25.09.2014, 14:35 3637

Омбудсмен обратил внимание главы Минобразования РК на необходимость соблюдения прав детей, их неприкосновенности и защиты от насилия в школе

А. Шакиров обратился к министру с просьбой обратить внимание на соблюдение прав детей в школе, прежде всего на неприкосновенность и защиту от насилия, и взять под личный контроль деятельность в данной сфере центральных и местных органов образования.

Астана. 25 сентября. Kazakhstan Today - Омбудсмен обратил внимание главы Минобразования РК на необходимость обеспечения прав детей, их неприкосновенности и защиты от насилия в школе.

Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров направил министру образования и науки РК Аслану Саринжипову открытое письмо, в котором попросил обратить внимание на необходимость решения вопроса обеспечения прав детей в школе.

Как сказано в письме, на протяжении последних лет учреждением уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан проведен ряд комплексных исследований по вопросам проблем детства, в том числе насилия, уязвимости детей по отношению к рискованному поведению. Результаты и выводы всех исследований направлялись в адрес Министерства образования и науки. В частности, в 2011 году направлены рекомендация по результатам исследования: "Насилие в отношении детей в государственных интернатных учреждениях: оценка положения" и отчеты по нему, в 2012 году отчет об итогах исследования "Уязвимость детей по отношению к рискованному поведению, сексуальной эксплуатации и торговле людьми", в 2013 отчет об итогах исследования "Оценка насилия в отношении детей в школах".

"Данные вопросы неизменно затрагиваются в ежегодных отчетах о деятельности Уполномоченного, ежегодно направляемых, в том числе, в адрес возглавляемого Вами ведомства. Вместе с тем отсутствие должного внимания к нашим предыдущим рекомендациям и обращениям с изложением конкретных проблем в сфере защиты детей вынуждает национальное правозащитное учреждение обратиться к Вам с данным открытым письмом. Ключевой проблемой, поднимаемой в вышеуказанных документах, является насилие в отношении детей. Наши исследования выявили, что 66,3% детей сталкиваются с насилием в школе, становятся свидетелями, жертвами либо виновниками насилия, при этом 23% опрошенных детей были жертвами физического насилия, 20% - вымогательства среди детей, 27% телесного наказания со стороны учителей", - пишет в своем письме А. Шакиров.

Омбудсмен отмечает, что недопустимо терпимым является отношение преподавательского состава исследованных школ к телесным наказаниям (40% среди персонала интернатных учреждений поддерживают применение данных мер воздействия).

Факты насилия между детьми вне школы в известной степени можно рассматривать как "отложенное насилие", то есть агрессию, зародившуюся в школе и неизбежно вышедшую за ее стены, что указывает на недостаток работы по предотвращению конфликтов в указанных учреждениях.

"Широкий резонанс вызвала трагедия, случившаяся на уроке истории 16 сентября 2014 года в школе-лицее № 76 города Астаны, закончившаяся гибелью 13-летнего ученика восьмого класса от рук своего одноклассника. Допуская возможность трагического стечения обстоятельств, произошедшее вызывает ряд вопросов относительно действий школьного психолога, педагогов и должностных лиц, допустивших обучение предположительно страдавшего психическим расстройством ребенка в общеобразовательной школе. К сожалению, данный шокирующий случай отражает повсеместное распространение складывающейся тенденции, о чем свидетельствуют другие подобные факты. Так, 4 сентября 2012 года 17-летний школьник Южно-Казахстанской области в ходе ссоры нанес несколько ножевых ранений своему ровеснику студенту колледжа, впоследствии скончавшемуся. В аналогичном случае 10 сентября того же года в результате вооруженного нападения подростков на учащихся колледжей города Шымкента погиб один юноша, двое с огнестрельными ранениями были доставлены в больницу", - сказано в письме.

В нем А. Шакиров также напоминает о других случаях со школьниками, произошедших ранее. В частности, 14 сентября 2012 года получил 12 лет тюремного заключения школьник Южного Казахстана, выстреливший из огнестрельного оружия в сверстника, в результате чего последний скончался.

27 августа 2013 года в Восточном Казахстане 8 школьников осуждено за убийство. Как было установлено судом, подростки по сговору выманили своего 18-летнего приятеля, задушили, а тело спрятали на окраине населенного пункта.

В марте 2014 года в Караганде учащиеся двух школ устроили массовую драку.

В конце августа 2014 года в Интернете получила распространение видеозапись, на которой в школьном помещении трое подростков издеваются над другим лицом.

"Распространение в социальных сетях видеозаписей драк и избиений казахстанских школьников становится обыденным явлением. Широкий географический и временной охват таких фактов не позволяет говорить о их единичности, позволяя констатировать наличие системной проблемы и отсутствие эффективной деятельности по ее решению.

Тесную взаимосвязь с данной тематикой имеет проблема высокого уровня самоубийств среди подростков, по которым Казахстан занимает не последние позиции в соответствующих мировых рейтингах. По нашим исследованиям, 27,4% детей когда-либо занимались самоповреждением и пытались совершить попытку самоубийства. Уровень рецидива попыток членовредительства составляет 75,3%", - пишет омбудсмен.

Он подчеркивает, что определенная часть самоубийств предотвратима. Согласно выводам международного эксперта в области суицидологии профессора М. Саркьяпоне, минимум 24,3% случаев завершенного суицида среди детей сопровождались суицидальными посланиями, которые не подверглись вдумчивому анализу со стороны уполномоченных органов, педагогов и психологов.

"Невнимание к качественному и действенному обеспечению прав детей и защите их интересов, формализм, переходящий в халатность, негативно отражается и в других областях деятельности учреждений образования. Так, отсутствие должного контроля над школьным питанием приводит к случаям массового отравления детей, последним примером которого стал инцидент, имевший место в сентябре 2014 года в Узункольской средней школе Костанайской области, где пострадали 53 человека. Другим фактом стала смерть от туберкулезного менингита работницы детского сада в городе Актобе. Болезнь была выявлена только после смерти лица, при этом медосмотры ею проходились регулярно. В апреле 2014 года туберкулез был обнаружен у сотрудницы средней школы города Атырау. Также заслуживает внимания ежегодно возникающая проблема нехватки школьных учебников. Исходя из сообщений средств массовой информации, в целых областях школы не смогли обеспечить себя необходимой литературой вследствие, как сообщается, недостатков информирования центральных государственных органов со стороны местных учреждений образования", - говорится в письме к министру.

В нем также отмечается, что острая нехватка учителей.

"Безусловно, в данной связи следует уделять большее внимание инициативам, разрабатываемым с использованием потенциала международных организаций, гражданского сектора, зарубежного опыта. Следует привести пример пилотной программы "Профилактика и реагирование на насилие в школах в Восточно-Казахстанской области", успешно реализованной в 2013-2014 годах в указанном регионе в рамках сотрудничества Уполномоченного, ЮНИСЕФ, Министерства иностранных дел Норвегии и управления образования области. Программа включала в себя обучение учеников 3-7 классов позитивным типам поведения, распознаванию школьного насилия, своевременному прекращению конфликтных ситуаций, уважительному отношению к своим сверстникам. Без сомнения, данный и другие результаты нашей проектной, исследовательской и мониторинговой работы могли бы быть использованы в работе Министерства образования и науки и органов образования на местах", - пишет А. Шакиров.

Он подчеркивает, что обеспечение лучших условий для воспитания подрастающего поколения является фундаментом, гарантирующим продолжение развития и модернизации казахстанского общества и государства, что делает данный процесс стратегическим в контексте реализации задач, поставленных государством в долгосрочной перспективе.

Для этой цели правительством РК проводится всесторонняя работа, выделяются необходимые финансовые и иные ресурсы в рамках различных программ, в частности Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

"Действующие структуры, в том числе консультативно-совещательные органы и специальные комиссии, должны, на наш взгляд, стать местом не столько обсуждения, сколько совместной выработки механизмов решения проблем в данной сфере. Представляется, что решение затронутых в настоящем письме проблем возможно при усилении сотрудничества между всеми заинтересованными государственными органами и институтам гражданского общества при консолидирующей роли Министерства образования и науки", - резюмирует омбудсмен.

В завершение он обратился к министру с просьбой обратить внимание на необходимость решения вопроса обеспечения прав детей в школе, прежде всего их права на неприкосновенность и защиту от насилия, и взять под личный контроль деятельность в данной сфере центральных и местных органов образования.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?