С 2018 года в Казахстане введут самостоятельный бюджет органов местного самоуправления
"Бюджет МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как четвертый уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 человек, а с 2020 года - повсеместно".
Астана. 14 сентября. Kazakhstan Today - С 2018 года в Казахстане введут самостоятельный бюджет органов местного самоуправления, сообщила пресс-служба Министерства национальной экономики РК.
По информации ведомства, в мажилисе во вторник состоялась презентация законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления". Представляя документ, глава МНЭ РК Куандык Бишимбаев отметил, что законопроект предусматривает внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления (МСУ), расширение полномочий органов МСУ в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью, передает Kazakhstan Today.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы, законы РК "О государственном имуществе", "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", "О рекламе".
В пресс-службе пояснили, что в настоящий момент бюджетная система Казахстана состоит из трех уровней. На уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов самостоятельного бюджета нет, речь идет почти о 2,5 тыс. административных единиц.
Бюджет МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как четвертый уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 человек, а с 2020 года - повсеместно", - проинформировал Бишимбаев.
Законопроектом также определены доходные источники бюджета МСУ, состоящие из налоговых поступлений (индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты; налог на имущество физических лиц; налог на транспорт с физических и юридических лиц; земельный налог с физических и юридических лиц на земли населенных пунктов; плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов) и неналоговых поступлений (доходы от имущественного найма (аренды) государственного имущества; добровольные сборы физических и юридических лиц; штрафы, взимаемые акимами за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом "Об административных правонарушениях"; доходы от продажи коммунальной собственности; трансферты из районного бюджета).
Бюджет МСУ будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села. Таким образом, предусмотрены механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества", - добавил министр.
Предусмотренные документом расходы определены на уровне действующих в Бюджетном кодексе 19 направлений расходов акима села: дошкольное воспитание и обучение; благоустройство и озеленение населенных пунктов; строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог; организация водоснабжения населенных пунктов и др.
Внедрение самостоятельного бюджета МСУ также вызывает потребность образования института "коммунальной собственности МСУ", которого сегодня нет. Вся коммунальная собственность на территории села входит в состав коммунальной собственности района и управляется акиматом района", - пояснил глава МНЭ.
В пресс-службе отметили, что законопроектом в Гражданский кодекс и закон "О государственном имуществе" вводятся нормы, определяющие понятие коммунальной собственности МСУ, порядок формирования и управления данной собственностью.
По словам министра, "имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами".
Порядок формирования и управления коммунальным имуществом МСУ будет осуществляться по аналогии с коммунальным имуществом района, управление коммунальной собственностью МСУ возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества", - уточнил Бишимбаев.
Законопроектом также вносятся изменения и дополнения в закон "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" в части наделения маслихатов районов полномочиями по утверждению бюджета МСУ, расширения полномочий акима села и его аппарата по исполнению бюджета МСУ и управлению коммунальным имуществом МСУ.
Принятие законопроекта позволит расширить финансовую самостоятельность органов МСУ в решении актуальных вопросов местного значения и возможности участия граждан в процессе принятия решений через развитие местного самоуправления", - заключил Бишимбаев.