03.05.2012, 12:31 4391

Повседневные продукты казахстанцы предпочитают покупать в магазинах у дома

Свыше 66% участников опроса, проведенного ИПР, покупают ежедневные продукты (молоко, хлеб и др.) в магазинах у дома. В супермаркет за этой категорией продуктов отправляется каждый пятый (21,8%).

Астана. 3 мая. Kazakhstan Today - Казахстанцы предпочитают покупать хлеб и молоко в магазинах у дома, овощи - на рынке, обувь - на барахолке, передает Kazakhstan Today.

Социологи Института политических решений (ИПР) узнали у жителей 16 городов Казахстана, в каких местах они покупают продукты питания, товары бытовой химии, одежду и обувь, сообщает пресс-служба ИПР.

Свыше 66% участников опроса, проведенного ИПР, покупают ежедневные продукты (молоко, хлеб и др.) в магазинах у дома. В супермаркет за этой категорией продуктов отправляется каждый пятый (21,8%). На рынке ежедневные продукты покупает один из десяти казахстанцев, или 9,2% респондентов.

Закономерно, что в ряде городов количество ежедневно посещающих супермаркеты больше. Лидируют в этом списке финансовая и нефтяная столицы республики - Алматы и Атырау: здесь доли тех, кто ежедневно закупается в супермаркетах и магазинах у дома, примерно равны. Также супермаркеты популярны в Караганде (40,8%), Астане (38,9%), Актобе (31,4%), отмечается в исследовании.

Жители южных городов предпочитают покупать продукты на каждый день вблизи дома - Тараз (98,7%), Шымкент (75%), Кызылорда (70%). Распространены магазины у дома и в Усть-Каменогорске, Павлодаре, Талдыкоргане.

Согласно исследованию, у 37,3% казахстанцев при покупке продуктов питания на несколько дней вперед - круп, напитков, кондитерских изделий и т.п. - на первый план выходят супермаркеты. Немногим меньше тех, кто отправляется за "недельными" продуктами на рынок или базар - 34,5%. В магазинах у дома их покупает каждый пятый горожанин (21,3%).

Региональные различия проявляются и здесь: жители Алматы, Астаны, Караганды, и всех "нефтегазозападных" городов (Уральск - в меньшей степени) предпочитают супермаркеты. Население южного региона в большей степени осуществляет закуп продуктов на неделю на рынках или базарах.

Свыше половины опрошенных ИПР казахстанцев (51,2%), отправляясь за мясной и фруктово-овощной продукцией, предпочитают магазинам рынки (базары). Это наиболее характерно для жителей Юга (Тараз - 89,3%, Шымкент - 80,6%, Кызылорда - 73,3%). Актюбинцы, вопреки своей привязанности к супермаркетам, за мясом, овощами и фруктами также идут на рынок.

Каждый пятый участник опроса (22,3%) покупает эту категорию продуктов в супермаркетах. Такое поведение в большей степени свойственно жителям Караганды (36,9%), Петропавловска (31,7%), Актау (30%), Астаны (26,1%) и Алматы (26,1%).

По данным ИПР, в магазинах у дома покупают мясо, овощи и фрукты 25% павлодарцев, 18,6% костанайцев, 18% талдыкорганцев. В целом возле дома эти продукты удобно покупать каждому десятому респонденту (10,2%). Немногим меньше (9%) тех, кто всем вариантам предпочитает сельскохозяйственные ярмарки. Еще 5,9% идут в специализированные магазины - мясные или фруктово-овощные.

На вопрос: "В каких местах вы покупаете одежду/обувь?" более половины респондентов - 50,4% - отвечают: "На рынке или на барахолке". Среди этой категории чаще встречаются остронуждающиеся горожане (68%). В региональном срезе больше всего таковых в Таразе, Кызылорде, Шымкенте.

В торговых домах или бутиках отдельных торговых марок одеваются и обуваются 39,7% участников опроса ИПР. В первую очередь это жители Актобе, Астаны и Усть-Каменогорска. В разрезе доходных групп это характерно для обеспеченного населения (59,4%).

6,1% казахстанцев предпочитают покупать одежду и обувь в брендовых магазинах. Небольшая часть населения (1,3%) включает шопинг в программу пребывания за границей, услугами интернет-магазинов пользуется лишь один человек из ста - 1%.

В целом, характеризуя покупательский стиль по всем категориям продуктов, социологи ИПР отмечают несколько трендов.

Региональный: в Казахстане проявляются регионы-реципиенты, население которых склонно к покупке наиболее дешевых товаров нередко в ущерб качеству (в первую очередь это свойственно югу Казахстана). Социальная дифференциация усиливается наличием более развитых городов: как правило, их жители более щепетильны в выборе продуктов и одежды (в первую очередь "чиновничья" Астана, "культурно-финансовый" Алматы, "приближенная к столице" Караганда, "нефтяные" Атырау и Актау), отмечают социологи.

Еще один фактор связан с развитием торговых сетей и супермаркетов: в ряде городов (Алматы, Астана, Актобе) их количество достаточно для того, чтобы охватить определенную часть населения, в некоторых городах превалируют небольшие магазины и рынки.

Следующий фактор, определяющий покупательский стиль казахстанцев, - материальный (отчасти связан с региональным): различия в покупательских предпочтениях показывают, насколько он важен при выборе с местом покупок (вплоть до наличия автомобиля в семье для поездок в супермаркеты).

И, наконец, так называемый "фактор привычки": казахстанцы по традиции покупают еду, одежду и обувь "вживую". В силу ряда причин - недостаточной распространенности Интернета и незнания, а, возможно, недоверия интернет-магазинам - культура покупки товаров онлайн среди казахстанцев пока не развита.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?