27.10.2010, 15:44 31703

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является автотранспорт - эксперт

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является автотранспорт - эксперт

Алматы. 26 октября. Kazakhstan Today - Основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является автомобильный транспорт. Об этом в интервью агентству сообщил профессор, заведующий кафедрой коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова Борис Неменко.

Как рассказал Б. Неменко, на протяжении последних двадцати лет кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков занимается изучением экологического состояния города Алматы и здоровья населения.

По словам ученого, атмосфера города интенсивно загрязняется респирабельными взвешенными частицами РМ-10. Респирабельными они называются, потому что имеют малые размеры и проникают в глубокие отделы дыхательных путей. "Город нами разделен на две условные зоны: опытная с наиболее загрязненной атмосферой и контрольная зона с наименее загрязненной атмосферой. Так вот исследования показали, что респирабельные взвешенные частицы РМ-10 загрязняют атмосферу города в концентрациях превышающих нормативы", - сказал Б. Неменко.

Вместе с тем, как отмечает ученый, санитарное законодательство Казахстана не имеет нормативов для этих частиц до настоящего времени. Нормативы взвешенных частиц существуют в США, странах Евросоюза, и в апреле этого года подобные нормативы утверждены в России.

"Обладая малой массой, эти частицы длительное время витают в атмосферном воздухе и переносятся на значительные расстояния. ВОЗ в настоящее время считает РМ -10 приоритетным загрязнителем воздуха", - сообщил Б. Неменко.

"Атмосфера Алматы загрязняется взвешенными частицами, которые сейчас в Казахстане по сути дела не исследует никто кроме нашей кафедры. Атмосфера загрязняется как в опытном районе, так и в контрольном на уровне потенциального риска. Для оценки риска мы используем методологию оценки риска, разработанную Агентством по охране окружающей среды США", - уточнил он.

"Второй загрязнитель - это тяжелые металлы, которые относятся к группе веществ наиболее токсичных для человека. В данное время мы изучаем шесть тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, никель, кобальт, медь", - пояснил ученый.

Как отметил Б. Неменко, исследования показали, что свинец в атмосферном воздухе присутствует в концентрации значительно превышающей допустимые. "В опытном районе в семь раз выше предельно допустимой концентрации (ПДК). В контрольном районе - наиболее чистом районе города в три раза превышает ПДК. Следовательно, жители города ежедневно подвергаются воздействию концентрации свинца, превышающие допустимые нормативы", - сообщил он.

"Основным источником, по нашему мнению, является автомобильный транспорт. Потому что Алматы можно считать не промышленным городом, поскольку в Алматы нет крупных промышленных объектов, загрязняющих атмосферу. Имеется ТЭЦ, но там почти все котлы переведены на газ. Главный загрязнитель - это автомобильный транспорт. На сегодняшний день в Алматы зарегистрировано более 500 тыс. единиц автомобильного транспорта, а сели учесть транзитные автомобили, то их получается 800 тыс. И естественно дорожная сеть города не справляется с этим потоком, и как следствие автомобильные пробки, а это непосредственно влияет на состояние атмосферного воздуха", - пояснил собеседник агентства.

По данным ученого, исследование показало, что в опытной (наиболее загрязненной - прим. агентства) зоне заболеваемость значительно выше, чем в контрольной зоне. Однако, по словам Б. Неменко, необходимо проведение работы "по выявлению накопления тяжелых металлов в биологических субстратах человека - крови, волосах и так далее".

Кроме того, он отметил, что существенную роль в загрязнении атмосферного воздуха города играют крайне неблагоприятные метеоусловия Алматы. "Город с трех сторон окружен горами. А вот эти температурные перепады воздуха, которые за счет холодного воздуха с гор должны проветривать город они протекают над городом, опускаются за его пределами - где-то за первой Алматой. Город практически не проветривается", - подчеркнул он.

Ученый также отмечает, что кроме того в ряде районов города сохранилась периметральная система застройки, которая крайне неблагоприятна для Алматы. когда квартал застраивается с четырех сторон. "Улицы города не проветриваются, нет сильных ветров. В зимнее время почти круговая роза ветров. Естественно все это отражается на скоплении химических загрязнителей в приземном слое атмосферного воздуха, то есть в зоне дыхания человека. Жители города находятся как-бы под колпаком, внутри которого выхлопные газы. Причем, количество автотранспорта увеличивается ежегодно в среднем на 40 тыс. машин. Алматы не проветривается - это самая главная причина загрязнения атмосферного воздуха", - считает собеседник агентства.

По мнению Б. Неменко, решение этих вопросов зависит от акимата города. "Меры только административные, например, запрещение выезда, по крайней мере, частного автотранспорта в определенные дни. Как в некоторых странах делают, допустим, машины с четными номерами могут ездить только по четным дням", - сообщил он.

Кроме того, ученый отметил, что "необходимо развивать электрический, то есть экологически чистый транспорт - скоростной трамвай и троллейбусные линии. Две линии трамвайные на весь город, а троллейбусы ходят один раз в час". Он также обратил внимание на ветхое состояние троллейбусного парка города.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?