будет навсегда "черной" страницей в истории нашего города, с "нотками" скрытого криминального подтекста.
Что Вы имеете в виду под "скрытым криминальным подтекстом"? Кто способствовал тому, чтобы трамваи в Алматы исчезли?
- По этому поводу, для объективности, можно процитировать материалы Википедии, из которых следует: "Работу трамвайного депо приостановили в городе из-за двух сомнительных ДТП, произошедших в 2015 году. Запись с уличной камеры видеонаблюдения, запечатлевшая первое ДТП, исчезла. Суд признал виновной вагоновожатую. По второму ДТП виновной была тоже признана вагоновожатая, которая, управляя полностью исправным трамваем, допустила его столкновение с автомобилями. Тогда аким Алматы Байбек принял решение остановить работу трамваев якобы по причине плохого состояния путей. Но официальные документы, доказывающие, что в действительности была проведена техническая дефектоскопия и оценка состояния всей конструкции трамвайного пути, нигде опубликованы не были. Также на сайте акимата не было опубликовано официально заверенное постановление за подписью акима о прекращении трамвайного движения в городе. Тем не менее в 2016 году полностью была демонтирована контактная сеть, на ряде участков демонтированы и рельсы. А в 2017 году по устному решению акима города (без официального постановления) и без проведения необходимой экспертизы и оценки состояния всей конструкции трамвайных путей ГУ "Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Алматы" за счет бюджета города произведен незаконный демонтаж трамвайных путей".
На своих страницах в социальных сетях Вы часто пишите, что трамвай необходим городу, так как у этого вида транспорта есть ряд преимуществ перед другими. Какие, например?
- Во-первых, это экологичность, что является важнейшим фактором для Алматы. Все ведь знают, как в последние годы складывается экологическая обстановка в городе, насколько загрязнен у нас воздух. Также к преимуществам трамвая перед другими видами наземного общественного транспорта можно отнести эффективность - после метро у трамвая самая высокая провозная способность. Еще один преимущественный фактор - экономичность, который заключается в значительном сроке службы, к тому же ремонтировать трамваи могут даже неквалифицированные сидельцы исправительных учреждений, кроме того, у трамвая отсутствует неэкологичная резина на колесах. Трамвай - универсальный транспорт, который может использоваться для туризма, сервис-кафе, может двигаться по пешеходным улицам, подвозить велосипедистов в верхнюю часть города с последующими комфортными велопрогулками в обратном направлении. К преимуществам также можно отнести эстетичность и статусность, ведь наличие трамвая и метро в городе - сложившиеся критерии престижности города. Трамвай многие годы являлся органичной частью городской среды - 70-летняя история алматинского трамвая упоминается еще Домбровским в книге "Хранитель древностей", 1937 года. Ну и еще одно преимущество трамвая в отличие от автобуса, например, это то, что у него слабый "террористический потенциал", подвижной состав, который привязан к рельсовому пути, невозможно угнать в какую-то сторону.
До 2025 года власти города планируют построить 40 километров линии BRT. В основном она протянется по проспекту Райымбека, также по улицам Желтоксан, Байтурсынова, части улиц Саина, Суюнбая и части проспекта Сейфуллина. К 2030 году планируется строительство еще 30 километров BRT, а к 2035-му - 20 километров. Может ли БРТ стать альтернативой ЛРТ?
- Я считаю, что необходимо полностью восстановить, а это более десятка маршрутов до 1995 года, и развивать в дальнейшем трамвайное движение. БРТ должно быть не альтернативой ЛРТ (трамваю), а частью общей инфраструктуры пассажирских перевозок. И режимы передвижения должны быть оптимальными - в зависимости от конкретной ситуации на маршрутах в городе - скоростными либо средненормативными. На это влияет расстояние между остановками и специальное благоустройство путей. И, кстати, значительная часть уцелевших современных рельсовых путей стыдливо залита асфальтом, фактически "похоронена заживо", с имитацией гигантских велодорожек, и может быть легко восстановлена. Как горожанин, считаю отношение к этой проблеме ярким показателем недостаточного качества деятельности муниципальной власти.
В январе в Алматы проходили общественные слушания по поводу принятия Генерального плана развития города до 2040 года. По задумке разработчиков, за счет линий скоростного трамвая, метро и БРТ общественный транспорт станет для горожан доступнее, а значит, потребность в частных авто снизится, этим нововведением также хотят связать пять полицентров и решить проблему пробок в городе. Как Вам этот проект?
- Если говорить о транспортной инфраструктуре, то этот раздел содержит весьма скромные предложения по восстановлению и развитию трамвайного движения в пользу развития БРТ. Кроме того, весьма нерациональна трактовка трамвайного (ЛРТ) сообщения как исключительно скоростного. Возникает вопрос о лоббировании чьих-то интересов, поскольку скоростной трамвай более финансовоемкое мероприятие.
Восстановление ошибочно уничтоженного в 2015-2017 годы трамвайного движения наряду с переводом ТЭЦ на газ является реальным и осуществимым в кратчайшее время шагом к очистке воздушного бассейна. Его эксплуатационные и экологические преимущества перед автобусным движением несомненны. То же касается финансовых преимуществ трамвая относительно сооружения метро. Возможен также компромиссный вариант - эксплуатируемое во многих городах "легкое метро", или подземно-наземный трамвай. Отсутствие таких предложений не делает генеральный план прогрессивным градостроительным документом, направленным на эффективный и экологически позитивный современный результат. Масштабные, радикальные действия в этом направлении чрезвычайно актуальны для города.
Какие, например?
- Необходима постановка задачи, во-первых, восстановления всей существовавшей сети трамвайных линий, так как в городе много традиционно трамвайных и нерационально пустующих сегодня коммуникативных пространств. Во-вторых, необходимо развитие полноценной системы трамвайного движения по всему городу с использованием различных режимов трафика в зависимости от особенностей застройки участков города (скоростного, умеренного, туристического). Трамвай должен стать основой городской мобильности и средством стабильной взаимосвязи зон городской активности, станций метрополитена, объектов внешнего транспорта и рекреационных территорий. Значительной должна быть его роль в транспортной увязке Алматы и населенных мест Алматинской агломерации. Максималистский подход к такой цели в генеральном плане явится залогом максимально возможного приближения к ее осуществлению на последующих стадиях реализации.
15.04.2023, 22:40 86826
Это один из звоночков "цветной" революции: экс-советник министра энергетики о забастовке нефтяников
Фото: Скрин с видео
Рассказать друзьям
Забастовка в Жанаозене и митинг нефтяников в Астане может быть одним из звоночков "цветной" революции, считает экс-советник министра энергетики РК Олжас Байдильдинов.
Представление такое, во всяком случае у меня, что в целом все протесты, в том числе которые были в январе, и те, что мы видим сейчас, довольно хорошо срежиссированы. Участники юридически подкованы, они знают, что говорить при задержаниях, как и на что реагировать. Они неплохо все профинансированы. Вероятнее всего, есть определенная сумма и это один из звоночков готовящейся цветной революции", - прокомментировал происходящее Байдильдинов в программе "В центре Азии с Робертом Францевым".
Он подчеркнул, что безработные, лишившиеся работы из-за того, что их компания проиграла тендер, нашли деньги на приезд в столицу и проживание.
По мнению эксперта, забастовка могла быть следствием исков, подданных Казахстаном в отношении Кашагана и Карачаганака. Речь идет о сумме 21,6 миллиарда долларов.
Это колоссальная сумма, даже по мировым меркам. И когда мы смотрим на то, что происходит на Украине, цветная революция там стоила западным спецслужбам порядка 1 миллиарда долларов. А здесь на кону 21 с лишним миллиард долларов. Естественно, Казахстан сейчас будет центром отработки каких-то технологий. Нам нужно готовиться к информационным войнам, различного рода провокациям и всему остальному, потому что сумма достаточно большая. Но это верное направление, Казахстан должен отстаивать свои интересы в крупных проектах", - подчеркнул Байдильдинов.
Он отметил, что в Казахстане будет происходить "определенное раскачивание ситуации" и давление на официальные власти. В частности, забастовка и поездка нефтяников к Министерству энергетики произошла после того, как Блумберг опубликовал информацию об исках Казахстана.
Наверное, это все звенья одной цепи", - резюмировал Байдильдинов.
В настоящее время основные месторождения в Казахстане не принадлежат государству. На Карачаганаке 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-великобританской Shell и американской ExxonMobile. На Кашагане американским, европейским и японским компаниям принадлежат 90% акций.
Напомним, Казахстан подал иски к партнерам по двум месторождениям нефти. Если правительство добьется успеха, то сможет получать большую долю доходов от месторождений.
По словам главы Минэнерго Алмасадама Саткалиева, иски поданы в интересах народа Казахстана.
Напомним, 10 апреля рабочие из Жанаозена устроили забастовку возле здания "КазМунайГаза" в Астане. Рабочие требовали, чтобы вместо договоров аутсорсинга с ними заключили трудовые контракты на три года и дали возможность уходить в отпуск. Собравшиеся являются бывшими работниками компании "БерАли Мангистау Company", ранее проигравшей тендер на выполнение нефтесервисных услуг для АО "Озенмунайгаз".
По информации "КазМунайГаза", им предложили перейти в другую компанию с зарплатами $1500, но они отказались. По словам бастующих, работу предложили не всем, а только 55 из 240 человек.
Вечером 11 апреля протестующих задержали. Узнав об этом, жители Жанаозена собрались перед акиматом и потребовали освободить задержанных в столице.
Позже бывшие работники "БерАли Мангистау Company" были освобождены и выехали поездом в Жанаозен. Между контактной группой КМГ и представителями "БерАли Мангистау Company" заключена договоренность о создании специальной рабочей комиссии, которая будет рассматривать требования бывших работников ТОО для их дальнейшего решения в правовом поле.
Во время переговоров в АО "НК "КазМунайГаз" экс-сотрудникам "БерАли" отказали в трудоустройстве в штат АО "Озенмунайгаз".
До инициативной группы было доведено, что данное условие является заведомо невыполнимым. Было отмечено, что в очереди на работу в организацию стоят 9 тысяч человек, которые согласно принятым алгоритмам работают в коммунальных компаниях и после появления вакансии в порядке очередности трудоустраиваются в АО "Озенмунайгаз". Таким образом, требования переговорщиков идут вразрез с интересами и правами жителей города", - рассказали в КМГ.
12.04.2023, 10:45 96431
Быть полезными - Юлия Камойлик рассказала о принципах Whoosh
Фото: кадр из видео
Рассказать друзьям
Директор по маркетингу и коммуникациям компании по прокату самокатов Whoosh Юлия Камойлик рассказала корреспонденту Kazakhstan Today о принципах компании.
Как Вы себе представляете общую идеологию происходящего процесса, того, что связано с этой абсолютно новой технологией, которая вошла в нашу в жизнь?
- Whoosh пятый год существует. Мы иногда говорим "сезон", потому что начинали в городах, которые вставали на паузу, и только за второй год мы запустили южные города и стали круглый год оперировать. Понятно, что снежные города мы на зиму закрываем и ставим на короткие паузы. Я очень люблю и самокаты, и Whoosh. Я первая, кто пришел в компанию еще на старте, когда мы первые самокаты еще даже не выставили. Вот этот фокус и посыл Дмитрия, он изначально продукт задумал как транспорт, ему было неинтересно делать развлечение, и, собственно говоря, бизнес-модель, когда она работает и зарабатывает, она именно про транспортный сценарий. Это частые, повторяющиеся короткие поездки. То есть это история про то, что если сделать развлечение в парке, то люди погуляли - ты подарил им эмоцию, а если ты делаешь транспорт, ты делаешь полезную вещь, на что-то в мире влияешь.
Если мы говорим про транспорт, это гораздо более сложная задача. В Whoosh-e быть полезными - была главная идея, а полезность именно в транспортной работе. Поэтому мы начинали с маленьких зон - у нас был не очень большой парк, мы делали там парковки, смотрели, как люди едут. Видели следующий сценарий: человек первые недели две делает одну или три долгие поездки, как раз в рекреационных зонах. А потом понимает, что может на самокате добраться от дома до метро, проехать любое количество километров, выйти и еще два-три километра от метро до офиса добраться на самокате. Все это вместе будет намного быстрее, чем поездка на автомобиле.
Как только мы человека "ускоряем" на таких расстояниях, мы встраиваемся в его ежедневную рутину. Необходимость куда-то ехать есть всегда. На каршеринге едут на большие расстояния. Плюс - есть часы-пик, когда трафик плотный или малоподвижный, тогда объехать пробку на самокате - это большое счастье, особенно для жителей больших городов. Мы делаем транспорт. И мы делаем его хорошим. Мы эти принципы заложили и мы их не потеряли. Транспортный сценарий усиливается, потому что мы наращиваем качество. Мы держим эту планку и постоянно ее себе поднимаем. В рекреационных поездках нет ничего плохого, это тоже модель, которая существует, но для нас принципиально важно быть транспортом.
Вдруг появляется группа людей, которые в состоянии создать технологический продукт. А когда это объединено со способностью создания инфраструктуры, со всеми удобствами, это все очень похоже на футуристический проект. Умные машины начали работать и преображать жизнь горожан. Я заговорил про идеологию, потому что здесь видится нечто гораздо большее, чем просто хорошо исполненный транспортный проект. Как это получилось?
- Знаете, Дмитрий, человек, который основал и собрал нашу первую команду, он, работая в авиакомпании, продал первый в России электронный билет. Мне кажется, что это его карма и его жизненный путь. Мы не изобрели кикшеринг, он существовал в мире, а Дмитрий его как раз таки увидел и понял, что это интересно, люди этим пользуются.
Но в нем чего-то не хватало?
- В нем не хватала фокуса на пользе. Большие компании, в которых были огромные парки, они работали, вырастали и привлекали инвестиции. У Whoosh-а главная история в том, что мы финансово эффективны, то есть у нас история о том, что мы запустили бизнес-модель. Из-за того, что мы сконцентрировались на транспорте, на том, что самокат должен служить долго. У нас завод говорит, что самокаты работают три года. Мы уже работаем на них три года, и нет перспектив, что они не отработают четыре и пять лет. Пять лет - это то, куда мы стремимся. Мы планируем сделать центр глубокого восстановления самокатов, сейчас у нас этим занимаются сервисные центры. Мы сможем достичь этих пяти лет спокойно.
Мне кажется, что здесь есть магия концентрации на качестве. Транспорт работает только тогда, когда есть фокус на качество. Мы хотели быть полезными, это и запустило бизнес-модель.
Вам не кажется, что, кроме этого, вы даете возможность каждому человеку решить проблему своего собственного вклада в сохранение экологии?
- Вопрос интересный. Если ты выбрал самокат вместо автомобиля, с точки зрения выбросов ты гораздо более экологичный. Есть еще много моментов. Для меня самокат - это история, которая умеет поддерживать ментальное здоровье. Если ты вышел из офиса, ты сел в машину с телефоном, продолжая работать, город не видишь, нервничаешь, приезжаешь домой, при этом все еще ты на работе. Если ты едешь на самокате десять минут, ты видишь город, как будто гуляешь, быстро утилизируешь километры, при этом происходит перезагрузка.
При этом ты не вырабатываешь прямо или косвенно углерод.
- У самокатов, у их батарей этот углеродный след есть. Батарейку, пока произвели, у нее есть углеродный след. Нельзя сказать, что это идеальный экологичный транспорт. В моменте, выбирая между машиной и самокатом, - совершенно точно. У нас первые модели самокатов были такие, что их нужно было целиком увозить на станцию зарядки. Потом появились самокаты, в которых люк открывается, меняется батарея, производится визуальный осмотр, проверка тормоза, а транспорт остается на парковке. Мы смотрим в сторону того, чтобы автомобили заменить электрическими мопедами, самокатами с коробами, где лежат батарейки, мы смотрим варианты перехода на электромобили.
Как Вы видите процесс развития новейших моделей?
- Они проще. Процесс должен быть настолько простым, чтобы человек его не замечал. Важно сделать вход в сервис очень мягко, не задумываясь. Даже вызов такси сейчас - это гораздо меньше кликов, чем аренда самоката. В каршеринге больше операций, а нам охота в обозримом будущем, чтобы самокат сам узнавал человека, когда тот к нему подходит, не доставая телефон.
Это все возможно?
- Да.
Давайте перейдем к еще одной составляющей. Видно, что все это здорово. Получается, что, безусловно, должен быть бизнес-успех?
- Мы работаем нон-стоп, и не было еще дня, когда бы мы останавливались улучшаться. IT-блок и инвестиции в него постоянно улучшают процесс и продукт, дают возможность бизнес-модели заработать. Если бы мы продолжали размещать самокаты так, как нам кажется, на глаз, мы бы не росли по эффективности. Как только мы начали это оцифровывать, считать, а это большой процесс, мы начали быть эффективнее, самокаты стали ездить чаще.
То есть по факту это скорее все-таки IT-бизнес?
- Конечно. Первые люди в компании - это инженеры и разработчики.
Вот почему это кажется футуристическим. Это победа высоких способностей и знаний над рутиной?
- И смелости. Потому что первые два года у нас не было никакой другой задачи, кроме как объяснять, что мы - транспорт. Естественно, мы не могли это гарантировать. Мы видели разные примеры в мире. В России были попытки запустить самокаты, которые привязаны к станциям. Это можно было решить только технически. Мы, единожды вложившись, начали выращивать продукт, потому что он позволяет делать сервис лучше, увеличивает число поездок.
Расскажите, насколько это прибыльный бизнес?
- У нас в 2021 году было 26 млн поездок, а в 2023 году - 55 млн поездок. Сейчас у нас 12 млн пользователей, в прошлом году было - 9. Сейчас приходит много новичков, нам кажется, этот поток будет большим.
Я думаю, что это все подтверждает мои предположения о том, что это гораздо больше, чем транспорт, это больше, чем просто IT. Это все какой-то портал в новый мир.
- Это очень удачный симбиоз. Здорово, что вы тоже видите эту новизну и значимость.
Спасибо за интересный разговор!
06.04.2023, 18:07 108891
Интервью создателей кикшеринга Whoosh
Фото: кадр из видео
Рассказать друзьям
Создатели кикшеринга Whoosh Дмитрий Чуйко и Егор Баяндин рассказали о самокатах с новыми технологиями.
Основной наш посыл здесь был в том, чтобы сделать возможность дать самокату "язык", с помощью SmartDashboard он будет общаться с пользователями, так как во время поездки у человека заняты руки, у него шум в ушах либо от ветра, либо от шума города. Этот Dashboard позволит самокату сообщать пользователю какую-то важную информацию, чтобы пользователь более комфортно передвигался. Безусловно, важный элемент - это CV. Мы сами обучаем модель, которая распознает элементы. Самое главное, что у нас есть возможность расширять ее. В будущем мы надеемся расширить функционал, который будет доступен", - сообщил Дмитрий Чуйко.
Один из создателей сервиса Егор Баяндин представил новые технологии.
Вы можете видеть здесь самокат, который оборудован нашей электроникой не только для управления самокатом, но также на этих самокатах оборудован SmartDashboard - верхняя панель с большим экраном, которая позволяет выводить много информации и помогает пользователю начать поездку, припарковаться, подсказать что-то во время поездки. Также на этих самокатах размещен модуль компьютерного зрения, что делает самокат еще умнее. Это история, которая позволяет понимать самокату, где он находится в конкретный момент времени, она позволяет определять количество людей, которые идут навстречу. Определять пешеходные переходы и подсказывает, где необходимо применить те или иные скоростные режимы. Мы верим, что такие технологии направлены на будущее развитие для того, чтобы этот транспорт становился еще более удобным, безопасным", - заявил Егор Баяндин.
Ответы на вопросы журналистов
Когда ожидать самокат с новым DashBoard в Алматы и других городах Казахстана?
- Это технология, которую мы будет тестировать. Мы будем добавлять какое-то количество этих самокатов, оснащенных DashBoard в города. Мы начнем с Москвы, дальше будем смотреть, как идет эксперимент и расширять его на другие города. Надо понимать, что это все-таки пилотная история, которая позволит нам накопить больше данных, больше информации и адаптировать эти разработки на основе того опыта, который мы в реальности получаем. У нас достаточно много теорий и много данных, на которые мы основывались, когда разрабатывали, но теперь важно проверить это все на реальных фактах, проверить, что это работает правильно. После этого как-то расширять.
Ваши прогнозы?
- Мне сложно здесь давать прогнозы. Мне кажется, несмотря на то что Computer Vision это очень хорошая технология, она по-прежнему пока достаточно дорогая и оснащать все самокаты в городе в перспективе ближайших нескольких лет все-таки затруднительно. Мы работаем над тем, во-первых, чтобы удешевить стоимость этой технологии, электроники, которая размещена в самокате. Во-вторых, работаем над тем, чтобы это все оптимизировать и сделать более массовым, потому что сейчас это мелкосерийная история. Сейчас у нас есть небольшая серия этих самокатов. Будем ее раскатывать по городам, дальше будем смотреть на результаты этого эксперимента и принимать дальнейшие решения.
Какие основные сценарии при пользовании самокатом вы видите?
- Если мы говорим про CV, то это скопление людей на пешеходном переходе. Это из того, что есть. Из дальнейших путей развития - это идентификация поверхности, по которой едет пользователь. В зависимости от этого будут подсказки. С точки зрения SmartDashBoard, здесь возможностей, наверное, даже больше. Хоть мы в прошлом году сделали специальные звуки, которые подсказывают пользователю, что он въехал в зону ограничения скорости, но это все равно не всегда понятно. Здесь на SmartDashBoard это можно отображать.
Мы были первыми, кто сделал зоны ограничения скорости в городе. Потом это стало массово. Эта история, когда самокат оборудован CV, позволяет пойти чуть дальше, потому что зона ограничение скорости - это просто географическое место, обозначенное на карте. В нем не всегда много людей, не всегда опасно, а иногда есть места, где, наоборот, много людей, но там нет зоны ограничения. Эта история работает динамически в реальном времени. Мы не планируем жестких действий, когда самокат резко останавливается. Все-таки мы за безопасность в первую очередь. Поэтому нам кажется, что важная работа здесь - это обучать самокат подсказывать.
Сначала самокат выдает рекомендации, но, если ситуация экстренная, включается ограничение скорости?
- Да. Управление тоже постепенное.
Кроме этого, появляются дополнительные возможности по взаимодействию с пользователем самоката на парковке. Мы планируем вывести навигатор на экран, что позволит пользователю легче перемещаться, не нужно будет останавливаться и заглядывать в телефон. Кажется, что это должно существенно облегчить пользование самокатом, особенно для новых пользователей.
Стоимость проката изменится для этих моделей самокатов?
- Сложный всегда вопрос со стоимостью. Мы стараемся делать, чтобы цены были достаточно конкурентоспособными и они покрывали наши операционные затраты, позволяли нам развиваться дальше, модернизировать флот, расширяться с точки зрения географии. Благодаря тому, что мы установили новые модули CV, мы точно не планируем повышать цены. Мы используем динамическую модель ценообразования, которая основывается на том, что мы считаем данные по спросу в конкретной локации, считаем, сколько у нас там самокатов. У нас есть некая модель, которая прогнозирует спрос на будущее. В зависимости от этого определяется цена.
Страхование
- У нас два типа страховки. Есть базовая страховка, за которую платим мы, как компания и которая покрывает всех пользователей, все поездки. Она покрывает ущерб третьим лицам. Есть расширенная страховка, она платная.
Как вы оцениваете действующие ПДД для водителей электросамокатов? Нужно ли их дорабатывать?
- Мне кажется, что ПДД, которые были приняты, достаточно правильные. Они учитывают интересы тех, кто едет на самокате и других людей, но работа предстоит еще большая.
Дмитрий Чуйко, CEO Whoosh, крупнейшего в России и самого быстрорастущего кикшеринг-сервиса по версии РБК.
Дмитрий Чуйко, основатель Whoosh - компании-разработчика шеринговой платформы для микромобильности и сервиса краткострочной аренды самокатов
Родился 7 апреля 1982 года родился в Алтайском крае, в 2004-м окончил Новосибирский государственный технический университет.
Имеет 20-летний опыт работы в области разработки продуктов, информационных технологий, маркетинга и продаж.
Создал в 2012 г. и управлял компанией S7 Travel Retail в должности генерального директора. Участвовал и был председателем совета директоров нескольких дочерних структур в S7, реализовал ряд продуктовых инициатив компании. До 2019 г. работал на позиции вице-президента по инновациям в Группе компаний S7.
В 2019 году ушел из S7 и основал Whoosh - технологическую компанию, которая самостоятельно разрабатывает и внедряет решения для шеринга городского микромобильного транспорта, а также управляет одноименным сервисом, крупнейшим в России, с долей 45% рынка по версии исследования "Трушеринга".
Кикшеринг Whoosh закрывает потребность транспорта последней мили. На данный момент работает в 19 городах России, парк компании более 45 000 электросамокатов, аудитория - 6 млн пользователей. В начале 2021 года компания получила инвестиции от нескольких партнеров - "ВТБ Капитал Инвестиции" и структуры ПАО "Банк Открытие" в сумме $25 млн.
Входит в топ-5 шеринг-компаний и является самым быстрорастущим шеринг-сервисом в России по версии Smart Ranking. Занимает 18 место в общем рейтинге Inc. Russia самых успешных стартапов 2021 года, и 4 - в рейтинге сервисов.
04.04.2023, 11:54 115166
Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК Чжан Сяо дал интервью казахстанским СМИ
Фото: Посольство КНР в РК
Рассказать друзьям
Господин Посол, благодарю Вас за интервью. Недавно член Политбюро ЦК КПК, секретарь парткома КПК Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Ма Синжуй посетил Казахстан с делегацией. Расскажите о результатах этого визита? Каково его значение?
С 26 по 28 марта член Политбюро ЦК КПК, секретарь парткома КПК Синьцзян-Уйгурского автономного района Ма Синжуй возглавил делегацию из СУАР КНР по дружественному обмену в Казахстан. Казахстанская сторона придала этому большое значение и оказала китайской делегации прием на высоком уровне. За три дня и две ночи делегация побывала в Астане и Алматы, приняла активное уастие во многих мероприятиях и добилась беспрецедентных плодотворных результатов. Где бы ни находилась делегация, они чувствовали теплое, дружеское и искреннее гостеприимство казахстанской стороны. За время визита Секретарь Ма Синжуй встретился с Президентом Казахстана Токаевым, в узком и в расширенном составе с Премьер-Министром Казахстана Смаиловым, где обменялся глубоким мнением по сотрудничеству между СУАР и Казахстаном в различных областях; также провел встречи с заместителем Премьер-Министра - министром торговли и интеграции Сериком Жумангариным и акимами нескольких областей, они совместно приняли участие во 2-ом Дружественном диалоге приграничного сотрудничества Казахстана и Китая. СУАР установил отношения городов-побратимов с Алматы, Восточным Казахстаном, Абаем, Алматинской областью и Жетісу и подписал Меморандум о сотрудничестве по созданию механизма координации деятельности МЦПС "Хоргос" между акиматом области Жетісу и Народным правительством СУАР. Ведущие и лучшие предприятия СУАР сопровождали делегацию в Казахстан, где на месте ознакомились с казахстанской бизнес-средой, установили контакты с казахстанскими партнерами, подписали соответствующие соглашения о сотрудничестве.
Делегация во главе с секретарем Ма Синжуй посетила Казахстан в особое время, что имеет большое значение для настоящего и будущего. Хотелось бы отметить, что в сентябре прошлого года Председатель КНР Си Цзиньпин выбрал Казахстан в качестве "первой остановки" своего первого визита после вспышки пандемии и достиг ряда важных консенсусов с Президентом Токаевым. Визит делегации СУАР КНР можно назвать удачным для Китая по реализации консенсуса, достигнутого главами государств двух стран. В то же время, этот визит стал первой китайской делегацией высокого уровня, посетившей Казахстан после 20-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, первой делегацией высшего уровня из СУАР, посетившей Казахстан за последние годы, которая оставит богатую и красочную страницу в истории китайско-казахстанских отношений и придаст большой импульс для дальнейшего углубления обменов между СУАР и Казахстаном в различных областях и дальнейшего развития сотрудничества между регионами Китая и Казахстана, которые способствуют улучшению общего сотрудничества обеим странам.
Как Вы оцениваете торгово-экономическое сотрудничество между Казахстаном и СУАР? Каковы Ваши прогнозы практического сотрудничества между Казахстаном и СУАР?
С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном 30 лет назад наши отношения достигли скачкообразного развития, а двустороннее торгово-экономическое сотрудничество продолжает совершать прорывы. Экономическое и торговое сотрудничество между СУАР и Казахстаном является важной частью китайско-казахстанских отношений практического сотрудничества, которое неуклонно развивается и приносит плодотворные результаты. Согласно статистике за первые два месяца текущего года общий объем внешней торговли СУАР с Казахстаном увеличился на 118,9% в годовом исчислении и Казахстан вновь стал крупнейшим торговым партнером СУАР. Эти две позиции в полной мере раскрывают преимущества платформы Международного центра приграничного сотрудничества Хоргос на китайско-казахстанской границе, продолжают расширять приграничное торговое и инвестиционное сотрудничество и представляют собой модель взаимовыгодного сотрудничества для других регионов. Мощные предприятия СУАР все больше инвестируют в Казахстан, активно участвуют в экономическом строительстве Казахстана, осуществляют взаимовыгодное сотрудничество в сферах коммерции, торговли, энергетики, сельского хозяйства и строительных материалов и продолжают придавать новый импульс, расширяя новые пространства для углубления китайско-казахстанского практического сотрудничества.
В отчете 20-го Всекитайского съезда КПК четко сказано, что Китай будет отстаивать основную государственную политику открытости внешнему миру, ориентирующуюся на взаимную выгоду, непрерывно предоставлять миру новые возможности на основе новых достижений в собственном развитии. Казахстан и СУАР соединены горами и реками и имеют экономическую взаимопомощь, что является важной целью открытости и сотрудничества СУАР. Визит Секретаря Ма говорит нам, что дверь в Синьцзян открыта. На следующем этапе СУАР будет расширять свою открытость для внешнего мира, углублять экономическое и торговое сотрудничество с Казахстаном, способствовать быстрому росту торговли, инвестиций между двумя позициями и эффективному улучшению их качества, чтобы создавать ускорение прагматичного сотрудничества между СУАР и Казахстаном.
В этом году исполняется десять лет инициативе "Один пояс и один путь". Каких успехов добились СУАР и Казахстан в совместном строительстве "Одного пояса и одного пути"? Как это будет способствовать качественному совместному строительству "Одного пояса и одного пути" в будущем?
Казахстан является местом, где была озвучена впервые инициатива "Один пояс и один путь" и первой пилотной площадкой. Он занимает особо важное место в совместном строительстве этой инициативы. Являясь центральной зоной экономического пояса Шелкового пути, СУАР находится в авангарде китайско-казахстанского сотрудничества. За последние десять лет СУАР и Казахстан провели широкие обмены в рамках совместного строительства "Одного пояса и одного пути", приняв за основу высокие стандарты, устойчивость и улучшение жизни людей, в чем добились солидных результатов. СУАР и Казахстан имеют 7 пар постоянных портов, 5 трансграничных нефте-газопроводов и 2 трансграничные железные магистрали, тем самым осуществив глубокую интеграцию взаимосвязи. В настоящее время СУАР и Казахстан активно изучают возможность строительства третьего трансграничного железнодорожного порта в СУАР. "Стальной караван верблюдов", скачущий по Евразийскому континенту - поезд Китай-Европа (Средняя Азия) - это золотобуквенная вывеска совместного строительства "Одного пояса и одного пути" между СУАР и Казахстаном. В 2022 году между СУАР и Казахстаном курсировало более 13 000 поездов Китай-Европа (Центральная Азия). На сегодняшний день в общей сложности курсирует более 100 линий поездов Китай-Европа (Центральная Азия), что играет огромную роль в обеспечении стабильности производственной цепочки и цепочки поставок. СУАР и Казахстан активно осваивают пространство в новых формирующихся отраслях, продвигая сотрудничество в таких проектах, как "зеленая инфраструктура", "зеленая энергетика", "зеленые финансы", чтобы создать яркий зеленый фон для качественного совместного строительства "Одного пояса и одного пути".
В этом году исполняется десять лет строительству инициативы. Китай и Казахстан воспользуются возможностью третьего Форума международного сотрудничества "Один пояс и один путь", чтобы серьезно обобщить достижения и опыт и разработать новый грандиозный план. Можно ожидать, что СУАР и Казахстан будут еще больше углублять международное сотрудничество в области производственных мощностей, способствовать взаимосвязанности в сфере инфраструктуры, еще дальше раскрывать потенциал портов и трансграничных перевозок, активно культивировать новые точки роста сотрудничества и позволять народам двух стран делиться плодами развития и сотрудничества.
СУАР и Казахстан связаны горами и реками, имеют схожую культуру и связь между народами. Какие меры будут приняты в будущем для закрепления фундамента общественного мнения и укрепления дружбы между народами?
СУАР и Казахстан как важные зоны Шелкового пути, с древних времен были важными узлами между Востоком и Западом. Культурные обмены между двумя местами имеют давнюю историю, культурную идентичность, этническую близость и кровные связи, которые предоставляют уникальные преимущества в проведении культурных обменов. Этот год знаменует собой начало нового "золотого тридцатилетия" китайско-казахстанских отношений. Гуманитарные и культурные обмены между СУАР и Казахстаном также откроют новые возможности и создадут новую атмосферу.
Во-первых, содействие кадровым обменам. В связи с изменением эпидемической ситуации, возобновлением прямого пассажирского авиасообщения между двумя странами, введением Казахстаном 14-дневного безвизового режима для граждан Китая, кадровые обмены между Китаем и Казахстаном, особенно между СУАР и Казахстаном, продолжают увеличиваться. Посольство и консульства Китая в Казахстане будут как и прежде предоставлять консульские услуги и гарантии, чтобы обеспечивать более удобные и упорядоченные обмены между китайцами и казахстанцами.
Во-вторых, расширение культурного и туристического сотрудничества. Китай и Казахстан обладают богатыми культурными и туристическими ресурсами. Однако, из-за эпидемии за прошедшие три года туризм и культурный обмены были ограничены, что нанесло "большие убытки" обеим странам. Теперь гнетущая атмосфера эпидемии исчезла, Китай и Казахстан, особенно соседние СУАР и Казахстан, возобновят и будут активно развивать культурно-гуманитарные обмены, а также расширять взаимодействие в области спорта, литературы и искусства, туризма, СМИ, археологии и других областях. Считается, что культурно-гуманитарные обмены между двумя странами откроют новые возможности для быстрого развития.
В-третьих, укрепление молодежных обменов. Будущее принадлежит молодежи. В постэпидемическую эпоху Китай и Казахстан будут расширять образовательные обмены и сотрудничество в сфере обмена студентами, совместного обучения и научно-исследовательских проектов. СУАР будет в полной мере использовать соседние преимущества и каналы городов-побратимов для осуществления различных форм молодежного культурно-гуманитарного обмена и стремиться к тому, чтобы молодежь двух стран могла улучшить взаимопонимание, дружить и расти посредством взаимного обучения и вместе приветствовать светлое будущее китайско-казахстанских отношений.
Читаемое
28.05.2023, 09:12О погоде в воскресенье рассказали синоптики 28.05.2023, 09:43 4401Двое детей утонули в Актюбинской области28.05.2023, 12:59 1746В Китае презентовали сборник казахских песен на китайском языке28.05.2023, 12:26 991В Турции стартовал второй тур президентских выборов28.05.2023, 14:08 156Подозреваемого в изнасиловании собственных дочерей задержали в Алматинской области
24.05.2023, 17:34 85486Незаконную постройку на крыше жилого дома снесли в Алматы26.05.2023, 10:17 84931В Алматы оцепили несколько школ26.05.2023, 09:15 83171Несколько микрорайонов Алматы на день отключат от холодной воды26.05.2023, 11:19 82116В Казахстане за неделю подорожали молочные продукты и овощи23.05.2023, 17:42 80986Тело пропавшего туриста из Австралии нашли в горах Алматы
06.05.2023, 17:48 334086На границе Казахстана с Кыргызстаном и Узбекистаном образовалась пробка - КНБ15.05.2023, 17:35 331371Алматинцы жалуются на кражу оградок с кладбища07.05.2023, 09:03 326901В Казахстане отмечается День защитника Отечества06.05.2023, 13:14 321976Свыше двухсот детей приняли участие в Республиканском чемпионате по робототехнике08.05.2023, 16:33 311691Офицеры Минобороны поздравили ветеранов Великой Отечественной войны
Новости RT
Новости Китая
Ваше мнение
Какова на Ваш взгляд должна быть мера социальной защиты граждан от нападений организованных хулиганов на улице?