20.04.2010, 09:03 180

Страны - экспортеры газа намерены привязать цены на газ к стоимости нефти

Алматы. 20 апреля. Kazakhstan Today - Участники Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ) в алжирском городе Оране договорились о привязке стоимости газа к ценам на нефть, передает агентство со ссылкой на ИА "Associated Press".

"Все министры пришли к согласию и поддержали предложение о том, что мы должны продолжать наши усилия по привязке цен на газ к ценам на нефть", - сказал в ходе заседания ФСЭГ министр энергетики России Сергей Шматко, однако не назвал сроки, когда это может произойти.

С. Шматко также отметил, что "обеспокоен существующей идеей ввести налоги на выбросы углерода" на природный газ, который он назвал самым экологически чистым из ископаемых видов топлива.

Алжирский министр энергетики Шакиб Халиль (Chakib Khelil), который вел заседание, выразил надежду, что решение о привязке цен "ознаменует новую эру для организации".

Цены на газ упали почти на 50% за последние два года, главным образом из-за падения спроса и растущей добычи газа в США. Алжирский министр сообщил, что США в значительной степени прекратили импорт иностранного газа, и это стало основной причиной падения цен.

"Прогнозы весьма тревожны", - сказал Ш. Халиль на открытии форума. Он пояснил, что специалисты ожидают повышение спроса на мировом рынке до достижения докризисного уровня (2008 год) не ранее 2013 года.

Текущие цены составляют около $4 за миллион британских термических единиц (BTU), что примерно в 20 раз ниже, чем стоимость нефти. Традиционно природный газ в 10 раз дешевле, чем нефть, отметил Ш. Халиль.

"Новая модель сотрудничества должна быть разработана с целью достижения стабильности в торговле газом и установления справедливых цен, которые способствуют долгосрочным инвестициям и гарантиям поставок", - считает алжирский министр.

Аналитики весьма негативно оценивают возможность ФСЭГ создать блок картельного типа, в частности потому, что некоторые члены группы вложили слишком много сил и средств для повышения объемов производства газа. Эти страны не заинтересованы во введении квот на мировом рынке.

"Взаимные интересы между членами ФСЭГ действительно ограничены", - указал в исследовательской записке аналитик лондонской IHS Global Insight Сэмюэл Сизак (Samuel Ciszuk).

Министр энергетики Катара, шейх Абдулла бен Хамад аль-Аттийя, также выразил обеспокоенность по поводу низких цен. "Мы должны найти механизм справедливой цены на газ и стабилизировать рынок", - заявил он журналистам накануне форума.

И Катар, и Россия заявили, что не поддерживают решение о сокращении экспорта. Хотя механизм квот давно стал основным инструментом ОПЕК для стабилизации колебаний цен, несколько министров ФСЭГ, в том числе представитель Ливии Шокри Ганем (Shokri Ghanem) и С. Шматко противятся идее превращения форума в газовый картель.

"Трудно уменьшать мощности в качестве способа влияния на цены из-за технологических особенностей газовой добычи, транспортировки и продажи", - сказал ранее С. Шматко.

Также участники форума констатировали необходимость обеспечения лидирующих позиций газа на топливном рынке и договорились о работе по недопущению конкуренции между долгосрочными и краткосрочными рынками газа.

"На сегодняшний день есть некоторое противостояние между долгосрочными и краткосрочными поставками газа. Мы договорились провести работу по обеспечению стабильности и недопущению подобных ситуаций", - отметил С. Шматко.

Природный газ традиционно продается по срочным контрактам до 25 лет с ценой, установленной между страной-производителем, где находится компания, работающая на скважинах, и страной-потребителем. Но Соединенные Штаты и в меньшей степени Европа теперь покупают сжиженный газ по краткосрочным поставкам, что значительно дешевле.

Увеличение производства "нетрадиционного газа" в США и повышение добычи газа в Австралии оказывает давление на краткосрочные цены. Так как эти цены падают, это обеспечивает большой стимул для стран-потребителей, чтобы купить больше газа на срочном рынке, а не через своих традиционных партнеров.

По словам генерального секретаря форума Леонида Бохановского, принятая по итогам форума совместная резолюция предполагает, помимо прочего, создание единой базы данных о состоянии газового рынка, а также подготовку и принятие всемирной газовой модели (ранее ФСЭГ уже пытался создать подобную модель, один из вариантов которой был предложен Алжиром). Не раскрывая подробно механизмы и принципы данной модели, Л. Бохановский отметил, что она будет отражать мировой газовый баланс. При этом он пояснил, что "выработка этой модели станет основой для принятия дальнейших решений со стороны ФСЭГ".

Также участники ФСЭГ рассмотрели вопрос о расширении границ работы форума и привлечении его новых потенциальных участников. Речь идет о таких странах, как Туркменистан и Казахстан, а также целом ряде азиатских стран, которым потенциально интересно участие в форуме.

В то же время Л. Бохановский подчеркнул, что "это суверенное право каждого государства - вставать или не вставать в ряды стран - участниц ФСЭГ". Ранее С. Шматко отмечал, что новыми членами форума могут стать Туркменистан и Австралия.

Напомним, что в Оране проходит десятая встреча стран - членов ФСЭГ. В ней принимают участие министры Алжира, Боливии, Венесуэлы, Египта, Катара, Нигерии, России, Тринидада и Тобаго, Экваториальной Гвинеи, Ирана и Ливии, а также представители Нидерландов и Норвегии.

ФСЭГ объединяет 11 стран, производящих и экспортирующих природный газ. Форум был основан в 2001 году в Тегеране, однако юридически он был закреплен лишь в декабре 2008 года в Москве, где министры энергетики стран-участниц приняли устав ФСЭГ и подписали межправительственное соглашение.

Во ФСЭГ входят Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Россия, Экваториальная Гвинея, Тринидад и Тобаго, Нигерия. Штаб-квартира ФСЭГ находится в столице Катара Дохе. На состоявшейся в декабре 2009 года 9-й министерской встрече ФСЭГ генеральным секретарем этой организации был избран российский представитель Л. Бохановский.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?