01.12.2016, 15:30 27738

Спасти здоровье задыхающихся от смога жителей Алматы поможет развитие общественного электротранспорта

"Алматы - крупнейший город Казахстана, донор Республиканского бюджета, наконец. Поэтому здоровье его жителей - это не только гуманистическая, но и экономическая категория".
Алматы. 1 декабря. Kazakhstan Today - Согласно международным исследованиям Quality of Living Survey, Алматы занимает 176-е место по качеству окружающей среды из 230 крупнейших городов мира, хотя в этом списке многие относятся к разряду "десятимиллионников", пишет газета "Курсив".

По данным Almaty Urban Air, в Алматы степень загрязненности воздуха микрочастицами превышала норму иногда не менее чем в 9 раз, передает Kazakhstan Today.

В 15 наших городах уровень загрязнения воздуха отнимает здоровье их жителей. Среди них 4 областных центра: Шымкент, Тараз, Актау, Петропавловск - и Алматы", - пишет издание.


В статье говорится, что организм человека состоит из клеток, которые, в свою очередь, формируются из того, что человек есть, пьет и чем дышит.

И если пищу и напитки мы можем выбирать сами, то воздух мы вынуждены потреблять все 24 часа в сутки, исходя из места жительства. Таким образом, само проживание, например, в Алматы, по ущербу здоровью можно приравнять к вредной привычке или нездоровому образу жизни. В то время, как многие наши чиновники отличаются от своих коллег из развитых стран низким уровнем экологического мышления, зарубежные эксперты уже вывели такой факт: "Загрязнение воздуха ежегодно убивает 7 миллионов человек в мире. Из них 4,3 миллиона смертей вызваны бытовым загрязнением воздуха, жертвами которого в большинстве своем становятся женщины и дети", - пишет издание.


По его информации, в Алматы каждый второй ребенок страдает заболеваниями легких, среди взрослых к этому недугу добавляются и наслаиваются болезни кровеносной и сердечно-сосудистых систем и даже расстройства нервной системы, вызванные повышенным содержанием в воздухе окиси углерода.

"Деградация окружающей среды стала причиной гибели более одной четверти детей в возрасте до 5 лет" (из доклада на сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде).

Смог буквально топит город, и увидеть это невооруженным взглядом можно с любой горы - с той же Кок-Тюбе. Основным источником загрязнения воздуха является транспорт, на долю которого приходится 70% суммарного выброса вредных веществ в воздушный бассейн, и его с каждым годом становится все больше и больше. Помимо естественного роста самого города, на это наслаивается и проблема деградации общественного транспорта в 90-х годах, которая и привела к переориентации горожан на личные авто и на порядок увеличила его количество, считает автор статьи.

По информации управления дорожной полиции Алматы, на данный момент в городе зарегистрировано более 850 тысяч автомобилей. Подавляющее большинство из них - автомобили с двигателями внутреннего сгорания, которые при сжигании топлива выделяют наибольшее количество токсичных примесей и тяжелых металлов, таких как оксид серы, альдегиды, бензопирен, сажа, свинцовые соединения, вызывающих тяжелейшие заболевания, в том числе и онкологические. В среднем на дорогах Южной столицы в час пик находится более 9 тысяч легковых автомобилей, поглощая около 35 тысяч тонн кислорода. При этом они выделяют почти 7 тысяч тонн окиси углерода (СО2), 350 тонн окислов азота и почти 2 тысячи тонн углеводородистых соединений, являющихся агрессивными канцерогенами, особенно страшными для здоровья беременных, детей и подростков.

Исследования Лондонской школы гигиены и медицины однозначно показали, что выхлопные газы, выделяемые транспортом, серьезно увеличивают риск возникновения инфаркта. Токсичные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, могут вызвать инфаркт в течение всего шести часов.

Поэтому улучшить ситуацию с общественным транспортом в Южной столице - это фактически спасти здоровье и жизни уже родившихся и наших будущих поколений", - отмечает издание.


Однако не всякий общественный транспорт одинаково влияет на оздоровление города. Например, один автобус с тем же двигателем внутреннего сгорания сжигает на 100 километров пути 53 литра топлива и при 14 часах эксплуатации дает выхлопов как 343 легковых автомобиля. В целом по улицам Алматы курсирует около 16 000 городских автобусов, треть из которых уже требует замены на текущий момент и выбросы которых не позволили бы им получить допуск на работу в европейских городах. Часто, стремясь сэкономить, автопарки приобретают далеко не новую технику, да и качество дизельного топлива, часто используемого ими, также оставляет желать лучшего. За чей счет и за чье здоровье такая экономия?

"Разрушая экологическую структуру нашей планеты и увеличивая уровень загрязнения, мы берем на себя постоянно растущие расходы из-за ухудшения состояния здоровья и благосостояния людей", - отмечает исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде Ахим Штайер.

На сегодняшний день многие страны вообще отказываются от транспорта с двигателем внутреннего сгорания. Растет критика и в адрес автотехники на газе, поскольку объем выделяемого ими диоксида углерода остается таким же, как при использовании бензиновых и дизельных двигателей, при этом сильно проигрывая последним в вопросах безопасности, так как установка газового оборудования - дело дорогое и, соответственно, всегда ли компании, устанавливающие его, имеют все необходимые сертификаты? Или перевозчик решил сэкономить и воспользоваться услугами кустарной мастерской? Садясь в автобус на газовом топливе, знать этого вы не можете.

Таким образом, единственной панацеей от ежедневного отравления ядовитым смогом является только электрический транспорт: метро, троллейбусы и электромобили.

К сожалению, в Казахстане электромобиль все еще остается в общественном сознании привилегией обеспеченных людей. Электромобили относительно дороги, а программ, стимулирующих их покупку, как в странах Европы, США или Китае, в Казахстане до сих пор нет. Да и отсутствие инфраструктуры пока не способствует увеличению их популярности.

Другое дело, что развитие электротранспорта возможно только при условии эффективного партнерства центральных, местных властей и инновационных компаний. В Европе и, что особенно интересно, в Азии электротранспорт применяется уже несколько лет. Многие страны - члены Европейского союза предоставляют налоговые стимулы для электротранспортных средств. Стимулы состоят из налоговых льгот и освобождений, а также премиальных выплат для покупателей электромобилей.

В Европе государство изначально было заинтересовано в появлении и развитии новых инструментов для решения задач в области экологии и энергоэффективности. На сегодняшний день Норвегия является мировым лидером по продажам электромобилей на душу населения. Там владельцы электротранспорта получают максимальную поддержку от государства - им предоставлены прямые налоговые льготы, бесплатное пользование платными дорогами и паромами, возможность пользоваться полосами для общественного транспорта. Кроме того, для них существуют сети бесплатных заправок и специальные бесплатные парковки с подзарядкой.

Большой потенциал есть и у общественного электротранспорта. Многие страны уже значительно продвинулись в этом направлении. Поэтому при должном внимании государства к этому вопросу общественный электротранспорт может стать уже ближайшим будущим. А с развитием необходимой инфраструктуры постепенно сменится и частный автопарк. Возможно, это сразу не решит проблему траффика, но экологическую обстановку в Алматы и областных центрах улучшит однозначно.

...Нам надо создавать условия для перевода общественного транспорта на экологически чистые виды топлива, внедрять электромобили и создавать для них соответствующую инфраструктуру", - цитирует издание президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.


Алматы - крупнейший город Казахстана, донор Республиканского бюджета, наконец. Поэтому здоровье его жителей - это не только гуманистическая, но и экономическая категория. Найдут ли правительство и акимат необходимые решения, чтобы, наконец, оздоровить "колыбель независимости", воплотить в жизнь стратегические инициативы первого президента? Слово уже есть, требуется дело..." - резюмирует издание.


Как сообщалось ранее, страдающим от смога жителям Китая предложили подышать чистым новозеландским воздухом по 17 центов за вдох, пишет "Лента.ру".

Упакованный вручную чистый, обеззараженный и насыщенный кислородом" новозеландский воздух продается в бутылках объемом 7,7 литра и стоит 219 юаней (чуть больше 30 долларов). Продавцы утверждают, что каждая бутылка позволит обладателю сделать 180 вдохов.


Как пишет издание The South China Morning Post, для более рачительных жителей предусмотрен воздух из Канады - он стоит 108 юаней (16 долларов), для самых экономных - китайский из города Вэйхай (5 юаней, или 0,7 доллара).

Для китайцев, живущих в наиболее загрязненных смогом городах (например, Пекине), предусмотрена система скидок. Новинку тем не менее оценили не все.

Подышал этим воздухом, большой разницы не ощущаю", - поделился впечатлениями один из пользователей соцсетей.


В КНР непростая ситуация с экологией. Из-за высокой концентрации промышленных выбросов в атмосферу небо над городами, где находится много промышленных предприятий, периодически накрывает смог. В декабре прошлого года власти Пекина ввели наивысший - "красный" - уровень экологической тревоги в связи с угрозой сильного смога. Тогда же Пекинский центр экологического мониторинга сообщил, что содержание опасных для здоровья твердых частиц в воздухе превышало нормы ВОЗ в 20 раз.

По данным Всемирной организации здравоохранения, грязный воздух - один из самых страшных факторов внешней среды.

Загрязняющие вещества в воздухе однозначно вызывают рак, заявляет ВОЗ. Организация включила загрязнение воздуха в список самых распространенных факторов внешней среды, ведущих к раку, сообщает NEWSru.com.

В частности, грязный воздух вызывает рак легких. Источником загрязнения являются машины, электростанции, выбросы, связанные с сельским хозяйством, промышленностью, а также системами отопления в домах. По мнению ВОЗ, правительства разных стран должны срочно принять меры.

Международное агентство исследования рака приравняло загрязнение воздуха к табаку, солнечному излучению и плутонию. Врачи знают: загрязнение вызывает болезни сердца и легких. Теперь же они заговорили и о раке. По последним данным, во всем мире загрязнение воздуха спровоцировало 223 000 смертей вследствие рака легких.

Более 50% смертей приходится на Китай и страны Юго-Восточной Азии. Например, стремительная индустриализация привела к тому, что Пекин и прочие крупные города затянуло смогом. Кстати, отдельные изыскания связывают загрязнение воздуха также с раком мочевого пузыря.

Вопрос загрязнения воздуха в Алматы также остается острым. Город круглогодично задыхается от смога, вызванного огромным количеством автомобилей. По мнению специалистов и просто коренных алматинцев, все мелкие и крупные экологические проблемы в Алматы вызваны массовым уничтожением зеленых насаждений в городе, делавших не только неповторимым его облик, но и защищающих от всяческих напастей.

Непомерное расширение и перенаселение сравнительно небольшого города в сочетании с массовой застройкой в целях быстрого обогащения застройщиков привели к необратимым последствиям, считают эксперты.

По их мнению, существенное влияние на улучшение экологии Алматы окажет массовая высадка деревьев и других насаждений. Вместо этого в городе ежегодно уничтожаются сотни многолетних и здоровых деревьев. При этом вместо срубленных столетних деревьев с огромной кроной в качестве компенсации высаживаются хилые ростки.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?