22.02.2013, 15:13 6989

Увеличение квот для сельчан в вузах Казахстан тянет вниз качество системы образования

Такая практика, с одной стороны, оказывает поддержку сельской молодежи для их восхождения на следующую ступень образования, с другой стороны - консервирует отсталость уровня образования значительной части казахстанской молодежи.

Астана. 22 февраля. Kazakhstan Today - Увеличение квот для сельской молодежи в вузах Казахстан тянет вниз качество системы образования, передает Kazakhstan Today.

"В Казахстане около 7700 школ, 4000 из них являются малокомплектными... Малокомплектные школы в большинстве своем находятся в сельской местности, чаще всего вдали от районных центров, даже вдали от центральных усадеб бывших колхозов и совхозов. Вследствие проживания в таких местах, в таких школах, как правило, не задерживаются хорошие учителя, вследствие малых параметров они слабо оснащены учебным оборудованием. В них ежегодно обучаются до 500 тысяч учеников", - сказал сегодня государственный и общественный деятель, академик НАН РК Кенжегали Сагадиев в ходе конференции на тему "Человеческий капитал в Казахстане: состояние и перспективы роста".

При этом он отметил, что есть села, где вообще не имеется школ и осуществляется подвоз детей в другие места. "По результатам ЕНТ успеваемость в таких школах существенно ниже, чем в городских и малокомплектных школах", - сказал он.

Он подчеркнул, что в результате в Казахстане вынуждены ежегодно устанавливать квоты для сельской молодежи для поступления их в вузы на более льготных условиях.

"Такая практика, с одной стороны, оказывает поддержку сельской молодежи для их восхождения на следующую ступень образования, с другой стороны - консервирует отсталость уровня образования значительной части казахстанской молодежи и тянет вниз качество всей системы образования, включая высшее. Такова вот институциональная ловушка: желая помочь, в то же время консервирует отсталость", - отметил академик.

По его мнению, для решения проблемы нужны радикальные меры. "Ее можно было бы решить, реализуя принятую несколько лет назад генеральную схему территориального расселения населения. Предусмотренная в ней концентрация (путем переселения) в наиболее удобные и перспективные для проживания места привела бы к функционированию в них нормальных, полнокомплектных школ", - считает К. Сагадиев.

Кроме того, он указал на то, что "одновременно с началом рыночных реформ в стране как грибы после дождя возникли многие частные высшие учебные заведения, не имеющие необходимой учебно-материальной базы и, что еще хуже, квалифицированных педагогов".

"Эта же болезнь захватила и государственные университеты, многие из которых сейчас имеют больше студентов платной формы обучения, чем студентов, обучающихся по госзаказу. В результате сейчас в Казахстане особый дефицит высококлассных педагогов высшей школы, способных на уровне самых современных требований готовить специалистов. Этот дефицит будет ощущаться тем в большей степени, чем больше мы будем ориентироваться на инновационную экономику", - подчеркнул ученый.

Он отметил, что Казахстану нужен высококвалифицированный класс педагогов высшей школы с достойным уровнем жизни, чтобы войти в число стран, имеющих комплексных специалистов. "Именно такая постановка вопроса сумела вывести Южную Корею, Малайзию да КНР в число успешных стран", - сказал.

Еще один недостаток высшего образования, на который обратил внимание академик, - весьма слабая государственная поддержка высшего образования. "В общих затратах на высшее образование доля платы за обучение за последние 5 лет составляет 78,8%, а государственный заказ (гранты) лишь 21,2%", - пояснил он.

Кроме того, К. Сагадиев коснулся качества среднего образования в Казахстане. "По качественным показателям, имея в виду качество обучения школьников, их функциональную грамотность и в целом уровень производительности труда работников в Казахстане, мы еще серьезно отстаем от многих других стран", - сказал он.

По результатам международного тестирования уровень знания казахстанских школьников в целом соответствует среднему значению учеников из 68 охваченных исследованиями стран. Но казахстанские школьники в 5-6 раз ниже по математической и естественно-научной подготовке учеников развитых стран.

"А по данным другого международного исследования, уровень грамотности казахстанских школьников по чтению, математике и естествознанию весьма серьезно уступает ее среднему международному уровню", - отметил академик.

"Эти данные показывают, что уровень качества и конкурентоспособности отечественного среднего образования отнюдь не соответствует требованиям инновационной экономики, на формирование которой мы взяли курс", - подчеркнул К. Сагадиев.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?