В Казахстане отсутствует эффективная процедура участия общественности в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды - экологи
"Пример с обсуждением, а точнее с "необсуждением" Генерального плана развития пригородной зоны Алматы, показывает, как Казахстан игнорирует свои международные обязательства. До сих пор в стране нет эффективной процедуры, обеспечивающей право общественности на участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, нет механизма учета общественного мнения", - подчеркнули в общественной организации.
Алматы. 22 октября. Kazakhstan Today - В Казахстане отсутствует эффективная процедура участия общественности в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды. Об этом агентству сообщили представители экологического общества "Зеленое спасение".
Как напомнили в экологической организации, в начале октября 2010 года правительство утвердило генеральный план развития пригородной зоны города Алматы. Генеральный план был выполнен проектной фирмой "Урбостиль" совместно с субподрядными организациями. Для его разработки из республиканского бюджета было выделено 950 млн тенге.
Проект определяет основные направления развития пригородной зоны с учетом потребностей города Алматы и перспективой развития зон отдыха, туризма, инженерной и транспортной инфраструктуры. Площадь, охваченная планом, составляет 17,4 тыс. квадратных километров на территориях Карасайского, Талгарского Илийского, Енбекшиказахского и Жамбылского районов Алматинской области, а также территорию города Капшагая. Здесь проживает 2 млн 90 тыс. человек. В связи с этим были разработаны генеральные планы 58 крупных населенных пунктов Алматинской области.
Как сообщили в экологическом обществе "Зеленое спасение", согласно статье 13 закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", физические и юридические лица РК имеют право на полную, своевременную и достоверную информацию о состоянии среды обитания и жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, намечаемой архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; до утверждения градостроительной и архитектурно-строительной документации физические и юридические лица имеют право принимать участие в обсуждениях, вносить предложения по изменению принимаемых решений, затрагивающих общественные или частные интересы.
Кроме того, согласно статьям 13 и 14 Экологического кодекса Республики Казахстан, физические лица и общественные организации имеют право "получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию... и участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды".
Такие же права предоставляются общественности Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Она была ратифицирована Республикой Казахстан ровно десять лет назад 23 октября 2000 года специальным законом № 92-II о ратификации конвенции.
Однако, как сообщают экологи, "сведений о том, что он обсуждался с жителями 58 населенных пунктов области, нет! В городе Алматы он обсуждался всего 2 раза!" "Первый раз 6 ноября 2009 года были проведены так называемые "общественные слушания", в которых участвовали представители Союза архитекторов, Союза дизайнеров, университетов и проектных институтов. Но можно ли назвать такое обсуждение обсуждением с общественностью? Заслуженные архитекторы тоже жители города, но почему не обсудили проект с простыми алмаатинцами и жителями Алматинской области?" - возмущаются представители экологического общества "Зеленое спасение".
Второй раз проект обсуждался 6 января 2010 года. Однако и эту встречу сложно назвать "обсуждением с общественностью". На встрече из 55 человек общественность представляли всего 6 человек, а остальные - это разработчики проекта, представители городской и областной администрации. Можно ли считать 6 человек представителями двух миллионов жителей Алматы и пригородной зоны? Безусловно, нет!" - считают экологи.
Кроме того, они обращают внимание на то, что, несмотря на требования статьи 47 Экологического кодекса, экспертизу Генерального плана развития пригородной зоны Алматы - города республиканского значения, реализация которого окажет влияние на здоровье, деятельность и благосостояние огромного количества людей, провел территориальный орган, а не Министерство охраны окружающей среды.
Как напоминают экологи, еще на Втором совещании сторон Орхусской конвенции в 2005 году Казахстану было рекомендовано "принять и осуществлять нормативно-правовые акты, устанавливающие более четкие процедуры участия общественности".
Пример с обсуждением, а точнее с "необсуждением" Генерального плана развития пригородной зоны Алматы, показывает, как Казахстан игнорирует свои международные обязательства. До сих пор в стране нет эффективной процедуры, обеспечивающей право общественности на участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, нет механизма учета общественного мнения", - подчеркнули в общественной организации.
Напомним: в июле 2010 года секретариат Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, напомнил сторонам конвенции о необходимости своевременно предоставить национальные доклады о ее соблюдении. Доклады должны быть направлены в секретариат до 8 декабря 2010 года.