В РК предлагают запретить дорполицейским во время дежурства иметь при себе более 8 тысяч тенге
Алматы. 14 февраля. Kazakhstan Today - В Казахстане предлагают ограничить количество денег, которые может иметь при себе во время дежурства дорожный полицейский, передает Kazakhstan Today.
"Казпотребнадзор" предлагает внести в законопроект "Об органах внутренних дел РК" требование по декларированию расходов сотрудников дорожной полиции, запрет об остановке автомобилей нарушителей и законодательно ограничить количество наличных денег, которые сотрудник может иметь при себе во время дежурства, сообщили в Казпотребнадзоре.
Как сообщили в общественном объединении, на прошлой неделе состоялась встреча представителя ОО "Казпотребнадзор" с министром внутренних дел РК Калмуханбетом Касымовым, по результатам которой министр выразил заинтересованность в конструктивном сотрудничестве, в том числе для сокращения коррупции в дорожной полиции.
В объединении заявили, что специалистами ОО "Казпотребнадзор" совместно с привлеченными специалистами и с учетом прогрессивного международного опыта был составлен комплекс рекомендаций, которые позволят кардинально изменить ситуацию. Если выдвигаемые предложения будут включены в презентованный 13 февраля законопроект "Об органах внутренних дел РК" - это станет примером эффективного сотрудничества правоохранительных органов с общественностью, заявили в Казпотребнадзоре.
В частности, предлагается внедрить опыт американских патрульных полицейских: законодательно запретить иметь при себе и в автомобиле во время несения службы сотрудниками УДП наличные деньги в сумме более чем 8000 тенге на каждого полицейского в экипаже. При поступлении на дежурство каждый сотрудник должен декларировать свои наличные деньги. Декларация должна подаваться в управление внутренней безопасности (УВБ) в электронном виде через Интернет-портал, с предварительной визой оперативного дежурного. Регулярно и без предупреждений должны проводиться досмотры экипажей дорожной полиции управлением внутренней безопасности с общественностью. В случае обнаружения у дорожного полицейского личных денег во время дежурства, превышающих сумму 8000 тенге, должно следовать служебное расследование и дисциплинарное взыскание с освещением результатов на сайте дорожной полиции.
Кроме того, по мнению представителей Казпотребнадзора, следует обязать весь личный состав Комитета дорожной полиции МВД, а также членов их семей и близких родственников ежегодно сдавать в Налоговый комитет в назначенный срок единую налоговую декларацию в электронном виде. В ней должны быть отражены не только доходы, но и расходы. Декларация должна сдаваться на портале электронного правительства РК, в специально созданном для этого разделе с использованием личной электронно-цифровой подписи. Законодательно следует предусмотреть дисциплинарную (для сотрудников УДП) и административную ответственность (для членов семей и родственников) за несвоевременную подачу декларации и за умышленную передачу ЭЦП иному лицу.
Также предлагается отслеживать и принимать законные меры реагирования, если крупные расходы сотрудников дорожной полиции намного превышают их официальные доходы. Для этого следует активно взаимодействовать с финразведкой при Генеральной прокуратуре РК, в том числе в вопросах установления зарубежной собственности и финансовых активов сотрудников, попавших в поле зрения подразделений собственной безопасности или общественности.
Следующее предложение - уменьшить число контактов между полицейскими и автолюбителями, нарушающими ПДД. Современные средства фиксации нарушений, установленные на многих машинах дорожной полиции, это позволяют. В частности, предлагается запретить сотрудникам дорожной полиции производить остановку транспортного средства нарушителя. Вместо этого необходимо обязать полицейских высылать штрафы по почте с фотографией, фиксирующей нарушение либо ссылкой на видеозапись в Интернете, которая будет доступна для просмотра только нарушителю.
Помимо этого, Казпотребнадзор предлагает законодательно прописать разрешение на установку и эксплуатацию законных средств видеофиксации в салоне авто как у сотрудников дорожной полиции, так и у автовладельцев. Видеоданные и тех и других должны выкладываться в общедоступный "файлоприемник" на портале электронного правительства РК. Данные видеоматериалы должны признаваться законными вещественными доказательствами при судебном разбирательстве. Предварительно видеорегистраторы должны пройти специальную государственную регистрацию и госконтроль, опломбированы и защищены от подделки.
"Сократить число автовладельцев, которые ездят без законного страхового полюса - по некоторым данным, в Казахстане их насчитывается около 2 млн. Внушительные суммы штрафов (20 МРП) за отсутствие у водителя полюса используются недобросовестными сотрудниками полиции в качестве серьезного расширения коррупционной базы. Для решения проблемы необходимо увеличить степень защиты страховых полюсов от подделок и ввести действенные механизмы для контроля их достоверности сотрудниками дорожной полиции", - считают в общественном объединении.
Также предлагается полностью отказаться от практики плановости показателей в МВД (так называемая "палочная система"). Сейчас руководство МВД составляет своеобразный ежегодный план по штрафам с приведением количественных показателей, которые рядовой инспектор не должен ни превышать, ни занижать - иначе следует наказание.
"В управлении внутренней безопасности (УВБ) МВД и при общественных антикоррупционных организациях следует сформировать единую открытую информационную базу данных о поступивших в отношении сотрудников дорожной полиции жалобах, заявлениях, сообщениях, судебных решений и иной информации негативного характера. Базы УВБ и общественников следует использовать при подготовке материалов к очередным и внеочередным аттестациям сотрудников, а также в ходе перемещения по должности. Если вопреки отрицательным заключениям общественности и УВБ принимается иное решение, персональную ответственность за сотрудника должен нести его непосредственный руководитель", - предлагают в Казпотребнадзоре.
В числе предложений - ужесточение ответственности руководителей, начиная с заместителей и начальников управления дорожной полиции районов, городов, областей и центрального аппарата Комитета дорожной полиции МВД РК за принуждение к искусственному достижению "позитивных" результатов путем искажения отчетности и фальсификаций документов отчетности, нарушение трудовых прав подчиненных, незаконные наказания, увольнения и т.п. Данное предложение соответствует аналогичным мерам в РФ.
И в завершение представители Казпотребнадзора рекомендуют оперативно и на постоянной основе информировать общество о работе по очищению Комитета дорожной полиции от компрометирующих их сотрудников. Целесообразно публиковать в СМИ информацию о мерах, принятых в отношении нарушителей служебной дисциплины и законности, а также в отношении их руководителей, не обеспечивших должный уровень воспитательной и профилактической работы с подчиненными.
Сообщается, что антикоррупционный комитет ОО "Казпотребнадзор" в декабре 2012 года провел интернет-опрос автовладельцев для выявления масштаба коррупции в органах дорожной полиции. Результаты опроса в том числе показали, что 90% опрошенных автолюбителей Казахстана "разводили" свои нарушения на дороге, бюджет Казахстана ежегодно теряет около 55 млрд тенге из-за коррупции в дорожной полиции, а ЮКО, Жамбылская и Кызылординская области являются в стране самыми коррумпированными.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.