22.10.2010, 12:24 5919

В Казахстане предлагается ввести уголовную ответственность за загрязнение атмосферы

В предлагаемой редакции статьи 282 (Загрязнение атмосферы) говорится, что нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это деяние повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, сопряженное с причинением особо крупного ущерба окружающей среде, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРП.

Алматы. 22 октября. Kazakhstan Today - Министерство охраны окружающей среды (МООС) РК представило проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по экологическим вопросам". В частности в законопроекте предлагается ввести уголовную ответственность за загрязнение атмосферы сопряженное с причинением особо крупного ущерба окружающей среде, передает агентство со ссылкой на текст документа.

Законопроектом предлагается внести ряд поправок в Уголовный кодекс РК. В частности в предлагаемой редакции статьи 282 (Загрязнение атмосферы) говорится, что нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это деяние повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, сопряженное с причинением особо крупного ущерба окружающей среде, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей (МРП).

"Особо крупным ущербом окружающей среде в настоящем Кодексе признается сумма экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, в сто тысяч раз превышающая месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления", - уточняется в статье.

Как отмечается в обосновании к предлагаемой поправке, в существующей редакции статьи 282 УК РК "отсутствуют критерии загрязнения атмосферного воздуха, с которого наступает уголовная ответственность, т.е. в рамках существующей нормы совершение любого действия, связанного с эмиссией загрязняющих веществ в атмосферу влечет уголовную ответственность".

"Кроме того, данный состав преступления конкурирует с составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 243 КоАП. Полагаем, что критерием разграничения между уголовной и административной ответственностью будет размер ущерба, причиненного правонарушением. Штраф за загрязнение атмосферы по данной статье УК РК является чрезмерно мягким", - считают авторы поправок.

Также разработчики предлагают усилить уголовную ответственность по фактам массового уничтожения и гибели животного мира. Соответствующие изменения предлагаются в статью 289 УК РК (Нарушение правил охраны животного мира). "Массовое уничтожение или гибель животного мира вследствие нарушений правил его охраны при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств, применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов, а также порядка использования и охраны охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов, причинивших крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРП или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев", - говорится в предлагаемой редакции. Также за данное нарушение закона предлагается привлекать к исправительным работам на срок до двух лет, либо к аресту на срок до шести месяцев, либо лишать свободы на срок до двух лет, либо лишать права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме того, в Уголовный кодекс предлагается внести новую статью 286-1 (Нарушение права государственной собственности на недра).

"Самовольное пользование недрами, совершение сделок в прямой или скрытой форме, нарушающих право государственной собственности на недра, причинившее особо крупный ущерб государству, окружающей среде, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией незаконного дохода, а также имущества, являющегося объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления, предметом, изъятым из обращения", - говорится в статье.

Как поясняют разработчики в обосновании к данной статье, необходимость дополнения в УК РК обусловлена общественной опасностью и участившимися фактами самовольной добычи полезных ископаемых. Кроме того, в правоприменительной практике имеются сложности при квалификации данных деяний, отсутствует единая позиция при квалификации (статьи 286 УК РК, 190 УК РК).

Помимо этого разработчики предлагают внести ряд изменений в Кодекс РК "Об административных правонарушениях", в частности в статью 246 (Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах).

Выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере от 20 до 40, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от 50 до 100 МРП.

За повторное правонарушение, совершенное в течение года после первого взыскания, разработчики предлагают наказывать штрафом должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, субъектов малого или среднего предпринимательства в размере от 40 до 80 МРП, субъектов крупного предпринимательства - в размере от 250 до 500 МРП.

1 МРП = 1413 тенге.

$1 = 147,69 тенге.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?