Для чего необходимо поддержать заявку Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 г.
Решение относительно предложения Казахстана на председательство в ОБСЕ будет принято в конце 2006 на встрече министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Брюсселе. Пока, никакого согласия по этому вопросу среди участников ОБСЕ достигнуто не было. В то время как Германия и ряд других государств - членов ЕС, а также стран СНГ поддерживают предложение Казахстана, есть страны, которые еще не приняли решения или даже выступают против казахского председательства в 2009 г.
Неофициальный перевод
German non-paper
Решение относительно предложения Казахстана на председательство в ОБСЕ будет принято в конце 2006 на встрече министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Брюсселе. Пока, никакого согласия по этому вопросу среди участников ОБСЕ достигнуто не было. В то время как Германия и ряд других государств - членов ЕС, а также стран СНГ поддерживают предложение Казахстана, есть страны, которые еще не приняли решения или даже выступают против казахского председательства в 2009 г.
Существует много важных причин, почему казахское предложение должно быть принято:
1. Стратегическое значение Средней Азии, и в особенности Казахстана в пределах и за пределами ОБСЕ, растет. Страны в этом регионе играют значительную роль в ключевых проблемах ОБСЕ, таких как безопасность, борьба против терроризма, энергетика. В пределах этого региона, Казахстан - якорь стабильности. Начиная с обретения независимости центральноазиатские государства пытались достигнуть баланса в их внешней политике, способствуя развитию отношений не только с их соседями, но также с США и Европой.
2. ОБСЕ - единственный форум коллективной безопасности, где Европа, ее трансатлантические партнеры и центральноазиатские страны находятся в постоянном диалоге, основанном на равных правах и обязательствах. Предложением на руководство организацией в 2009 г., в которое сам президент Назарбаев инвестировал много политического капитала, Казахстан, подчеркивает свое стремление к выполнению стандартов и принципов ОБСЕ. Это стремление было также подтверждено в ходе недавних переговоров относительно нового мандата для миссии ОБСЕ в Узбекистане, во время которых Казахстан играл дискретную, но эффективную роль посредничества. Казахстан был бы первым государством вне Западной и Центральной Европы, которое взяло бы на себя обязанности председателя, посылая тем самым важный сигнал, не только Средней Азии, но и странам "восточнее Вены".
3. Отклонение казахстанского предложения (включая и перенос на 2011 год), может привести к отчуждению Казахстана от ОБСЕ, как от организации. Отрицательное воздействие такого отчуждения на политику Европы и ее трансатлантических партнеров по отношению к Средней Азии очевидно. Казахстан и его соседи могут перейти к сотрудничеству, которое имело бы тенденцию исключать ЕС и его трансатлантических партнеров.
4. Кроме того, отклонение предложения Казахстана привело бы к пробелу внутри ОБСЕ. Европейские кандидаты на председательство могут быть блокированы. В период переживаемых организацией трудных времен (дискуссии по реформе организации, вопрос о расширении мандата для Центр ОБСЕ в Ташкент - это только две спорные проблемы) не в наших интересах создать еще одно противоречие.
5. Риски, связанные с отклонением, для нашей политики в регионе и для ОБСЕ как организации, перевешивают все остальные моменты, связанные с заявкой руководства Казахстана на председательство в 2009 году. Амбиции Казахстана должны использоваться, чтобы гарантировать согласие ОБСЕ. Любой председатель хочет, чтобы его председательство имело успех. Как будущий председатель, Казахстан был бы восприимчивым к требованиям на выполнение стандартов организации. Приверженность обязательствам ОБСЕ не является статической, это - постоянный процесс.
6. С момента независимости Казахстан сделал внушительные успехи по пути преобразований. Эти достижения включают в себя следующие моменты:
· многопартийная парламентарная система, с возможностями для оппозиции, что было еще раз доказано недавно регистрацией новой партии "Ак Жол"
· реформа системы правосудия и гуманизация уголовной системы
· свобода религии и уважение прав меньшинств, терпимость к беженцам; успехи в борьбе с наркотиками
· мораторий относительно смертной казни с 2004
· система, контролирующая соблюдение прав человека (Президентская Комиссия по правам человека, омбудсмен по правам человека, Национальная Комиссия по проблемам демократизации и гражданского общества)
· ратификация важных международных договоров и соглашений, таких как Международный договор по гражданским и политическим правам (ратификация в ноябре 2005)
7. Это не означает, что не осталось не проделанной работы: например, новый закон по СМИ, который утвержден казахским парламентом, является поводом для беспокойства. Президентские выборы в декабре 2005 не соответствовали всем международным стандартам, хотя регистрация кандидатов была главной составляющей и давала избирателям выбор, государственные средства информации в значительной степени выполнили юридические обязательства по обеспечению свободного эфирного времени кандидатам, администрация выборов улучшилась в предвыборный период, Центральная Избирательная Комиссия действовала с большей прозрачностью, списки избирателей были более точными чем прежде.
8. Казахская элита заявила о намерении продолжать реформы. Поддержка предложения Казахстана в свою очередь усилит стремление к правовым нормам, реформам и демократическим ценностям гражданского общества в Казахстане. Председательство в ОБСЕ дало бы казахстанским реформаторам большой импульс на пути дальнейших преобразований в стране.