29.09.2014, 11:40 5060

Растущая конкуренция в ЕАЭС стимулирует Казахстан к дальнейшим мерам улучшения делового климата в стране

В рамках ЕАЭС усиливается конкуренция юрисдикций.

Астана. 29 сентября. Kazakhstan Today - Растущая конкуренция в ЕАЭС стимулирует Казахстан к дальнейшим мерам улучшения делового климата в стране.

"Евразийский процесс и каждый из его этапов налагает на его участников определенные обязательства. Пресловутый градус конкуренции теперь усиливается не только в деловой среде, между собой усиленно начинают конкурировать и национальные юрисдикции, то есть мы говорим о конкуренции юрисдикций государств. Международные рейтинги, демонстрирующие успешность той или иной страны, дают, на самом деле, предельно жесткие и консервативные оценки в плане инвестиционной привлекательности, институциональных изменений и т.д. Причем, помимо важности занимаемого места в мировых сравнительных таблицах, мы в первую очередь обращаем внимание на тренды в том или ином индикаторе", - пишет в статье "О конкуренции юрисдикций в ЕАЭС" директор департамента международной экономической интеграции Министерства национальной экономики РК Е. Бакенов.

Е. Бакенов отметил, что многочисленные исследования показывают, что хотя бы элементы конкуренции юрисдикций присутствуют как на глобальном уровне, так и на уровне региональных альянсов. Внедрение так называемых четырех свобод не просто подняло интеграционную "планку", но и усилило конкуренцию юрисдикций. Госструктуры теперь в некотором роде вынуждены уподобляться частным компаниям, стремясь производить товары и услуги, цена и качество которых наиболее соответствуют потребностям клиентов. Значимость, влиятельность этой конкуренции сложно переоценить для целого ряда секторов экономики. Высокотехнологичные отрасли являются крайне чувствительными к любым изменениям делового климата, также "настороженными" в этом смысле можно назвать и секторы, интегрированные в международные производственные цепочки, различные сферы услуг.

"Экспортоориентированные секторы экономики, чья продукция уже является конкурентоспособной и успешно реализуется на рынках третьих стран, способны к расширению своих торговых границ путем общих евразийских усилий. Совместное осваивание рынков, наиболее расположенных к тому или иному евразийскому участнику, будет способствовать снижению конкуренции между нашими странами на внешних рынках, увеличению экспортных возможностей интеграционного альянса и обеспечению равноправного распределения выгод между странами от общего регулирования торговли какой-либо продукцией. Существует целый ряд международных рынков с очень высоким "входным билетом", то есть пробиться на данные рынки нашим производителям будет крайне тяжело. Высокое качество таких товаров определяет необходимость использования самых высоких и современных технологий, что естественным способом заставит нас переориентировать и переоснащать собственное производство. С учетом внешней конкуренции (более высокого уровня) в одиночку занять определенную нишу на таких рынках стран-лидеров крайне тяжело, тут важна кооперация на каждом из этапов бизнес-планирования. К тому же, отвоеванные доли на развитых рынках позволяют значительно легче занимать позиции на рынках развивающихся стран", - пишет автор статьи.

Кроме того, Е. Бакенов отмечает, что общие конкурентные преимущества евразийских участников должны использоваться в процессе создания так называемого "союзного бренда" в рамках участия в совместных цепочках добавленной стоимости. Приоритетными секторами (или отраслями будущего) экспертами называются информационные технологии, логистика, туризм, альтернативные источники энергии, нанотехнологии. Почти во всех этих сферах нам есть что предложить. Совместное же освоение позволит исполнить евразийскую задачу-максимум - освоение блоком лидирующих рынков.

"Безусловное евразийское лидерство Казахстана в легкости ведения бизнеса в ближайшем будущем может оказаться не таким уж безусловным. Армения - претендент на вступление в евразийскую интеграцию - прочно вошла в ТОП 40 стран рейтинга Doing Business (группы Всемирного банка) за 2014 год. По показателю регистрации предприятий и собственности эта страна в числе первой десятки, испытывая при этом те же проблемы с подключением к электроснабжению и международной торговлей. В то же время текущее положение дел с налогообложением и обеспечением исполнения контрактов, а это одни из главных институциональных преимуществ при выборе юрисдикции, не позволяет ей претендовать на полновесное лидерство в этом тонком вопросе. Казахстан значительно укрепился в данном рейтинге по индикатору регистрации собственности, закрепившись в первых 20 странах, что является знаковым, так как любое движение вверх по рейтинговой лестнице в верхней его части предполагает значительно большую конкуренцию уже с развитыми странами. И именно растущая конкуренция в "евразийских рядах" нас только подстегивает и стимулирует к дальнейшим мерам улучшения делового климата в стране", - подчеркивает эксперт.

Он сообщил, что до конца текущего года правительством будут предложены специальные меры для устранения дублирующих государственных контрольных функций, процедур, в том числе позволяющих облегчить ведение бизнеса в строительстве и упростить международную торговлю. Однако устранение или упрощение контрольных функций одновременно налагает большую ответственность как на бизнес, так и на ответственные органы власти, предполагается введение персонифицированной ответственности за то или иное решение. Это, безусловно, должно повысить "благосклонность" и доверие потенциальных инвесторов к нашей деловой площадке, рассчитывающей на увеличение прямых иностранных инвестиций (для чего, кстати, казахстанским правительством были приняты особые меры летом 2014 года). Не секрет, что страны с большим уровнем прямых иностранных инвестиций (по отношению к размеру ВВП), как правило, имеют более высокий уровень участия в так называемых цепочках добавленной стоимости и способны больше генерировать эту самую добавленную стоимость внутри страны.

"Прямые участники и выгодоприобретатели от конкуренции юрисдикций - малый и средний бизнес, а также международные игроки, как правило, голосуют "ногами". Страны, проводящие экономическую политику, не соответствующую интересам частных структур, могут столкнуться с массовым "выходом" корпораций, это мы могли наблюдать и на развитых рынках буквально недавно. Это, как правило, приводит к выпадению налоговых доходов правительства, а также к общему ухудшению экономической ситуации в стране. Для Казахстана с его молодой экономикой это серьезный стимул постоянно заниматься совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. Иначе говоря, устранять те "серые зоны" и пробелы, до которых прежде не доходили руки, совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой", - считает автор статьи.

По его словам, конкуренция юрисдикций становится важным фактором формирования бизнес-стратегий как крупных корпораций, так и преимущественно среднего бизнеса. "Современный евразийский предприниматель вне зависимости от своего размера и статуса может и будет рассматривать (и даже уже рассматривает) экономическую политику и благоприятность деловой среды наших стран как факторы, которыми можно и нужно управлять за счет оптимального выбора юрисдикций. При этом бизнес рассматривает эту конкуренцию не только как изменение бизнес-среды, но и возникновение новых стратегических возможностей. Обеспокоенность ряда деловых структур в России по поводу выбора казахстанской юрисдикции - тому лишнее подтверждение. Существуют диаметрально противоположные оценки планов региональной экономической интеграции, но эта конкуренция, по мере своей реализации, вне всяких сомнений принесет огромную пользу", - отмечается в статье.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?