21.01.2010, 15:34 629

Вступление в Таможенный союз заставит многих автодилеров изменить логистику поставок в пользу российских и казахстанских производителей

Алматы. 21 января. Kazakhstan Today - Вступление в Таможенный союз заставит многих автодилеров изменить логистику поставок в пользу российских и казахстанских производителей, передает агентство со ссылкой на Консалтинговую компанию Qncepto.

"Главным источником давления на казахстанский рынок в 2009 году стал дефицит платежеспособного спроса и резкое снижение доступности программ потребительского кредитования. В отличие от других стран, проводивших активную антикризисную политику, дотирование утилизации и приобретения новых автомобилей не вошло в перечень мер, предпринятых казахстанскими властями. Подобные схемы, наряду с госфинансированием программ автокредитования, оправдали себя как на развивающихся рынках, так и в странах Европы, где сокращение продаж новых автомобилей в результате составило лишь 1,6%", - отмечают аналитики Qncepto.

Однако стабилизация ситуации в казахстанской экономике на примере позитивной динамики сбыта в декабре 2009 года продемонстрировала обоснованность прогнозов большинства участников рынка о росте объемов продаж в 2010 году не менее чем на 50 - 70%.

В пользу подобных ожиданий свидетельствуют и будущие изменения рыночной структуры, продиктованные введением единого таможенного тарифа на импорт автомобилей на территорию Казахстана, России и Беларуси.

По данным Qncepto, помимо стремительного роста доли новых автомобилей в картине первичных продаж, вступление Казахстана в Таможенный союз уже в 2010 году заставит многих дилеров изменить структуру собственного портфеля брендов и логистику поставок в пользу российских и казахстанских производителей. Следует ожидать появления новых инициатив по организации автомобильных производств на территории республики. О рассмотрении такой возможности в IV квартале минувшего года заявляли три казахстанских дилерских группы, одна из которых приступила к реализации проекта открытия сборочной линии внедорожников SsangYong.

"Очевидно, что развитие автопроизводства в условиях более высоких таможенных пошлин заставит действующих импортеров автомобилей из дальнего зарубежья идти на сокращение нормы прибыли и отпускных цен. Тактику специальных цен для казахстанского рынка могут взять на вооружение и некоторые российские производители автомобилей зарубежных брендов - в случае, если действующий автосборочный завод "Азия Авто" и вновь запускаемые производства сохранят текущий уровень цен либо возьмут курс на их дальнейшее снижение", - считают аналитики.

Как сообщают эксперты, в 2009 году Казахстан вошел в число развивающихся стран, чей автомобильный рынок перенес наиболее глубокий спад потребительской активности, обусловленный замедлением роста национальной экономики.

За 12 месяцев минувшего года автопроизводителями, официально представленными на территории республики, было реализовано 17 878 новых автомобилей, или на 51,5% меньше, чем в 2008 году.

"В то же время показатели сбыта в декабре 2009 года позволяют предположить, что 2009 год стал нижней точкой потребительского спроса за период рыночной депрессии, начавшейся в IV квартале 2007 года. В последний месяц года казахстанскими дилерами было продано 2330 автомобилей, что на 56,4% выше среднемесячного уровня продаж в отчетном году", - сообщает консалтинговая компания.

Особенно обнадеживающе итоги декабря выглядят на фоне покупательской активности в ноябре - прирост составил 79,9%. Причем данный скачок нельзя списать на сезонный "слив" бюджетных средств, характерный для конца финансового года: даже в менее драматичном 2008 году рост сбыта в декабре к ноябрю был равен лишь 13,6%, а в 2007 продажи и вовсе сократились на 14,5%. "Добавим, что в 2009 году действовал запрет на покупку служебных автомобилей госорганами, и бюджетная экономия как в частном, так и государственном секторе достигла пика. Таким образом, декабрьский всплеск следует расценивать как предвестие рыночного оживления, лишь отчасти спровоцированное ожиданием ввода единого таможенного тарифа на импорт автомобилей", - считают эксперты.

По информации Qncepto, в декабре по отношению к ноябрю 2009 года рост продемонстрировали практически все марки, за исключением Fiat и Ford, не продавших ни одного автомобиля, а также Renault и Opel, незначительно превысивших нулевую отметку.

По итогам года статистический рост продаж зафиксировали лишь три бренда. Наиболее внушительный рывок совершили дилеры Suzuki, реализовавшие 434 автомобиля, что на 56,1% выше прошлогоднего результата. Как следствие рыночная доля японской марки расширилась более чем втрое.

На фоне низких продаж в 2008 году 50,3% в 2009 прибавил Mercedes-Benz (251 автомобиль в 2009 году против 167 в 2008 году), главным образом, за счет сбыта техники коммерческого назначения. Плюс 11,6% в свой актив получил импортер BMW - прирост продаж 7-й серии и X6 позволил ему продать 164 автомобиля.

В "положительной территории" оказались также Cadillac и Opel, но лишь потому, что продажи этих марок фактически стартовали в 2009 году.

Все другие марки продемонстрировали отрицательную динамику продаж. Однако можно говорить об автопроизводителях, которым кризис нанес наименьший ущерб. Так, Audi закрыл год на казахстанском рынке с падением на 16,5% (76 проданных автомобилей), а продажи Porsche и Skoda сократились на равную величину - 24,4%. При этом рыночная доля чешских автомобилей казахстанской сборки увеличилась более чем наполовину.

Основными жертвами спада на отечественном рынке стали дилеры Fiat (минус 84% к объемам продаж 2008 года), Ford (минус 83,8%), KIA (минус 77,2%), Volkswagen (минус 69,2%) и Hyundai, потерявший 68,1% от результата предшествующего года. Стоит отметить, что в связи с началом сборки корейской KIA на мощностях "Азия Авто" у марки возникают серьезные предпосылки для изменения своей рыночной позиции в 2010 году - за счет демократичных отпускных цен, анонсированных казахстанским автозаводом, и смены дистрибьютора.

По данным аналитиков, все упомянутые драматические перемены не пошатнули тройки фаворитов отечественного рынка. Список наиболее популярных марок по-прежнему возглавляет российский "АвтоВАЗ" - в отчетный период его продукция нашла 3681 покупателя. На второй позиции - Toyota с показателем 3006 реализованных автомобилей. Третье место за дилерами УАЗа: 2328 автомобилей за 2009 год.

Успешное участие в тендерах на госзакупки и активный сброс цен, связанный с затовариванием складов московской компании "Рольф", поставляющей автомобили казахстанским дилерам, позволил бренду Mitsubishi подняться с пятого на 4-е место и завершить год с результатом 2073 автомобиля. Место Mitsubishi в пятой строчке занял узбекский автопром - под маркой Daewoo было продано 1403 единицы транспорта.

Со значительным отставанием от них на 6-й позиции расположился дилер Nissan, в отчетности которого значатся 675 автомобилей. Вплотную к нему приблизился Chevrolet - с учетом сбыта Chevy Niva в 2009 году в Казахстане было продано 668 автомобилей американской марки.

Volkswagen, шестой номер продаж 2008 года, сократил сбыт более чем втрое, до 664 автомобиля, и спустился на две строки вниз. Такое же перемещение в брендовом "табеле о рангах" - с седьмого на 9-е место - постигло Hyundai: продукции корейского производителя отдали предпочтение 653 казахстанца.

Сместив Subaru, TOP-10 наиболее популярных марок замыкает еще один бренд казахстанской сборки - с результатом 563 автомобиля 2009 год закрыла Skoda.

Как сообщает Qncepto, предпочтения казахстанцев в отношении конкретных моделей претерпели более разительные трансформации, чем распределение сил между производителями. Первая четверка осталась нетронутой - наиболее популярными остаются автомобили, производимые в России, Казахстане и Узбекистане.

2225 проданных авто сохранили за "старым" модельным рядом УАЗа репутацию наиболее ходового товара на отечественном рынке. На втором месте - ВАЗовская "семерка", нашедшая 1257 покупателей. "Бронза" принадлежит Lada 4x4 (бывшая "Нива"), собираемой в Усть-Каменогорске (1051 автомобиль). На четвертой строчке продукт узбекских автомобилестроителей Daewoo Nexia (906 автомобилей).

Более чем трехкратное снижение продаж Toyota Camry (до 458 единиц) вынудило ее уступить почетное 5-е место более компактной "соседке" Toyota Corolla (664 автомобиля) и опуститься на 10-ю позицию. С результатом 635 автомобилей сразу с шестнадцатой на 6-ю строку поднялся Mitsubishi Outlander II XL. Улучшил свой рейтинг и Toyota Land Cruiser Prado: 7-е место и 561 покупатель. 8-е и 9-е места вновь занимает продукция из Тольятти: автомобилей Lada Priora и Lada Samara было реализовано 532 и 481 соответственно.

При своем 11-м месте остался Mitsubishi Pajero - в минувшем году было продано 454 внедорожника этой модели. А вот Toyota Land Cruiser 200 в 2009 году ослабил свое положение, откатившись с седьмого на 12-е место (440 автомобилей).

В то же время SUV Grand Vitara от Suzuki без преувеличения совершил рывок и расположился на 13-й строчке (385 автомобилей) - в минувшем году он даже не входил в двадцатку популярных моделей. Почти с таким же показателем (384 автомобиля) с двадцатого на 14-е место поднялся седан Skoda Octavia A4, выпускаемый в Казахстане.

Еще одно модельное семейство от "АвтоВАЗа" - Kalina заняло 15-ю строку (312 автомобилей). 311 проданных автомобилей Mitsubishi Lancer подняли эту модель с девятнадцатой на 16-ю позицию. 4 строчки потерял Daewoo Damas, его продажи в минувшем году равны 278 (17-е место).

Новичок рейтинга - Mitsubishi L200 - оттеснил на 20-ю строку Volkswagen Touareg (254 автомобиля), став 18-й по популярности моделью (263 автомобиля). На 19-й строке TOP-20 седан Toyota Avensis (262 автомобиля), также ранее не входивший в число наиболее востребованных в Казахстане автомобилей.

"В ходе обострения ценовой конкуренции уровень концентрации участников отечественного рынка в 2009 году несколько сократился. Первая четверка ведущих маркет-мейкеров утратила часть своего влияния в пользу монобрендовых и независимых дилеров", - сообщает Qncepto.

С наиболее крупными потерями столкнулась КМК "Астана Моторс": компания не только отдала конкурентам без малого треть своей рыночной доли, но и утратила репутацию дилера №2 по объемам продаж. Ее оттеснила группа "Меркур Авто", рыночный вклад которой, однако, сократился с 19,6% до 17,6%.

2% рыночной доли потерял и "Тойота Центр Жетысу", сохранивший за собой 4-ю позицию. Успехом года можно считать активный сбыт автомобилей УАЗ сетью автосалонов "Вираж", позволивший ей войти в пятерку лидеров с долей 5,6%.

Несмотря на сокращение своей "вотчины" на 4,4%, рекордсменом продаж, как и в 2008 году, остался холдинг "БИПЭК АВТО" - группа, в составе которой казахстанский автосборочный завод "Азия Авто", контролирует 37,4% отечественного рынка новых автомобилей.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?