15.01.2009, 19:45 5071

Интервью вице-президента Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана "КазАлко" Амиржана Калиева агентству "Казахстан Сегодня"

Казахстан Сегодня": Согласно данным Агентства РК по статистике в республике снижается производство алкогольной продукции и растет импорт. С чем это связано?

А. Калиев: Действительно, в настоящее время отечественные производители алкогольной продукции находятся в очень сложной ситуации. Почти половина предприятий вынуждена приостановить свою работу, а остальные работают в полсилы или в треть. Безусловно, повлиял мировой финансовый кризис, снижение покупательской активности населения, кризис неплатежей, тяжелодоступность кредитных ресурсов и нарастающий импорт алкогольной продукции.
Если в былые годы удельный вес импорта крепкого алкоголя находился в пределах 6 - 8%, то за 2007 год достиг почти 16% к общереспубликанскому объему производства. В 2008 году этот показатель еще выше. Это последствия того, что в Казахстане созданы самые комфортные условия для импорта алкогольной продукции: очень низкая плата за лицензию (всего 10 МРП), несоблюдение требований к маркировке продукции, полный запрет в казахстанских средствах информации рекламы и так далее. В настоящее время деятельность импортеров никем не регулируется, нет контроля над количеством и над ее качеством. Уполномоченный орган в лице Налогового комитета Министерства финансов РК свои полномочия ограничил лишь в виде выдачи лицензий, то есть фактически роль лицензиара поменял на роль статиста, проводя лишь официальную госрегистрацию всех желающих заниматься этим бизнесом, обращая при этом внимание только на правильное оформление представленных документов. Не проверив качество, даже не видев в глаза образцов завозимой алкогольной продукции, принимает решение о выдаче лицензий. В этих условиях выдача уполномоченным органом лицензии на импорт должна осуществляться после получения импортером положительного заключения образцов завозимой алкогольной продукции республиканской дегустационной комиссии. Однако, к большому сожалению, это требование уполномоченным органом не принимается.

Казахстан Сегодня": Какие по Вашему мнению меры стоит предпринять в условиях кризиса для решения проблем отечественных производителей алкогольной продукции и развития рынка алкогольной продукции?

А. Калиев: Тонко чувствуя дыхание отечественного бизнеса, глава государства на встрече с национальными инвесторами сказал: все, что мы можем произвести у нас в стране, не стоит завозить из-за границы. Поддерживая инициативу президента страны, считали бы целесообразным ввести временный (на 4-5 лет) запрет на импорт водочной и ликероводочной продукции, дав возможность работать отечественным товаропроизводителям, которые создают рабочие места, платят сполна налоги и решают социальные вопросы. Это придало бы им второе дыхание и способствовало бы преодолению мирового финансового кризиса более окрепшими.
Проблем у отечественных производителей алкогольной продукции сегодня предостаточно. На слуху у всех разработанный Министерством финансов Республики Казахстан проект закона РК "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" со своими репрессивными требованиями в настоящее время сильно лихорадит отрасль. Законопроект не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Отдельные нормы предлагаемого законопроекта могут стать не только тормозом в развитии отрасли, но и дополнительным репрессивным инструментом в руках контролирующих структур. Данный законопроект лоббируется 3-4 крупными производителями алкогольной продукции и, в случае принятия, полностью выведет малый и средний бизнес из этой отрасли.
Кризис, порожденный за океаном, волнами докатывается и до нас, и именно в это время нет никакой необходимости в "революционных" трансформациях законодательства. На недавней встрече с национальными инвесторами глава государства очень хорошо привел в пример китайскую мудрость: "Когда дует ветер, нужно строить не высокие стены, а ветряные мельницы". Так на время мирового финансового кризиса, в целях минимизации негативных его последствий, защиты основ экономики и максимального сохранения занятости населения считали бы целесообразным не заниматься законотворчеством, а объявить мораторий на все законопроектные работы и принятия нормативно-правовых актов, ущемляющих сферу бизнеса.
Несложно спрогнозировать, что из-за ужесточения закона возникнет проблема невыплаты долгов, так как большинство предпринимателей ведет свой бизнес, получив банковские кредиты. Все это приведет к росту теневого бизнеса, обороту суррогатной водки, употреблению разного рода спиртосодержащих жидкостей. Ожидаемо, что государство в этом случае недополучит выплаты по налогам и акцизам, что в свою очередь отразится на бюджете нашей страны. Но и более того, будут оттянуты ресурсы государства на решение проблем, возникших после принятия данного проекта закона.
Мы считаем, что без более детальной и грамотной проработки законопроект станет очередным барьером в развитии малого и среднего бизнеса, создаст еще одну коррупционную нишу и приведет к социальной нервозности и напряженности. Ведь его вступление в законную силу затрагивает не только интересы производителей алкогольной продукции, но и интересы мелких и средних реализаторов, вовлеченного в этот бизнес населения, граждан нашей страны.
Учитывая серьезные негативные тенденции на внешних рынках, которые не могут не отразиться на экономике Казахстана, хоть и не в той мере, как они отражаются в других странах, и ввиду складывающихся обстоятельств с данным законопроектом, мы обратились в правительство не только пересмотреть проект закона, подступив к нему со здравой оценкой, но и вообще отложить принятие нового закона на более поздний срок, до полной стабилизации отечественной экономики в целом и отрасли в частности, и пока руководствоваться действующим законодательством. Подобные шаги со стороны нашего государства помогли бы отечественному бизнесу с минимальными потерями пережить негативные последствия глобального финансового кризиса и создать основу для дальнейшего развития.
Большой урон деятельности отечественных производителей наносит требование Налогового кодекса уплаты акцизного налога до получения учетно-контрольных марок.
Согласно этому требованию, производитель только подумал произвести продукцию, то есть до начала производства платить акцизный налог. Получается предоплата.
Уполномоченный орган, введя три года назад ради облегчения своей работы данное требование, не осознавая последствий, нанес удар по отечественным добросовестным легальным производителям алкогольной продукции, ставя их на колени. Это сыграло на руку "теневикам", которые не платят никакой налог. Чем тяжелее налоговая нагрузка на легальных производителей, тем выше материальный интерес у нелегалов. Сегодня данное требование стало одним из главных преград легализации отрасли, отбивая у многих желание работать легально. Они не хотят заранее замораживать на неопределенный срок свои финансовые средства и продолжают работать в "тени".
Что сегодня испытывают добросовестные легальные производители алкогольной продукции? Из-за сложности поставок учетно-контрольных марок они закупают их в большом объеме за десятки миллионов тенге впрок, с запасом, так как в течение последних полутора лет по причине нехватки учетно-контрольных марок многие предприятия республики простаивали по 3-4 месяца. При этом сразу оплачивают в полном объеме акцизный налог и саму стоимость учетно-контрольной марки (2,7 тенге/шт.). Для этих целей зачастую вынуждены брать кредиты в банках под высокий процент.
Далее, как всегда проходит определенный период времени между выплатой акцизного налога и началом фактического производства. И запланированные до получения учетно-контрольных марок объемы продукции зачастую не удается произвести. Как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Если все задуманные или заявленные планы у людей безоговорочно исполнялись бы, то они все на планете стали бы миллионерами. Поэтому часто по разным обстоятельствам, в том числе из-за снижения объемов реализации, производство приостанавливается. Склады и даже цеха розлива забиваются готовой продукцией, на которую акцизный налог давно уплачен. Плюс к этому затяжной процесс реализации продукции дистрибьюторами (от 3-х до 6 месяцев). На это время вложенные деньги заморожены. В условиях отсутствия других источников дохода это приводит предприятие к банкротству.
Акциз начисляется на объем реализованной продукции, а его уплата, как видите, происходит сегодня заранее, на основании планируемых данных объемов производства. Даже при проведении актов сверки по исполнению обязательств по уплате акцизов с налоговыми комитетами имеет наличие переплата данного вида налога, что ведет к дополнительному необоснованному оттоку денежных средств из оборота предприятия, приводя его к финансовой неустойчивости.
Наше неоднократное обращение вернуться к прежнему порядку уплаты акцизов (до 2006 года) по фактическому объему реализованной подакцизной продукции остается без удовлетворения. При этом бюджет государства не терял бы ни одного тенге налоговых поступлений.
Сегодня наши производители алкогольной продукции платят НДС, начисленный на акцизный налог, то есть имеем факт начисления налога на налог. Это несправедливо. Мы предлагаем НДС, начисленный на акцизный налог, включить в зачет, что облегчило бы налоговое бремя и создало бы благоприятные условия для легализации отрасли.
Производители этилового спирта и алкогольной продукции платят акцизный налог по отдельности, хотя данный спирт является сырьем для производства алкогольной продукции (45 тенге/литр - этиловый спирт и 100 тенге/литр - ликероводочная продукция). Без положительного решения находится наше предложение - взять на вычет уплаченный акциз при реализации спирта для последующего производства ликероводочной продукции по опыту Российской Федерации.

Казахстан Сегодня": Как Вы прокомментируете постановление правительства от 3 декабря 2008 года РК "Об установлении минимальных цен на алкогольную продукцию", согласно которому цена розничной реализации алкогольной продукции вместо прежней 357 составляет 500 тенге за литр?

А. Калиев: Постановление правительства от 3 декабря 2008 года "Об установлении минимальных цен на алкогольную продукцию", согласно которому минимальная цена розничной реализации водочной продукции вместо прежней 357 составляет 500 тенге за литр, согласованное с бизнес-сообществом - консолидированное решение, вполне отвечающее реалиям сегодняшнего дня. К осени прошлого года в связи со значительным ростом цен на зерно, электроэнергию, ГСМ и другие вспомогательные материалы себестоимость 0,5 литра водки с учетом уплаты всех налогов и минимальной рентабельности предприятий (10%) составила 200-205 тенге. С наценкой оптовиков и розничной торговли минимальная цена 0,5 литра водочной продукции доходит до 250 тенге (500 тенге/литр). Это приемлемая цена не позволит населению заниматься кустарным производством (самогоноварением) и употреблением спиртосодержащих жидкостей. Данное решение правительства окажет также положительное влияние на легализацию отрасли, так как водка, продаваемая ниже этой цены - теневая продукция, безусловно, низкого качества.

Казахстан Сегодня": Ваши рекомендации, планы и задачи ассоциации на 2009 год?

А. Калиев: Максимальная легализация отрасли - главная задача нашей организации. Кроме решений вышеуказанных проблем этому способствовало бы снижение налоговой нагрузки. Многолетний опыт показывает, чем меньше ставка акциза, тем больше объем легального производства. За последние три года при ставке акциза 100 тенге за литр производство крепкой алкогольной продукции в Казахстане остается стабильным, в объеме 6,5 миллионов дал в год. Расчеты показывают, что при снижении ставки акциза в 2 раза, объем легального производства возрастет на 40-50 процентов. Этим самым создали бы участникам алкогольного рынка благоприятные условия, чтобы им было значительно выгоднее работать легально, чем в "левую".
Одним из тормозов легализации отрасли является бесконтрольная работа розничной торговли. Сегодня магазины Казахстана продают большое количество неучтенных напитков и продуктов питания, тем самым обходя налоговые платежи. Там и "левая" алкогольная продукция. Поэтому необходимо усилить контроль за их работой и повысить требования к розничным торговым точкам.
Технология изготовления и нанесения учетно-контрольных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования. В последнее время максимально участились случаи повторного использования стеклобутылок, где сохранены УКМ с данными штрих-кодов. Наклеив, при необходимости, новые этикетки, в рынок поступает неуловимая "левая" продукция, потому что при этом УКМ считывается. Этим методом, в основном, пользуются "теневики", поэтому предлагаем наклеить УКМ на укупорки алкогольной продукции или по опыту Российской Федерации вернуться к прежним акцизным маркам. Цель в обоих случаях - при вскрытии соответствующая контрольная марка должна разрываться.
Защищая интересы отечественных производителей, мы и далее продолжим работу по положительному решению вышеуказанных проблем.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?