16.11.2012, 16:19 2454

В Казахстане сверх нормативных сроков эксплуатируется более 300 железнодорожных мостов

Всего на сегодня в республике свыше 100 лет, то есть сверх нормативных сроков службы, эксплуатируется более 300 железнодорожных мостов. Вместе с тем локальным актом АО "НК "КТЖ" предусмотрено, что полная замена железобетонного пролетного строения железнодорожных мостов проводится с периодичностью 70-100 лет.

Астана. 16 ноября. Kazakhstan Today - На сегодня в республике сверх нормативных сроков эксплуатируется более 300 железнодорожных мостов, передает Kazakhstan Today.

В мировой практике имеется множество случаев, когда из-за ненадлежащего содержания и эксплуатации искусственных сооружений, в частности, мостов, их некачественного ремонта либо ремонта с отступлениями от строительных норм и правил, имели место их разрушения, обвалы, порою и с человеческими жертвами, говорится в статье главного транспортного прокурора РК Ибрая Тлеугалеева, сообщают официальные СМИ.

К сожалению, такие факты стали регистрироваться в последнее время и в нашей стране, к счастью, пока обходится без жертв. Ведь большинство железнодорожных искусственных сооружений, а в Казахстане их более 9 тыс., эксплуатируются более 70-100 лет.

Как отмечается в статье, до сих пор в эксплуатации на главных железнодорожных направлениях находятся сооружения, возведенные более века назад, при строительстве которых не учитывались поездные нагрузки, существующие в настоящее время. Эксплуатация дефектных мостовых сооружений с истекшими сроками службы наблюдается практически во всех регионах страны. Более того, в большинстве случаев они ни разу не подвергались полному инструментальному обследованию, в результате до настоящего времени не установлены их категория, классность пролетных строений и несущая способность.

Всего на сегодня в республике свыше 100 лет, то есть сверх нормативных сроков службы, эксплуатируется более 300 железнодорожных мостов. Вместе с тем локальным актом АО "НК "КТЖ" предусмотрено, что полная замена железобетонного пролетного строения железнодорожных мостов проводится с периодичностью 70-100 лет.

Министерство, на которое возложены обязанности по реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта, фактически самоустранилось от контроля за эксплуатацией искусственных сооружений, не ведется работа по совершенствованию действующего законодательства.

На сегодня отсутствует нормативный документ, регламентирующий порядок содержания железнодорожных искусственных сооружений, используемая в практике Инструкция по содержанию искусственных сооружений является локальным руководящим документом АО "НК "КТЖ".

Главной транспортной прокуратурой в текущем году была проведена проверка соблюдения собственниками железнодорожных мостов и автомобильных путепроводов, пересекающих железнодорожные пути, законодательства, направленного на обеспечение их безопасной эксплуатации.

Проверка показала, что собственниками не уделяется должного внимания вопросам содержания искусственных сооружений, их техническое состояние крайне неудовлетворительно, не соблюдаются сроки проведения капитального ремонта, конструкции отдельных мостовых сооружений подлежат полной замене.

Если говорить о железнодорожных искусственных сооружениях, состояние которых является неудовлетворительным, то их количество составляет 250, на сети автомобильных дорог республиканского значения из 66 путепроводов, пересекающих железнодорожные пути, 18 являются аварийными и требуют капитального ремонта.

Три путепровода, расположенные на участках автомобильной дороги республиканского значения Мерке - Шу - Бурылбайтал, по результатам планового обследования их технического состояния с 2010 года признаны аварийными. Однако меры по их капитальному ремонту до настоящего времени не приняты.

Не лучше дела обстоят и по искусственным сооружениям, балансодержателем которых являются местные исполнительные органы.

Проверкой путепровода, расположенного в Петропавловске и проходящего над основными путями Транссибирской магистрали, установлены многочисленные трещины в растянутой зоне балок и отклонения в геометрических размерах.

По заключению экспертизы, автодорожный путепровод на станции Петропавловск Южно-Уральской железной дороги не пригоден к эксплуатации.

Путепровод на автомобильной дороге, ведущей к Караганде, построенный без малого 40 лет назад, еще в 2006 году признан аварийным, однако до настоящего времени не решен вопрос о выделении денежных средств на его капитальный ремонт.

Аналогично в аварийном состоянии эксплуатируется еще ряд путепроводов в Караганде и Карагандинской области. Так, только после вмешательства транспортной прокуратуры акиматом Жезказгана начаты работы по изысканию денежных средств на капитальный ремонт путепроводов в этом городе.

С учетом интенсивной эксплуатации путепроводов в течение 30-50 лет возникают также проблемы, связанные с отсутствием документов, устанавливающих предельные нормативные сроки эксплуатации указанных сооружений. В связи с этим на сегодня остро стоит вопрос создания дорожного органа и разработки нормативных правовых документов, регламентирующих сроки службы искусственных сооружений.

Такая же ситуация складывается и при эксплуатации мостов на сети железных дорог.

Законом о железнодорожном транспорте четко определено, что уполномоченный орган вправе проверять деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих перевозочную и другую деятельность на железнодорожном транспорте, в части соблюдения ими правил содержания, эксплуатации и ремонта искусственных сооружений. Однако, несмотря на истечение более 10 лет со дня принятия закона, министерством до настоящего времени не решен вопрос о создании подразделения по обследованию искусственных сооружений железнодорожного транспорта на примере лабораторий, специализирующихся на обследовании автомобильных путепроводов, либо оснащения территориальных инспекций соответствующим диагностическим оборудованием. В результате комплексное обследование технического состояния железнодорожных искусственных сооружений Минтранскомом ни разу не проводилось.

Единственная в Казахстане Центральная мостоиспытательная лаборатория, созданная при АО "Национальная компания "Казакстан темир жолы", не имеет вагона-лаборатории и приборов, необходимых для проведения соответствующих исследований.

"Резюмируя изложенное, полагаем, что Министерство транспорта и коммуникаций должно выступить тем единственным дорожным органом, который бы выполнял обязанности по осуществлению государственного контроля в части технического состояния искусственных сооружений на всех дорогах страны, в том числе и районного значения. Ведь, пожалуй, никто на сегодня не сможет дать реальную оценку техническому состоянию искусственных сооружений, эксплуатирующихся на автомобильных дорогах районного значения. В частности, расположенных на подходах к населенным пунктам в сельской местности, а также в самих селах и городах. В настоящее время по результатам проведенной проверки Главной транспортной прокуратурой в адрес Министерства транспорта и коммуникаций и АО "НК "Казакстан темир жолы" внесены представления об устранении нарушений законности", - говорится в статье.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?