Исполнительные органы ЕАЭС получат полномочий сообразно необходимости для развития экономик стран-участниц
Астана. 25 апреля. Kazakhstan Today - Исполнительные органы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) разных уровней получат полномочий ровно столько, сколько страны-учредители сочли необходимым для развития их экономик.
"В преддверии подписания Договора о создании Евразийского экономического союза политические страсти вокруг него практически улеглись. Уже очевидно, что это будет сугубо прагматический экономический альянс. На первый план выходят теперь технические вопросы сотрудничества. В этом легко убедиться, ознакомившись как с проектом договора на сайтах, так и с неоднократными заявлениями глав трех государств на самом высшем уровне. Всякий объективный эксперт должен сегодня признать, что принципы объединения в экономический альянс однозначны и не оставляют никаких лазеек как политизации союза", - пишет в статье "Молочные реки без границ" независимый эксперт Аида Темирова, передает Kazakhstan Today.
Как отмечается в статье, точно так же они не дают возможности какого-либо вмешательства наднациональных органов ЕЭС в суверенные дела государств. "При этом исполнительные органы Союза разных уровней получат полномочий ровно столько, сколько страны-учредители сочли необходимым для развития их экономик. То есть известной ситуации, когда хвост виляет собакой, а не собака хвостом, в ЕЭС быть не может в принципе", - сообщает автор статьи.
"Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Сейчас завершается крайне важная кропотливая работа по согласованию позиций сторон по всем техническим вопросам. Необходимо на берегу определиться с правилами игры - они должны быть ясными, прозрачными и равными для всех. Очевидно, что при этом неизбежен компромисс интересов. Так Беларусь, кроме добычи калийных солей, очень сильна обрабатывающей промышленностью, а выпуск готовой продукции - это максимальная доля валовой добавленной стоимости (ВДС). По этой позиции Казахстан и Россия ей сильно уступают. В то же время, одним из главных конкурентных преимуществ Беларуси является высокий уровень господдержки предприятий", - отмечается в статье.
К примеру, по данным Минсельхоза РК за прошлый год, объем господдержки агросектора в Беларуси равен 18%, в России - 6%, в РК - 4%.
Вчера ответственный секретарь МСХ РК Арман Евниев сообщил, что уровень государственной поддержки в рамках Евразийского экономического союза определен в 10% от валовой стоимости продукции (ВСП). Неравный уровень господдержки, по мнению А. Евниева, оказывает "искажающее воздействие на торговлю в сфере сельского хозяйства". Казахстану и России этот уровень надо поднимать и соответственно снижать Беларуси.
Раньше у каждой из стран-участниц ТС были свои национальные технические регламенты. Поскольку они отличались, то продукция, к примеру, произведенная с соблюдением требований техрегламента РК, не могла продаваться в РФ и Беларуси. И наоборот. Теперь требования единые, принятые на компромиссной основе. И это позволит серьезно повысить товарооборот, пишет эксперт.
Но главное, по словам автора статьи, единые техрегламенты позволят агросектору РК уже при производстве продукции планировать ассортимент, объемы и регионы реализации своего товара, заключать фьючерсные сделки и долгосрочные соглашения.
На брифинге в СЦК представитель Национальной палаты предпринимателей (НПП) Бауржан Касенов, заявил, что общий рынок в 170 млн человек сделает экспорт зерна и мясной продукции более рентабельным, а факторы конкурентоспособности - более значимыми. При этом эксперт НПП считает, что Казахстан не должен останавливаться в защите национальных интересов. Если какие-то положения базовых соглашений устарели и не соответствуют экономическим реалиям, нерациональны по своему содержанию, их надо менять. По его мнению, сегодня основные моменты отработаны, а детали в процессе работы будут совершенствоваться, отмечается в статье.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.