БАКУ. 10 апреля. Kazakhstan Today. Компания "Shell" изучает возможность транспортировки своей прибыльной нефти с месторождения Кашаган по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан, заявил вице-президент "Shell" по развитию бизнеса Гай Оутен сегодня в Баку в ходе встречи с президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнагом Абдуллаевым, передает корреспондент агентства.
Во встрече также принимал участие генеральный менеджер компании "Shell-Azerbaijan" Нил Кармайкл.
Г. Оутен проинформировал президента Госнефтекомпании о проектах "Shell", реализуемых в Турции, Иране, Казахстане и в других странах региона. Он высоко оценил достижения Азербайджана в нефтегазовом секторе и выразил мнение, что эта страна будет играть важную роль в транспортировке углеводородных ресурсов с Востока на Запад, и с этой точки зрения запуск нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан имеет большое значение.
"Компания "Shell" изучает возможности транспортировки своей прибыльной нефти, которая будет добываться с месторождения Кашаган и с других месторождений Казахстана, посредством нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан", - сказал Г. Оутен.
Вице-президент компании также выразил надежду на своевременное выполнение работ, запланированных совместно с ГНКАР по проекту разработки перспективной структуры Инам в азербайджанском секторе Каспия.
Кроме того, Г. Оутен подчеркнул, что компания "Shell" хочет активизировать свою деятельность в Азербайджане и заинтересована в расширении сотрудничества в таких сферах, как добыча, переработка и маркетинг нефти и газа.
Глава ГНКАР в свою очередь проинформировал делегацию "Shell" о планах по расширению пропускной способности нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, по строительным работам на принадлежащем ГНКАР терминале Кулеви в Грузии и о других работах, проводимых в Азербайджане для приема и транспортировки казахстанской нефти. Р. Абдуллаев также отметил, что существующая в Азербайджане инфраструктура для транспортировки казахстанской нефти по железной дороге к Черному морю, а по трубопроводу БТД - на Средиземноморское побережье, находится в готовом состоянии.
Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, а в Турции - 1076 км. Пропускная способность трубопровода - 50 млн тонн нефти в год. Строительные работы начались в апреле 2003 года. Стоимость строительства составила $3,9 млрд. Первый танкер с терминала Джейхан был отгружен 4 июня. Первоначально по трубопроводу экспортировалась только нефть с блока месторождений Азери - Чыраг - Гюнешли (АЧГ), а с января текущего года в трубопровод закачивается конденсат с месторождения Шах-Дениз.
Акционерами проекта "БТД" являются: BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), "Chevron" (Unocal) (8,9%), "Statoil" (8,71%), TPAO (6,53%), "Itochu" (3,4%), "Amerada Нess" (2,36%), ENI (5%), "ConocoPhilliрs" (2,5%), "Inрex" (2,5%), "Total" (5%). Причем ENI, "ConocoPhilliрs", "Inрex" и "Total" участвуют в контракте на разработку месторождения Кашаган.
Компания "Shell" в Азрбайджане является участником всего одного контракта - это контракт типа "Production Shearing Agreement" на разработку структуры Инам. Контракт подписан 21 июля 1998 года и ратифицирован 1 декабря того же года. Его участниками являются ГНКАР (50%), BP (25% - оператор проекта), "Shell" (25%).
В рамках данного проекта в третьем квартале 2007 года на структуре Инам планируется возобновить разведочное бурение. В 2000 - 2001 годах здесь велось бурение первой разведочной скважины (INX-1) проектной глубиной 5025 метров, но из-за аномально высокого пластового давления бурение было прекращено на глубине 4550 метров. Скважина была законсервирована, и с тех пор акционеры проекта искали оптимальный вариант возобновления буровых работ. В результате долгих обсуждений было принято решение о бурении INX-2. Структура Инам открыта азербайджанскими геологами в 1953 году. Она расположена в азербайджанском секторе Каспия, в 18 км от западного берега, и охватывает площадь в 450 кв. км. По оценкам специалистов ГНКАР, углеводородные запасы на структуре составляют 100 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа. По предварительным данным, на полномасштабную разработку структуры требуется до $3,5 - 4 млрд.
При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна