19.04.2012, 20:42 1865

S&P пересмотрел прогноз по рейтингам Беларуси на "Стабильный", рейтинги "В-/С" подтверждены

"Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь на уровне "В-/С". В то же время мы пересмотрели прогноз по долгосрочным суверенным кредитным рейтингам Беларуси с "Негативного" на "Стабильный".

Минск. 19 апреля. Kazakhstan Today - Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's пересмотрела прогноз по рейтингам Беларуси на "Стабильный", рейтинги "В-/С" подтверждены, передает Kazakhstan Today.

"Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь на уровне "В-/С". В то же время мы пересмотрели прогноз по долгосрочным суверенным кредитным рейтингам Беларуси с "Негативного" на "Стабильный", - говорится в сообщении S&P.

Также отмечается, что оценка риска перевода и конвертации валюты для белорусских несуверенных заемщиков подтверждена на уровне "В-". Рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта, ранее присвоенный приоритетным необеспеченным обязательствам Беларуси, остался на уровне "4".

"Пересмотр прогноза отражает наше мнение о появлении признаков стабилизации белорусской экономики. Объем международных резервов увеличился, давление на валютный курс в краткосрочной перспективе снизилось, уровень инфляции, хотя и остается очень высоким, также снижается. Кроме того, сложности с привлечением краткосрочного внешнего финансирования уменьшились благодаря тому, что Россия предоставила финансирование и вложения в капитал в размере 12% объема ВВП Беларуси в 2012 году", - поясняется в сообщении.

Аналитики отмечают, что уровень рейтингов Беларуси ограничен политическими рисками, высокими финансовыми потребностями правительства, зависимостью от внешнего финансирования, а также нежеланием правительства проводить структурные реформы, необходимые для повышения конкурентоспособности страны и улучшения перспектив роста.

Вместе с тем в сообщении подчеркивается, что позитивное влияние на рейтинги Беларуси оказывают относительно высокий для данного уровня рейтинга, хотя и снижающийся, показатель ВВП на душу населения ($4093, 2012 год, оценка), умеренный дефицит расширенного правительства, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы. "Эти факторы обеспечивают возможности для относительно быстрого повышения производительности в случае проведения правительством структурных реформ с целью повышения эффективности государственных предприятий и поддержки роста частного сектора", - считают в S&P.

Также отмечается, что после того, как белорусская экономика оказалась на грани финансового коллапса в прошлом году, она быстро отреагировала на предпринятые правительством меры по преодолению кризиса, в основном при поддержке России. Российская Федерация содействовала предоставлению Беларуси кредита в размере примерно 7% ВВП от Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества при условии выполнения Беларусью стабилизационной программы. Кроме того, Российская Федерация выдала Беларуси кредит в размере примерно 2% ВВП через Сбербанк России. В свою очередь, Беларусь продала оставшиеся 50% акций газотранспортной компании ОАО "Белтрансгаз" российскому ОАО "Газпром" за сумму, эквивалентную примерно 6% ВВП, и согласилась продать другие государственные активы, стоимость которых составляет почти 13% ВВП, в 2012 - 2013 годах.

"С начала реализации мер по стабилизации экономики совокупный объем финансирования, полученный от России, составил 12% ВВП в 2012 году. Кроме того, Россия и Беларусь заключили новое соглашение о ценах на импортируемые нефть и газ, в соответствии с которым цена на газ в 2012 году будет снижена на 44% по сравнению с уровнем 2011 года. Это обеспечит экономию в размере почти 4% ВВП за 2012 год в ближайшие два года. К тому же новая сниженная цена на нефть, как ожидается, обеспечит Беларуси экономию в размере почти 1,5% ВВП в этом году", - указывается в сообщении.

В соответствии с требованиями программы Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества во втором полугодии 2011 года правительство ужесточило фискальную и денежно-кредитную политику. В результате сокращения капитальных расходов на фоне повышения неналоговых доходов и таможенных платежей профицит бюджета расширенного правительства составил 3% ВВП в 2011 году, в то время как в 2010 году дефицит бюджета составлял 4%. Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) отменил практику выдачи кредитов коммерческим банкам и повысил процентные ставки: к концу 2011 года ставка рефинансирования достигла 45%. Эти меры способствовали снижению инфляции с начала года. Вместе с тем инфляция остается высокой: в марте 2012 года она составила 106,5% в годовом выражении. Мы полагаем, что в случае дальнейшего проведения правительством жесткой политики инфляция будет продолжать снижаться в 2012 году, считают аналитики S&P.

В сообщении также обращается внимание на то, что благодаря новым заимствованиям и продаже "Белтрансгаза" объем валовых международных резервов Беларуси увеличился более чем в два раза - до уровня, достаточного для покрытия платежей по счету текущих операций (СТО) в течение 1,8 месяца в конце 2011 года (в мае 2011 года - 0,8 месяца).

"Однако около половины этого объема составляют валютные свопы НБРБ с коммерческими банками; и мы исключаем эти свопы из нашего расчета доступных резервов. После поэтапной девальвации национальной валюты правительство провело либерализацию и унификацию валютного курса в октябре 2011 года, когда курс белорусского рубля снизился еще на 71%; таким образом, в 2011 году общее снижение белорусского рубля по отношению к доллару США составило 178%. Девальвация способствовала некоторому сокращению дефицита по счету текущих операций, хотя по итогам 2011 года он все же составил 12,6% ВВП (против 15,0% в 2010 году). Мы полагаем, что в настоящее время доверие населения Беларуси к национальной экономике повысилось, о чем свидетельствует приток депозитов в национальной и иностранной валюте в банковскую систему. В конце 2011 года белорусский рубль испытал давление в сторону повышения, в результате чего НБРБ начал покупать иностранную валюту", - говорится в сообщении.

"В соответствии с нашим базовым сценарием на 2012 год мы ожидаем, что экономический рост снизится с 5% до 2%, а дефицит по СТО сократится до 9% ВВП - в основном благодаря позитивному влиянию новых цен на нефть и газ на показатели торгового баланса. Мы также ожидаем, что в 2012 году дефицит расширенного правительства составит 1% ВВП в результате повышений заработных плат и пенсий. Что касается внешнего финансирования, мы ожидаем, что правительство получит еще два транша в рамках программы Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества в объеме 2,3% ВВП и может продать другие государственные активы в целях выполнения требований программы. Этих средств достаточно для удовлетворения потребностей правительства в финансировании в 2012 году (при условии, что дальнейшего ослабления валюты не произойдет). Но вместе с тем мы ожидаем, что в течение 2012 года правительство будет осуществлять заимствования для увеличения объема резервов в преддверии 2013 года, когда наступает срок погашения значительной части долговых обязательств", - считают в S&P.

Несмотря на ослабление давления со стороны потребностей в краткосрочном финансировании, валютного курса и инфляции, аналитики полагают, что экономическая стабилизация Беларуси сопряжена с многочисленными рисками. Глубинные структурные проблемы еще не решены. Хотя экономическое и финансовое давление в краткосрочном плане снизилось, в S&P обеспокоены тем, что темпы проведения реформ могут вновь замедлиться.

"На наш взгляд, негативные особенности экономической политики уже начинают проявляться - в частности, к ним относятся планы повышения заработных плат в целях восстановления реальных доходов до докризисного уровня, а также давление со стороны президентской администрации, направленное на повышение целевого показателя роста в этом году. Ослабление макроэкономической политики может, по нашему мнению, привести к возврату к девальвационно-инфляционной спирали", - поясняется в сообщении.

Вместе с тем в сообщении указывается, что прогноз "Стабильный" отражает мнение специалистов S&P о том, что улучшение показателей внешней ликвидности и успешные меры по стабилизации экономики существенно уменьшили вероятность понижения рейтингов в ближайшие 12 месяцев. Вместе с тем рейтинги могут быть понижены, если возобновление экспансионистской политики вновь приведет к давлению на валютный курс и инфляцию. Рейтинги также могут быть понижены в случае значительного ухудшения показателей внешней ликвидности или доступа к внешнему финансированию.

"Проведение государственной политики, результатом которой станет устойчивое повышение конкурентоспособности, диверсификация источников финансирования и увеличение доступных средств в иностранной валюте, может в конечном счете обусловить повышение рейтингов. Рейтинги могут также быть повышены в случае улучшения показателей внешнего баланса, о чем будет свидетельствовать сокращение потребностей во внешнем финансировании, снижение уровня внешнего долга и улучшение баланса по счету текущих операций", - заключается в сообщении.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?