Для введения пятидневки в казахстанских школах нужен диалог с обществом, считает омбудсмен
Cогласно обращению, поручение по введению пятидневной учебной недели в школах с правозащитной точки зрения улучшает условия реализации права детей на получение образования через оптимизацию нагрузки, создание благоприятных условий обучения и приведение системы образования в соответствие с стандартами развитых стран.
Шакиров отметил, что деятельность по реализации данного поручения должна быть транспарентной, а ее мотивация - исчерпывающе убедительной. "Вместе с тем, отсутствие в данном процессе видимого диалога с гражданским обществом, школами, учениками и их родителями сегодня стало объектом критики отдельных заинтересованных сторон", - говорится в обращении.
Он подчеркнул, что широкий резонанс вызвало сообщение об увеличении учебного года и сокращении летних каникул в школах. Высказаны полярные мнения в среде педагогов, родителей и других сегментов общества, более того - стало известно о сборе подписей, в том числе в социальных сетях, против данного шага. Разгоревшиеся дебаты при отсутствии диалога с уполномоченным ведомством деструктивно влияют на популярность вводимой меры.
Безусловно, как и в отношении любых других установок главы государства, данное поручение требует системного подхода, предварительного анализа, высокого уровня подготовки и организации, а государственные органы должны уделять особое внимание точному, выверенному и последовательному их воплощению", - отметил омбудсмен.
По мнению Шакирова, современная школьная программа перегружена предметами и некоторые из них, возможно, следует упразднить либо объединить, однако сущность реформы по переходу к пятидневной учебной неделе не должна сводиться к механическому перераспределению учебных и каникулярных дней, а, напротив, должна быть следствием пересмотра и оптимизации программы.
Несомненно также то, что процесс перехода к новому формату обучения должен быть не объектом эмоций, а предметом профессионального, научного изучения. В его основе должны присутствовать мнения заинтересованных специалистов, учитывающие возрастные, культурные, климатические и многие другие факторы. В данном вопросе необходимо проанализировать лучшие практики зарубежных стран, успешно реализовавших реформы в сфере образования. Не отрицая, например, возможность влияния длительности каникул на уровень детской преступности, представляется, что данный вопрос можно было бы решать не путем механического сокращения времени детей на отдых, а развитием доступности детских лагерей, секций, кружков и других форм самодеятельности вместе с усилением работы правоохранительных органов", - говорится в обращении министерству.
К сожалению, министерством до настоящего времени перед обществом не озвучена исчерпывающая информация о результатах такого анализа, что дает широкой общественности основание делать вывод о том, что такая работа не проводится, подчеркнул Шакиров.
Наконец, в связи с вышеизложенным, видится уместным проведение широких и инклюзивных консультаций по данному вопросу, с возможностью выслушать мнение институтов гражданского общества, а также самих детей, которые в соответствии с статьями 12 и 13 Конвенции о правах ребенка имеют право свободно выражать свое мнение и взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, с учетом его возраста и зрелости. Недостаток открытости в вопросах, связанных с детьми, воспринимается обществом особенно болезненно", - отметил омбудсмен в обращении.