Филфак МГУ заявил о сознательном и целенаправленном разрушении гуманитарного образования в России
Москва. 29 ноября. Kazakhstan Today - Ученый совет филологического факультета МГУ выступил с заявлением сознательном и целенаправленном разрушении гуманитарного образования в России, передает Kazakhstan Today.
По мнению преподавателей и профессоров, гуманитарное образование в стране находится в критическом состоянии. Документ называется "О реформе образования, ее итогах и перспективах". По мнению авторов заявления, скверное положение дел - во многом результат политики Министерства образования. "Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции", - пишут филологи. Полностью письмо можно прочитать на сайте факультета, сообщает NEWSru.com.
Под заявлением стоит 34 подписи профессоров, докторов и кандидатов филологических наук, заслуженных преподавателей, среди них - подпись декана факультета Марины Ремневой и ее заместителей. В заявлении анализируется ситуация, сложившаяся в школах и вузах.
Авторы заявления констатируют: катастрофа в гуманитарном сегменте произошла, "русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса". Причиной этого филологи называют не некомпетентность власти, а их сознательную и целенаправленную деятельность. В частности, упоминается Программа развития образования до 2020 года, недавно утвержденная правительством.
Такая политика обусловлена, по мнению филологов, рядом причин. "Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин; назовем некоторые, наиболее очевидные. Стремление власти окончательно уничтожить "советскую" составляющую "постсоветского" образования, в случае с русской классической литературой - резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части "среднего класса", которая ориентирована на обслуживание этой элиты. Понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования, стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования".
Результаты, которых Министерство образования добилось проводимыми реформами, по мнению филологов: падение уровня преподавания литературы, деградация учительского корпуса, рост коррупции, раскол образовательного пространства. Ситуация усугубляется закрытием школ в провинции, сокращением бюджетных мест на филологических факультетах, а также слиянием и закрытием вузов. Министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию гуманитарного образования в вузах, считают авторы заявления. Также в заявлении говорится о способах дискредитации гуманитарных вузов включением их в список "неэффективных", что наносит огромный урон репутации.
Снижающийся уровень гуманитарного образования в школах ведет к тому, что вузы вынуждены "подтягивать" знания студентов, вводить дополнительные курсы по русскому языку и культуре речи, как это делается в МГУ. Студенты неспособны внятно формулировать мысли, а следовательно, и самостоятельно мыслить.
Профессора и преподаватели философского факультета заявляют о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют, о необходимости предания гласности данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности Министерства образования, необходимости начала дискуссии о путях выхода из создавшегося положения.
В частности, по поводу введения единого тестирования, в заявлении указывается, что "в результате введения ЕГЭ, с отменой сочинения произошли иные, качественные изменения в характере преподавания: учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования - создание потребителя, "управляемой массы". Созданы условия для деградации учительского корпуса, обреченного на "подготовку к ЕГЭ" и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками. Резко вырос уровень коррупции".
фото с сайта kp.ru
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.