Эксперты из Казахстана, России, Китая, Франции, Турции и Ирана обсуждают в Астане инициативу экономического пояса Шелкового пути
Астана. 17 апреля. Kazakhstan Today - Эксперты из Казахстана, России, Китая, Франции, Турции и Ирана обсуждают в Астане инициативу экономического пояса Шелкового пути.
Сегодня в Астане в рамках обсуждения инициативы экономического пояса Шелкового пути проходит встреча экспертов из Казахстана, России, Китая, Франции, Турции и Ирана. Международная конференция "Создание Евразии: Экономический пояс шелкового пути" проходит при поддержке Фонда Первого президента РК, Лидера нации и Международного дискуссионного клуба "Валдай", сообщает пресс-служба фонда, передает Kazakhstan Today.
Участники конференции собрались для того, чтобы сформировать общую позицию экспертов из государств-участниц проекта относительно потенциала создания сильной Центральной Евразии и сформировать ряд конкретных рекомендаций по его реализации.
"Не случайно сегодня здесь, на конференции в Фонде Первого Президента, собралось столько серьезных и влиятельных экспертов из разных стран. Потому что Казахстан является центральным звеном при реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути", - сказал исполнительный директор ФПП РК Сагындык Нураханов.
Напомним, инициатива создания Экономического пояса Шелкового пути была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в "Назарбаев Университете" во время официального визита в Казахстан в 2013 году. В ноябре 2014 года Китай создал инвестиционный фонд в размере $40 млрд, средства которого будут инвестированы в проекты развития наземного и морского шелковых путей.
Как считают эксперты, экономический пояс Шелкового пути - это не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты в области инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии.
Эксперты согласились с тем, что концепция Шелкового пути удобна для Центральной Азии, особенно если реализовать ее через конкретные инфраструктурные проекты. "Экономический пояс" формируется не с нуля, а полностью полагается на существующие двусторонние и многосторонние механизмы и региональные площадки сотрудничества, созданные с участием Китая и других государств, прежде всего - соседних стран.
"Предлагаемый Китаем проект создания экономического пояса Шелкового пути хорошо вписывается в программы развития Казахстана. В Казахстане уже довольно давно активно инвестируют в проекты развития транспортной инфраструктуры. Здесь можно вспомнить завершающееся строительство автомагистрали Западная Европа - Западный Китай, а также новую концепцию экономической политики "Нурлы жол". Все эти проекты направлены на развитие условий для транспортной доступности движения товаров как для Казахстана, так и для задач обеспечения международного транзита", - считает директор Института Мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК - Лидера нации Султан Акимбеков.
По мнению участников конференции, можно выделить пять основных целей Китая как инициатора проекта "Экономический пояс Шелкового пути":
- Укрепление политических контактов, поскольку они на данный момент относительно слабо развиты по сравнению с уровнем развития экономических контактов со странами региона;
- Укрепление транспортной связанности и создание транспортной сети "от Тихого океана до Балтийского моря", которая должна связать Южную, Восточную и Западную Азию;
- Укрепление торговых связей и сокращение барьеров для торговли и инвестиции?, учитывая при этом национальные интересы участников;
- Укрепление системы расчетов в национальных валютах, где у стран региона уже есть успешный опыт сотрудничества, которое в будущем позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность региона;
- Укрепление дружественных контактов и укрепление взаимопонимания.
Анализ проекта показывает, что существует как минимум три вектора его реализации: экономический, геополитический и вектор безопасности.
С точки зрения экономики, структурная составляющая экономического пояса Шелкового пути представлена несколькими маршрутами из западных районов КНР в направлении ключевых центров экономической активности в Европе и Южной Азии протяженностью от 8,5 до 11 тыс. километров. Предполагается, что Северный маршрут пройдет через территорию Казахстана и Транссибирскую магистраль.
Морские маршруты задействуют казахстанский порт Актау, а также порты Каспийского моря (Махачкала, Баку), обеспечивающие доступ в Кавказский регион, Турцию и Черноморский бассейн. Южные маршруты проходят через территорию Киргизии, Узбекистана, Туркменистана и Ирана, обеспечивая выход к Индийскому океану в районе Персидского залива.
"Экономический пояс Шелкового пути закладывает фундамент для обеспечения ускоренного развития западных районов Китая путем переноса туда производств из прибрежных регионов, а также развития сопутствующих производств и сферы услуг (логистические центры, терминалы) как в КНР, так и в государствах Центральной Азии.
Геополитический вектор возвращает Китаю статус "срединного государства", связанного с остальным миром не только океанскими, но и сухопутными маршрутами вокруг которых формируется общее культурное пространство соразвития. Наконец, с точки зрения безопасности экономический пояс Шелкового пути может стать наиболее эффективным ответом на современные угрозы в виде экстремизма, терроризма и религиозного фундаментализма, подрывая их социальную базу и развивая соответствующую инфраструктуру безопасности", - сказано в сообщении пресс-службы ФПП.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.