Повседневные продукты казахстанцы предпочитают покупать в магазинах у дома
Астана. 3 мая. Kazakhstan Today - Казахстанцы предпочитают покупать хлеб и молоко в магазинах у дома, овощи - на рынке, обувь - на барахолке, передает Kazakhstan Today.
Социологи Института политических решений (ИПР) узнали у жителей 16 городов Казахстана, в каких местах они покупают продукты питания, товары бытовой химии, одежду и обувь, сообщает пресс-служба ИПР.
Свыше 66% участников опроса, проведенного ИПР, покупают ежедневные продукты (молоко, хлеб и др.) в магазинах у дома. В супермаркет за этой категорией продуктов отправляется каждый пятый (21,8%). На рынке ежедневные продукты покупает один из десяти казахстанцев, или 9,2% респондентов.
Закономерно, что в ряде городов количество ежедневно посещающих супермаркеты больше. Лидируют в этом списке финансовая и нефтяная столицы республики - Алматы и Атырау: здесь доли тех, кто ежедневно закупается в супермаркетах и магазинах у дома, примерно равны. Также супермаркеты популярны в Караганде (40,8%), Астане (38,9%), Актобе (31,4%), отмечается в исследовании.
Жители южных городов предпочитают покупать продукты на каждый день вблизи дома - Тараз (98,7%), Шымкент (75%), Кызылорда (70%). Распространены магазины у дома и в Усть-Каменогорске, Павлодаре, Талдыкоргане.
Согласно исследованию, у 37,3% казахстанцев при покупке продуктов питания на несколько дней вперед - круп, напитков, кондитерских изделий и т.п. - на первый план выходят супермаркеты. Немногим меньше тех, кто отправляется за "недельными" продуктами на рынок или базар - 34,5%. В магазинах у дома их покупает каждый пятый горожанин (21,3%).
Региональные различия проявляются и здесь: жители Алматы, Астаны, Караганды, и всех "нефтегазозападных" городов (Уральск - в меньшей степени) предпочитают супермаркеты. Население южного региона в большей степени осуществляет закуп продуктов на неделю на рынках или базарах.
Свыше половины опрошенных ИПР казахстанцев (51,2%), отправляясь за мясной и фруктово-овощной продукцией, предпочитают магазинам рынки (базары). Это наиболее характерно для жителей Юга (Тараз - 89,3%, Шымкент - 80,6%, Кызылорда - 73,3%). Актюбинцы, вопреки своей привязанности к супермаркетам, за мясом, овощами и фруктами также идут на рынок.
Каждый пятый участник опроса (22,3%) покупает эту категорию продуктов в супермаркетах. Такое поведение в большей степени свойственно жителям Караганды (36,9%), Петропавловска (31,7%), Актау (30%), Астаны (26,1%) и Алматы (26,1%).
По данным ИПР, в магазинах у дома покупают мясо, овощи и фрукты 25% павлодарцев, 18,6% костанайцев, 18% талдыкорганцев. В целом возле дома эти продукты удобно покупать каждому десятому респонденту (10,2%). Немногим меньше (9%) тех, кто всем вариантам предпочитает сельскохозяйственные ярмарки. Еще 5,9% идут в специализированные магазины - мясные или фруктово-овощные.
На вопрос: "В каких местах вы покупаете одежду/обувь?" более половины респондентов - 50,4% - отвечают: "На рынке или на барахолке". Среди этой категории чаще встречаются остронуждающиеся горожане (68%). В региональном срезе больше всего таковых в Таразе, Кызылорде, Шымкенте.
В торговых домах или бутиках отдельных торговых марок одеваются и обуваются 39,7% участников опроса ИПР. В первую очередь это жители Актобе, Астаны и Усть-Каменогорска. В разрезе доходных групп это характерно для обеспеченного населения (59,4%).
6,1% казахстанцев предпочитают покупать одежду и обувь в брендовых магазинах. Небольшая часть населения (1,3%) включает шопинг в программу пребывания за границей, услугами интернет-магазинов пользуется лишь один человек из ста - 1%.
В целом, характеризуя покупательский стиль по всем категориям продуктов, социологи ИПР отмечают несколько трендов.
Региональный: в Казахстане проявляются регионы-реципиенты, население которых склонно к покупке наиболее дешевых товаров нередко в ущерб качеству (в первую очередь это свойственно югу Казахстана). Социальная дифференциация усиливается наличием более развитых городов: как правило, их жители более щепетильны в выборе продуктов и одежды (в первую очередь "чиновничья" Астана, "культурно-финансовый" Алматы, "приближенная к столице" Караганда, "нефтяные" Атырау и Актау), отмечают социологи.
Еще один фактор связан с развитием торговых сетей и супермаркетов: в ряде городов (Алматы, Астана, Актобе) их количество достаточно для того, чтобы охватить определенную часть населения, в некоторых городах превалируют небольшие магазины и рынки.
Следующий фактор, определяющий покупательский стиль казахстанцев, - материальный (отчасти связан с региональным): различия в покупательских предпочтениях показывают, насколько он важен при выборе с местом покупок (вплоть до наличия автомобиля в семье для поездок в супермаркеты).
И, наконец, так называемый "фактор привычки": казахстанцы по традиции покупают еду, одежду и обувь "вживую". В силу ряда причин - недостаточной распространенности Интернета и незнания, а, возможно, недоверия интернет-магазинам - культура покупки товаров онлайн среди казахстанцев пока не развита.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.