22.10.2010, 19:48 3261

В Казахстане отсутствует эффективная процедура участия общественности в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды - экологи

"Пример с обсуждением, а точнее с "необсуждением" Генерального плана развития пригородной зоны Алматы, показывает, как Казахстан игнорирует свои международные обязательства. До сих пор в стране нет эффективной процедуры, обеспечивающей право общественности на участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, нет механизма учета общественного мнения", - подчеркнули в общественной организации.
Алматы. 22 октября. Kazakhstan Today - В Казахстане отсутствует эффективная процедура участия общественности в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды. Об этом агентству сообщили представители экологического общества "Зеленое спасение".

Как напомнили в экологической организации, в начале октября 2010 года правительство утвердило генеральный план развития пригородной зоны города Алматы. Генеральный план был выполнен проектной фирмой "Урбостиль" совместно с субподрядными организациями. Для его разработки из республиканского бюджета было выделено 950 млн тенге.

Проект определяет основные направления развития пригородной зоны с учетом потребностей города Алматы и перспективой развития зон отдыха, туризма, инженерной и транспортной инфраструктуры. Площадь, охваченная планом, составляет 17,4 тыс. квадратных километров на территориях Карасайского, Талгарского Илийского, Енбекшиказахского и Жамбылского районов Алматинской области, а также территорию города Капшагая. Здесь проживает 2 млн 90 тыс. человек. В связи с этим были разработаны генеральные планы 58 крупных населенных пунктов Алматинской области.

Как сообщили в экологическом обществе "Зеленое спасение", согласно статье 13 закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", физические и юридические лица РК имеют право на полную, своевременную и достоверную информацию о состоянии среды обитания и жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, намечаемой архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; до утверждения градостроительной и архитектурно-строительной документации физические и юридические лица имеют право принимать участие в обсуждениях, вносить предложения по изменению принимаемых решений, затрагивающих общественные или частные интересы.

Кроме того, согласно статьям 13 и 14 Экологического кодекса Республики Казахстан, физические лица и общественные организации имеют право "получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию... и участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды".

Такие же права предоставляются общественности Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Она была ратифицирована Республикой Казахстан ровно десять лет назад 23 октября 2000 года специальным законом № 92-II о ратификации конвенции.

Однако, как сообщают экологи, "сведений о том, что он обсуждался с жителями 58 населенных пунктов области, нет! В городе Алматы он обсуждался всего 2 раза!" "Первый раз 6 ноября 2009 года были проведены так называемые "общественные слушания", в которых участвовали представители Союза архитекторов, Союза дизайнеров, университетов и проектных институтов. Но можно ли назвать такое обсуждение обсуждением с общественностью? Заслуженные архитекторы тоже жители города, но почему не обсудили проект с простыми алмаатинцами и жителями Алматинской области?" - возмущаются представители экологического общества "Зеленое спасение".

Второй раз проект обсуждался 6 января 2010 года. Однако и эту встречу сложно назвать "обсуждением с общественностью". На встрече из 55 человек общественность представляли всего 6 человек, а остальные - это разработчики проекта, представители городской и областной администрации. Можно ли считать 6 человек представителями двух миллионов жителей Алматы и пригородной зоны? Безусловно, нет!" - считают экологи.


Кроме того, они обращают внимание на то, что, несмотря на требования статьи 47 Экологического кодекса, экспертизу Генерального плана развития пригородной зоны Алматы - города республиканского значения, реализация которого окажет влияние на здоровье, деятельность и благосостояние огромного количества людей, провел территориальный орган, а не Министерство охраны окружающей среды.

Как напоминают экологи, еще на Втором совещании сторон Орхусской конвенции в 2005 году Казахстану было рекомендовано "принять и осуществлять нормативно-правовые акты, устанавливающие более четкие процедуры участия общественности".

Пример с обсуждением, а точнее с "необсуждением" Генерального плана развития пригородной зоны Алматы, показывает, как Казахстан игнорирует свои международные обязательства. До сих пор в стране нет эффективной процедуры, обеспечивающей право общественности на участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, нет механизма учета общественного мнения", - подчеркнули в общественной организации.



Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?