17.01.2019, 11:26 10038

Политолог: Принципиальная позиция руководства Казахстана по укреплению светских начал государственности - основной фактор недопущения религиозных крайностей

"На фоне отмеченных выше критических тенденций за рубежом Казахстан имеет хорошие возможности лишний раз продемонстрировать мировому сообществу созданную им модель межконфессионального согласия. Соответствующий казахстанский опыт заслуживает серьезного внимания и изучения заинтересованными официальными и негосударственными структурами разных стран мира".
Астана. 17 января. Kazakhstan Today - Политолог Андрей Чеботарев считает, что принципиальная позиция руководства Казахстана по укреплению светских начал государственности - основной фактор недопущения религиозных крайностей, передает Kazakhstan Today.

С самого начала процесса своего суверенного развития Казахстан провозгласил себя светским государством. Это предполагает, во-первых, что ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика проводится исключительно в интересах всего общества без отдачи каких-либо преимуществ в пользу определенных религий и их последователей. Во-вторых, равное отношение государства к религиозным конфессиям и объединениям на территории республики, а также невмешательство во внутренние дела этих объединений при условии осуществления ими деятельности, не противоречащей действующему законодательству", - пишет политолог в статье, опубликованной агентством "Казинформ".


По мнению автора статьи, светский статус не означает полного дистанцирования государства от рассматриваемой сферы. Прежде всего, оно обеспечивает соблюдение конституционных прав граждан на свободу совести, определение религиозной принадлежности и защиту от любой дискриминации по признаку таковой. Одним из ключевых направлений официального политического курса в Казахстане является обеспечение межконфессионального согласия. В свою очередь, это предполагает формирование и внедрение в повседневную практику установок толерантного сознания и поведения.

Чеботарев отмечает, что через уполномоченные органы государство вправе регулировать сферу религии. Это выражается главным образом в государственной регистрации религиозных объединений и лиц, занимающихся миссионерской деятельностью, проведении религиоведческой экспертизы учредительных и других документов религиозных объединений, осуществлении контроля за соблюдением законодательства в данной сфере, определении порядка строительства культовых сооружений и так далее.

Кроме этого, проявляя заметную активность на международной арене, Казахстан стал инициатором создания уникального института продвижения в глобальном масштабе ценностей межконфессионального согласия и межцивилизационного диалога. Таковым является Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проводимый в Астане с периодичностью один раз в три года. "Официально признавая культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, государство осуществляет конструктивное взаимодействие с соответствующими религиозными объединениями и заинтересовано использовать их потенциал в интересах развития страны. Поэтому светский характер государства достаточно успешно сочетается с его активной деятельностью в сфере религии и межконфессиональных отношений. При всем этом проводится работа по укреплению светских принципов и устоев, что отвечает интересам всего казахстанского общества без какого-либо его деления по религиозным и иным признакам. Очевидно, что такой подход Казахстана очень важен в условиях проявления негативных тенденций в религиозной сфере на глобальном и региональном уровнях", - добавляет политолог.

Говоря о глобальных тенденциях, он отмечает нарастание противоречий и конфликтов между Западом и исламом. Уверенность Запада в универсальности своих ценностей и стремление распространить их по всему миру наталкивается на активное сопротивление исламского мира, отличающегося высоким уровнем консерватизма и традиционализма.

Одной из форм такого сопротивления стали многочисленные проявления религиозно-политического экстремизма и терроризма. В данном случае речь идет об использовании ценностей и норм мусульманской религии в определенных политических целях, осуществляемых такими экстремистскими организациями, как "Аль-Каида", "Исламское государство", "Братья-мусульмане" и так далее. Они стремятся главным образом к свержению светских режимов в мусульманских странах, замене их на шариатское правление и созданию единого исламского государства (халифата).


К США, Великобритании и другим странам Запада данные организации относятся враждебно из-за их вмешательства в дела мусульманских стран, включая военное присутствие на территории Афганистана, Ирака и так далее. Запад для них является непримиримым оппонентом, препятствующим реализации ими своих целей. В аналогичном положении находится также Россия вследствие нестабильной ситуации на Северном Кавказе и военно-политической поддержки Сирии. В связи с этим рассматриваемые экстремистские структуры используют, в частности, идеологию джихада ("борьбы с неверными") для проведения терактов непосредственно в странах Запада и России", - говорится в статье.

Другим серьезным фактором противоречий между исламом и Западом является миграционное давление на страны последнего. Особенно это испытывают государства Европы из-за увеличения притока беженцев и нелегальных мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки в связи с вооруженными конфликтами в данных регионах. Так, только в 2015 году на территорию Евросоюза оттуда прибыло 1 млн 800 тыс. человек. А за первое полугодие 2018 года было зафиксировано 60 тыс. 430 случаев нелегального пересечения границ ЕС.

Чеботарев указывает, что обострение "конфликта цивилизаций" сдерживается тем, что западные страны при всех указанных выше вызовах для их стабильности и безопасности не идут на пересмотр основных положений своей политики в сфере религии, миграции и так далее и стараются решать возникающие инциденты между мусульманами и представителями других конфессий в конструктивном русле. Со стороны же мира ислама отсутствует какая-либо консолидированная негативная позиция по отношению к Западу. Более того, ряд мусульманских стран заинтересованы в развитии хороших отношений с западными странами, а также поддерживают их в противодействии терроризму и экстремизму.

При всем этом именно принципиальная позиция руководства Казахстана по укреплению светских начал национальной государственности является основным фактором недопущения таких крайностей, как раскол общества и гражданские столкновения по религиозному признаку. Свой вклад в это вносят также уполномоченные госорганы и институты гражданского общества, ответственные за теоретическое обоснование и практическое продвижение ценностей диалога, согласия и толерантности в религиозной сфере", - указывает автор.


Новая официальная идеологическая повестка, выдвинутая и реализуемая с 2017 года под руководством первого заместителя руководителя администрации президента РК Марата Тажина, серьезно затрагивает и сферу религии. Прежде всего, 20 июня того года была утверждена Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы. Этот документ направлен на совершенствование системы и механизмов данного направления деятельности государства и его органов в духе укрепления политической стабильности, светских принципов развития государства, межэтнического и межконфессионального согласия.

Таким образом, на фоне отмеченных выше критических тенденций за рубежом Казахстан имеет хорошие возможности лишний раз продемонстрировать мировому сообществу созданную им модель межконфессионального согласия. Соответствующий казахстанский опыт заслуживает серьезного внимания и изучения заинтересованными официальными и негосударственными структурами разных стран мира", - резюмировал Чеботарев.


Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?